Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе и дополнениям к ней защитника Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний" по доверенности фио на постановление судьи Бабушкинского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года, которым Общеобразовательное частное учреждение "Свет Знаний" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административном наказанию в виде административного приостановления деятельности Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний" по адресу: адрес, на срок 70 суток,
УСТАНОВИЛ:
27 октября 2021 года специалистом-экспертом ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в адрес по адрес в отношении Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Данный протокол с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Бабушкинский районный суд адрес, судьёй которого 20 декабря 2021 года вынесено приведённое выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд защитник учреждения обжалует указанное постановление судьи районного суда по доводам поданных жалобы и дополнений к ней, согласно которым, действия учреждения неправильно квалифицированы по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ; не принят во внимание приказ по школе об установлении для всех обучающихся каникул на период с 25 октября 2021 года по 07 ноября 2021 года включительно; на представленной видеозаписи осмотра помещений школы не зафиксировано участие понятых, на которых имеется ссылка в протоколе об этом, что влечет его недопустимость и влечет исключение из числа доказательств; законный представитель учреждения не был уведомлен о предстоящем внеплановом инспекционном визите, нарушен порядок проведения данного контрольного мероприятия; материалами дела не подтверждено согласования проведенного инспекционного визита с прокурором; назначение административного приостановления деятельности судьей районного суда ничем не мотивировано; за нарушение тех же санитарно-эпидемиологических требований 10 ноября 2021 года учреждение уже было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ.
В судебное заседание Московского городского суда законный представитель Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний", будучи извещенным о месте и времени слушания дела, не явился, обеспечил явку защитника по доверенности фио, в полном объеме поддержавшей изложенные в жалобе и дополнениях к ней доводы, настаивавшей на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы указанной жалобы, выслушав объяснения защитника, допросив свидетеля, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления судьи районного суда не имеется в силу следующего.
Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до сумма прописью; на должностных лиц - от пятисот до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Административная ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которые влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
В пункте 1 ст. 17 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии со ст. 24 того же Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Согласно ч. 1 ст. 29 вышеназванного Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N52-ФЗ, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны адрес, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
По смыслу положений ст.39 названного Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, на адрес действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Также в пункте 22 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на адрес новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года, Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на адрес также установлены СП 3.1.3.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 года N15, пунктом 4.4 которых предусмотрены мероприятия, направленные на "разрыв" механизма передачи инфекции, а именно: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы адрес; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу; использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций; ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
На основании п.п.1.4, 2.3.1 СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N28, функционирование хозяйствующих субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, подлежащую лицензированию, а также деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего их соответствие санитарному законодательству, в том числе Правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей; планировка зданий, строений, сооружений должна обеспечивать соблюдение гигиенических нормативов и обеспечивать доступность услуг, оказываемых для инвалидов и лицам с ограниченными возможностями здоровья, при наличии нескольких зданий, функционально связанных между собой, находящихся на одной собственной территории, должны предусматриваться отапливаемые переходы из одного здания в другое для исключения перемещения детей (молодежи) по улице, за исключением загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием, неотапливаемые переходы допускаются: при следующих климатических условиях среднемесячной температуре воздуха в январе от -5 °C до +2 °C, средней скорости ветра за три зимних месяца 5 и более м/с, среднемесячной температуре воздуха в июле от +21 °C до +25 °C, среднемесячной относительной влажности воздуха в июле - более 75%, среднемесячной температуре воздуха в январе от -15 °C до +6 °C, среднемесячной температуре воздуха в июле от +22 °C и выше, среднемесячной относительной влажности воздуха в июле - более 50%, организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования размещаются на собственной территории в отдельно стоящих зданиях.
Организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, не допускается размещать в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения. Встроенные в жилые здания, встроенно-пристроенные к жилым зданиям и (или) к зданиям общественного и административного назначения хозяйствующие субъекты должны иметь самостоятельные вход и выход, а также прилегающую к ним территорию, если иное не определено Правилами. В подвальных этажах не допускается размещение помещений для детей и молодежи, помещений, в которых оказывается медицинская помощь, за исключением гардеробов, туалетов для персонала, тира, помещений для хранения книг (далее - книгохранилища), умывальных и душевых помещений (далее - умывальные, душевые соответственно), для стирки и сушки белья, гладильных, хозяйственных иных подсобных помещений. В помещениях цокольного этажа не допускается размещение помещений для детей и молодежи, за исключением гардеробов, туалетов, тира, книгохранилищ, умывальных, душевых, туалетов, помещений для стирки и сушки белья, гладильных, хозяйственных и иных подсобных помещений, обеденных и тренажерных залов для молодежи. Подвальные помещения должны быть сухими, не содержащими следы загрязнений, плесени и грибка, не допускается наличие в них мусора. Учебные помещения для занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста в объектах хозяйствующих субъектов, реализующих образовательные программы дошкольного образования и начального общего, основного общего и среднего общего образования, размещаются не выше третьего этажа здания, если иное не определено Правилами.
Минимальное количество помещений, необходимых для функционирования хозяйствующего субъекта (далее - минимальный набор помещений) с круглосуточным пребыванием, включает: жилые помещения, помещения для организации питания, помещения для оказания медицинской помощи, помещения для реализации образовательных программ (учебные классы (комнаты самоподготовки) и (или) по присмотру и уходу за детьми (игровые комнаты), или комнаты для осуществления присмотра и ухода (игровые комнаты и (или) гостиные), душевые, умывальные, туалеты для проживающих, помещения для стирки, сушки и глажки белья, комнаты для хранения постельного белья, комнаты и туалеты для персонала. Для объектов с дневным пребыванием минимальный набор помещений включает: помещения, обеспечивающие реализацию основного вида деятельности, помещения для организации питания (в случае пребывания детей (молодежи) в данных объектах более 4 часов), санитарные узлы, помещения для оказания медицинской помощи (в случаях, установленных законодательством
В пунктах 1.4, 2.3 СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 года N16, определено, что организации не позднее, чем за 1 рабочий день до их открытия должны информировать родителей (законных представителей детей) о режиме функционирования организации в условиях распространения COVID-19; организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие уборку всех помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств и очисткой вентиляционных решеток (далее - генеральная уборка) непосредственно перед началом функционирования организации; обеспечение условий для гигиенической обработки рук с применением кожных антисептиков при входе в организацию, помещения для приема пищи, санитарные узлы и туалетные комнаты; ежедневную влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств с обработкой всех контактных поверхностей; генеральную уборку не реже одного раза в неделю; обеспечение постоянного наличия в санитарных узлах для детей и сотрудников мыла, а также кожных антисептиков для обработки рук; регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного, тренировочного, иных организационных процессов и режима работы организаций; организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток.
При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению; мытье посуды и столовых приборов в посудомоечных машинах при максимальных температурных режимах. При отсутствии посудомоечной машины мытье посуды должно осуществляться ручным способом с обработкой столовой посуды и приборов дезинфицирующими средствами в соответствии с инструкциями по их применению либо питание детей и питьевой режим должны быть организованы с использованием одноразовой посуды.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в 10.57 час. 27 октября 2021 года в ходе проведения внепланового инспекционного визита в отношении Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний", осуществляющего деятельность по реализации программ начального общего образования на базе школы по адресу: адрес, д.3, корп.2, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, должностными лицами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в адрес при осмотре кабинета подготовительной группы (1 этаж), кабинета группы N 3 (этаж 1), 2 санитарных узла (для мальчиков) на 1 этаже, медицинского кабинета (1 этаж), кабинета с маркировкой для учителей (1 этаж), кабинета группы N 4 (этаж 1), кабинета группы N 5 (этаж 1), кабинета группы N 1 (этаж 1), кабинета группы N 7 (этаж 1), кабинета группы N 9 (этаж 1), кабинета группы N 6 (этаж 1) кабинета группы N 2 (этаж 1), кабинета группы N 7 (этаж 1), кабинета группы N 8 (этаж 1), 2 санитарных узла (для девочек) на 1 этаже выявлено, что в нарушение требований ст.ст.11, ст.29 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", выявлено, что данным юридическим лицом допущено
- функционирование общеобразовательного частного учреждения при отсутствии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству, в том числе правилам, выданным органом уполномоченным осуществлять Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей что является нарушением требований п. 1.4 СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N28;
- не уведомление не позднее, чем за 1 рабочий день до его открытия, территориального органа Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия организации в условия распространения COVID-19, что является нарушением п.1.4 СанПин 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корановирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 года N16;
- отсутствие программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий в организации, утвержденной директором фиоо, протоколов лабораторных исследований, которые проводятся в соответствии с программой планом производственного контроля, что является нарушением СанПин 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, также
- не проводятся противоэпидемиологические мероприятия, а именно: ежедневные влажные уборки помещений с применением дезинфицирующих средств и с обработкой всех контактных поверхностей, журнал обработки всех контактных поверхностей не представлен, что является нарушением п. 2.3 СанПин 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корановирусной инфекции (COVID-19)";
- не проводятся регулярное обеззараживание воздуха с использованием оборудования по обеззараживанию воздуха и проветривание помещений в соответствии с графиком учебного тренировочного и иных организационных процессов, что является нарушением п. 2.3 СанПин 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой корановирусной инфекции (COVID-19)";
- не проводятся генеральные уборки не реже 1 раза в неделю, графики генеральных уборок не представлены, что является нарушением п. 2.3 СанПин 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
- программы начального общего образования реализуются в помещении жилого фонда, что является нарушением п. 2.3.1 СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", что создает угрозу распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Факт совершения Общеобразовательным частным учреждением "Свет Знаний" указанного административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе, обращением главы управы адрес от 27 сентября 2021 года N30-2370\21; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний", согласно которой основным видом деятельности данного юридического лица является начальное общее образование; заключенным между Департаментом городского имущества адрес и ОЧУ "Свет знаний" договором аренды N ЭТ03-00328/21 от 09.07.2021 года объекта нежилого фонда, находящегося в собственности адрес; мотивированным представлением N8Д от 25 октября 2021 года о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ОЧУ "Свет знаний"; решением о проведении внепланового инспекционного визита от 26 октября 2021 года, с которым под расписку 27 октября 2021 года ознакомлен директор данного общеобразовательного учреждения фиоо.; заявлением о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия N83 от 26 октября 2021 года; решением прокурора адрес от 26 октября 2021 года; актом внепланового инспекционного визита от 27.10.2021 года; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.10.2021 года; фотоматериалом, являющимся приложением к указанном протоколу осмотра помещений; протоколом о временном запрете деятельности Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний" по вышеназванному адресу от 27.10.2021 года; протоколом об административном правонарушении от 27 октября 2021 года в отношении Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний", в котором подробно изложено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, указаны нормы Закона и нормативные правовые акты, нарушение которых вменяется общеобразовательному учреждению, и из которого
усматривается, что права привлекаемого к административной ответственности юридического лица соблюдены, протокол составлен в присутствии директора фиоо, которому разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст.25.1, 25.5 КоАП РФ, с протоколом он ознакомлен, с ним не согласился, копия протокола для сведения вручена ему на руки, о чем имеются его собственноручные подписи, и что не оспаривается стороной защиты, от дачи объяснений отказался, протокол содержит все сведения, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ.
По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 A (XXI) Генеральной ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 года, лицо само определяет объем своих прав и реализует их по своему усмотрению, отказ в силу личного волеизъявления от дачи объяснения, от подписания составленных в отношении него процессуальных документов и получения их копий является способом реализации по своему усмотрению процессуальных прав гражданина.
В связи с изложенным, нежелание давать объяснения при вынесении протокола об административном правонарушении, расписываться в нем и получить его копию не относится к процессуальным нарушениям, допущенным при производстве по делу об административном правонарушении, и не может служить основанием для пересмотра судебного постановления.
Перечисленные выше доказательства оформлены должностными лицами ТО ТУ Роспотребнадзора в адрес по адрес в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, в связи с чем правомерно судьей районного суда положены в основу выводов о доказанности вины привлекаемого к ответственности юридического лица во вменяемом правонарушении.
В рамках рассматриваемого дела должностными лицами административного органа был проведен внеплановый инспекционный визит в связи с обращением главы управы адрес о нарушении Общеобразовательным частным учреждением "Свет Знаний", занимающим первый этаж и подвальные помещения жилого дома, в котором ежедневно проходят обучение 170 несовершеннолетних детей, санитарно-эпидемиологических требований, на основании мотивированного представления, после согласования его проведения с прокурором, что соответствует п.1 ч.1 ст.57, п. 1 ч. 1 ст. 58, ч.2 и ч.3 ст.66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021), которыми определено, что основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть, в том числе, наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров; данные сведения контрольный (надзорный) орган получает при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации; в случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования; в случае, если положением о виде муниципального контроля в соответствии с частью 7 статьи 22 настоящего Федерального закона предусмотрено, что система оценки и управления рисками при осуществлении данного вида муниципального контроля не применяется, все внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия могут проводиться только после согласования с органами
прокуратуры.
Доводы в жалобе о том, что согласование проведенного контрольного (надзорного) мероприятия с прокурором ничем не подтверждено, опровергаются представленными в материалы дела заявлением о согласовании с прокурором проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия N83 от 26 октября 2021 года, решением о согласовании с прокурором адрес от 26 октября 2021 года проведения 27 октября 2021 года должностными лицами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по адрес в адрес внепланового инспекционного визита в отношении Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний", осуществляющего деятельность по реализации программ начального общего образования на базе школы по адресу: адрес.
К контрольным (надзорным) мероприятиям, предусматривающим взаимодействие с контролируемыми лицами, относятся контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка.
Статьей 70 вышеназванного Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ под инспекционным визитом понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта; инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля; в ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, опрос, получение письменных объяснений, инструментальное обследование, истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля; инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта; срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день; контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения; внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 настоящего Федерального закона.
Вопреки позиции стороны защиты, у административного органа имелись законные основания для проведения внепланового инспекционного визита в связи с обращением главы управы, грубых нарушений при проведении данного контрольного (надзорного) мероприятия допущено не было, порядок и срок его проведения, который не может превышать один рабочий день, соблюдены, проведен без предварительного уведомления контролируемого лица, что не противоречит положениям части 4 статьи 70 указанного Федерального закона от 31 июля 2020 года N248-ФЗ.
Осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, который на основании части 1 статьи 27.8 КоАП РФ производится должностными лицами, уполномоченных на основании статьи 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ осмотр является одной из мер по обеспечению производства по делу, которая на основании ч асти 2 статьи 27.8 КоАП РФ осуществляется с применением видеозаписи осмотра либо с привлечением к участию понятых, обязательность участия которых предполагает не только подписание ими протокола осмотра, но и непосредственное присутствие при совершении данного действия.
В рассматриваемом случае осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений общеобразовательного частного учреждения осуществлялся с использованием технического средства фото- и видеофиксации, в присутствии двоих понятых, подробные сведения о которых содержатся в тексте протокола, а также с участием директора учреждения фиоо, о чем имеются их подписи, по результатам осмотра составлен протокол, к которому приобщен фотоматериал и видеозапись, установлено юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, а именно: Общеобразовательное частное учреждение "Свет Знаний", осуществляющее деятельность по реализации программ начального общего образования на базе школы, которое и было в дальнейшем привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Приобщенные к материалам дела фотоматериал и видеозапись, которыми зафиксированы выявленные нарушения, получен должностным лицом ТО ТУ Роспотребнадзора в адрес по адрес, осуществлявшим фото- и видеофиксацию, является приложением к протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, в котором содержатся сведения о дате и времени проведения фото- и видеозаписи, фиксирует обстоятельства, занесенные в протокол об административном правонарушении, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ, указанные фотоматериал и видеозапись являются документальными доказательствами по рассматриваемому делу об административном правонарушении, которые получили надлежащую правовую оценку судьи районного суда.
Каких-либо ограничений или особенностей для признания фотоматериалов и видеозаписей доказательствами по делу об административном правонарушении КоАП РФ не устанавливает, также КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по своему усмотрению.
Кроме того, совокупность исследованных судьей районного суда доказательств согласуется с показаниями допрошенного в суде апелляционной инстанции в качестве свидетеля специалиста-эксперта ТО ТУ Роспотребнадзора в адрес по адрес фио, осуществлявшего осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и составившего протокол об административном правонарушении, из которых усматривается, что на момент проведения внепланового инспекционного визита контролируемое общеобразовательное учреждение работало, осмотр помещений осуществлялся с применением фото- и видеосъемки, в присутствии двоих понятых, которые непосредственно находились при совершении данного действия, которым были разъяснены положения ст.25.7 КоАП РФ, в чем они собственноручно расписались, однако возражали против того, чтобы их снимали на видео, также при этом присутствовал директор учреждения фиоо, подписавший протокол осмотра и сообщивший о том, что на момент осмотра в помещениях по учебным программам занималось 94 ребенка, каких-либо ремонтных работ не осуществлялось, директор под расписку был ознакомлен с решением о проведении инспекционного визита, выявленные нарушения были зафиксированы в протоколе осмотра помещений и в акте по результатам инспекционного визита, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны должностным лицом, непосредственно выявившим нарушения санитарно-эпидемиологических требований, предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.17.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного, подлежат отклонению как несостоятельные указания в жалобе на нарушение порядка составления протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, на то, что на момент проведения контрольных (надзорных) мероприятий учреждение не функционировало, с 25 октября 2021 года учащиеся находились на каникулах.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, выражается в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Установив, что в ходе осуществления деятельности по реализации программ начального общего образования на базе школы при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, Общеобразовательное частное учреждение "Свет Знаний" не выполняет санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и способствует возникновению инфекционных заболеваний, в том числе, новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и что должно соблюдаться вне зависимости от наличия или отсутствия проверок государственного надзора, выдаваемого предписания либо составления протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении, судья районного суда действия данного юридического лица, вопреки позиции автора жалобы, правильно квалифицировала по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Доводы в жалобе и дополнениях к ней о необходимости переквалификации действий образовательного учреждения на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ основаны на ошибочном толковании норм права, вмененное общеобразовательному учреждению противоправное бездействие образует нарушение противоэпидемических мероприятий, а не правил поведения при введении режима повышенной готовности, установленных на территории субъекта, поэтому указанное деяние правильно квалифицировано по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Ссылки стороны защиты на то, что за совершение нарушений, перечисленных выше, учреждение вопреки требованиям части 5 статьи 4.1 КоАП РФ дважды привлечено к административной ответственности, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку оспариваемым постановлением судьи районного суда от 20 декабря 2021 года учреждение привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в связи с функционированием общеобразовательного частного учреждения при отсутствии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству, с не уведомлением не позднее, чем за 1 рабочий день до его открытия, ТО Роспотребнадзора о планируемых сроках открытия организации в условия распространения COVID-19, с отсутствием программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, протоколов лабораторных исследований, в связи с не проведением противоэпидемиологических мероприятий: ежедневных влажных уборок помещений с применением дезинфицирующих средств и с обработкой всех контактных поверхностей, а также регулярного обеззараживания воздуха и проветривания помещений, генеральных уборок не реже 1 раза в неделю, в связи с реализацией программы начального общего образования в помещении жилого фонда, тогда как по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ в рамках иного дела об административном правонарушении учреждение привлечено в связи с тем, что покрытие стульев и парт имеют дефекты и механические повреждения, учебные доски, для работы с которыми используется мел, не оборудованы дополнительными источниками искусственного освещения, за нарушение требований к учебной мебели.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о привлечении учреждения к административной ответственности дважды за совершение одного и того же деяния. В соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного кодекса, это действие (бездействие) подлежит квалификации по соответствующим статьям (частям статьи) названного кодекса.
При этом в случае, когда рассмотрение дел о совершении таких правонарушений подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в соответствии с положениями части 2 статьи 4.4 названного кодекса в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В иных случаях административное наказание назначается в соответствии с положениями части 1 указанной статьи за каждое совершенное административное правонарушение.
Такие выводы не противоречат правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в постановлении от 05 мая 2022 года N70-АД22-3-К7.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ, разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исходя из оценки фактических обстоятельств рассматриваемого дела, а также характера совершенного противоправного деяния, эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), которой присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, данная ситуация признана пандемией, пренебрежительного отношения общества к выполнению своих обязанностей по организации и проведению дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, невыполнение которых могло создать возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, что свидетельствует о наличии большой степени общественной опасности, оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ в данном случае не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем, доказательств, подтверждающих, что учреждением приняты все зависящие от него меры по соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемических (профилактических) мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в том числе направленных на предупреждение распространения среди населения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, не представлено, ссылок на такие доказательства не имеется и в доводах поданной жалобы, тогда как возможность для соблюдения действующего законодательства в период режима повышенной готовности, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, у Общеобразовательного частного учреждения "Свет Знаний" имелась, что свидетельствует о его вине.
Проверив собранные и исследованные доказательства и, дав им надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья районного суда правильно установиласобытие административного правонарушения, виновное лицо, виновность данного лица в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины общества в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Доводы жалобы не нашли своего объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на субъективном толковании закона, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются как стремление избежать административной ответственности за совершенное административное правонарушение, санкция которого предусматривает приостановление деятельности на длительный срок.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.
Исходя из разъяснений в пункте 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания; при назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.
В рамках рассматриваемого дела административное наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, которые создают потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан, материального положения учреждения, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для назначения менее строгого вида наказания, чем административное приостановление деятельности в данном случае не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел и порядок рассмотрения соблюдены, бремя доказывания распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданных жалобы и дополнений к ней, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Бабушкинского районного суда адрес от 20 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении Общеобразовательное частное учреждение "Свет Знаний" оставить без изменения, жалобу и дополнения к ней защитника по доверенности фио - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.