Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием защитника фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио на постановление N ... заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) от 22 июня 2021 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 16 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Мегастрой" фио,
УСТАНОВИЛ:
постановлением N... заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве от 22 июня 2021 года генеральный директор ООО "Мегастрой" Кургинян С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда города Москвы от 16 декабря 2021 года постановление N... заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель Управления Росреестра по Москве от 22 июня 2021 года оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Мегастрой" фио - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, фио просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что обследование земельного участка осуществлено с нарушением требований Административного регламента, с доступом на земельный участок и в здание и применением фотофиксации внутри здания; назначенное Кургиняну С.М. административное наказание является чрезмерно суровым; наряду с Кургиняном С.М. к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ привлечено юридическое лицо ООО "Мегастрой".
В судебное заседание генеральный директор ООО "Мегастрой" Кургинян С.М, извещённый в установленном порядке, не явился, уполномочил защитника фио на представление его интересов, которая в судебном заседании поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель Управления Росреестра по Москве фио возражал против удовлетворения жалобы, считая решение судьи районного суда законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника фио, представителя Управления Росреестра по Москве фио исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешённым использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определённой категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
На основании п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населённых пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 3 ЗК РФ все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно материалам дела, 28 мая 2021 года в 11 часов 00 минут в результате административного обследования объекта земельных отношений установлено, что по адресу: адрес расположен земельный участок с кадастровым N... площадью 867 кв. адрес сведениям ЕГРН земельный участок оформлен в собственность ООО "Мегастрой". Вид разрешённого использования земельного участка: земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий (1.2.7).
На момент проведения административного обследования на земельном участке расположено строение, принадлежащее на праве собственности ООО "Мегастрой" (гос.рег. от 31.10.2014 N 77-77-03/104/2014-585), которое используется под размещение гостиницы.
Согласно Правилам землепользования и застройки города Москвы, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП (далее - ПЗЗ, для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером.., установлен основной вид разрешённого использования: 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 4.6, 4.8.1, 4.8.2, 4.9, 4.10.
В соответствии с ПЗЗ для земельного участка с кадастровым номером... вспомогательным видом разрешённого использования земельного участка и объектов капитального строительства, являются виды разрешённого использования, указанные в пункте 3.3.4 ПЗЗ. Вид использования 4.7 - размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, не входит в список вспомогательных видов разрешённого использования.
Таким образом, в результате административного обследования выявлено нарушение земельного законодательства Российской Федерации, выразившееся в использовании ООО "Мегастрой", генеральным директором которого является Кургинян С.М, земельного участка не в соответствии с разрешённым видом его использования.
Действия генерального директора ООО "Мегастрой" Кургиняна С.М. квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Факт совершения генеральным директором ООО "Мегастрой" Кургиняном С.М. административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от 30 июня 2021 года; заданием на проведение административного обследования от 4 мая 2021 года; актом административного обследования объекта земельных отношений от 28 мая 2021 года с приложенным к нему схематическим чертежом; фототаблицей; сведениями из ЕГРН, а также другими доказательствами.
Указанные доказательства должностным лицом и судьёй районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что должностным лицом административного органа нарушены процедура проведения административного обследования объекта земельных отношений, является несостоятельным.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 11 и 13 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).
В п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) установлено, что государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также - юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Административное обследование объектов земельных отношений на основании п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ относится к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями).
Согласно п. 4 ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учётом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (подп. 4 п. 5 ст. 71 ЗК РФ).
Административное обследование объектов земельных отношений проводится должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, в рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации (п. 1 ст. 71.2 ЗК РФ).
На основании п. 3 ст. 71.2 ЗК РФ в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Согласно п. 6 Административного регламента осуществления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утверждённого приказом Росреестра от 18.06.2019 N П/0240, действующего на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении (далее - Административный регламент), государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель (далее - должностные лица).
На основании подп. 4 п. 7 Административного регламента должностные лица имеют право осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом.
В силу п. 109 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является задание на проведение административного обследования объектов земельных отношений.
Административная процедура осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений и доступа должностных лиц, уполномоченных заданием на проведение административного обследования, на обследуемые объекты земельных отношений (п. 111 Административного регламента).
При административном обследовании объектов земельных отношений проводится исследование состояния и способов использования объектов земельных отношений на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (данные дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований), информации, полученной по результатам визуального осмотра и другими методами (п. 112 Административного регламента).
Согласно п. 115 Административного регламента результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" "19" (далее - акт административного обследования), или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании задания и.о. руководителя Управления Росреестра по Москве от 4 мая 2021 года N 47-05, в соответствии с подп. 4 п. 5 ст. 71 ЗК РФ, п. 4 ст. 71.2 ЗК РФ должностным лицом Управления Росреестра по Москве проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером.., по результатам которого установлено его использование собственником ООО "Мегастрой" не в соответствии с видом разрешённого использования. При этом обследование проводилось без взаимодействия с юридическим лицом, путём осмотра объекта земельных отношений. Производство фотосъёмки внутри здания гостиницы не противоречит требованиям Административного регламента, указанное обстоятельство подтверждает наличие события административного правонарушения. В связи с выявлением по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушения земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, должностное лицо административного органа оформило результаты такого обследования актом административного обследования объекта земельных отношений N 78 от 28 мая 2021 года.
Поскольку имелись достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Мегастрой" Кургиняна С.М. возбуждено дело об административном правонарушении путём составления протокола об административном правонарушении
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностное лицо административного органа и судья районного суда правильно установили все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дали надлежащую юридическую оценку действиям генерального директора ООО "Мегастрой" Кургиняна С.М, и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, и виновности законного представителя в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности должностным лицом и судьёй районного суда не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Кургиняна С.М, не усматривается.
Административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, назначено Кургиняну С.М. в соответствии с требованиями ст. 3.1, ст. 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, оно является справедливым и соразмерным содеянному, основания для изменения административного наказания, в том числе по доводам жалобы, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение вынесенных по настоящему делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда, допущено не было.
Порядок и срок давности привлечения Кургиняна С.М. к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление N... заместителя главного государственного инспектора в городе Москве по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 22 июня 2021 года и решение судьи Измайловского районного суда города Москвы от 16 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Мегастрой" фио оставить без изменения, жалобу защитника фио - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.