Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-5757/2021) по кассационным жалобам Лебедевой Юлии Николаевны, муниципального совета внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово на решение Красносельского районного суда г.Санкт-Петербурга от 31 августа 2022г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2022г. (N33а-2867/2022) по административному исковому заявлению Лебедевой Ю.Н. к Муниципальному Совету внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Горелово о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения Лебедевой Ю.Н, представителя администрации Губернатора Санкт-Петербурга Арно А.Н, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лебедева Ю.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила: признать незаконными действия муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово по проведению заседания муниципального совета 18 мая 2021г. по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н.; признать незаконным решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово от 18 мая 2021г. N20 "О досрочном прекращении полномочий депутата Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.К." с момента его вынесения; обратить решение к немедленному исполнению.
В обоснование указала, что на основании письма Губернатора Санкт-Петербурга Беглова А.Д. от 14 апреля 2021г. об установлении факта неисполнения ею обязанностей, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции" 18 мая 2021г. по результатам заседания муниципального совета внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово принято решение о досрочном прекращение ее полномочий депутата. Полагал, что оспариваемое решение принято при повторном голосовании в связи с отсутствием необходимого для принятия решения голосов при двух предыдущих голосованиях, что не предусмотрено нормативными правовыми актами муниципального образования. Кроме того, Лебедева Ю.Н. считала, что нарушения, послужившие основанием для принятия Муниципальным Советом решения о досрочном прекращении ее полномочий, не являются существенными.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 31 августа 2021г. административный иск удовлетворен частично.
Признано незаконным решение муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово от 18 мая 2021г. N20 о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н.
В удовлетворении остальной части требований административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2022г. решение Красносельского районного суда г.Санкт-Петербурга от 31 августа 2021г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ледебева Ю.Н. просит изменить постановленные по делу судебные акты, исключив из его мотивировочной части указание на то, что доводы административного истца о несущественности нарушения, допущенных при оформлении справок о доходах, имуществе и обязательствах неимущественного характера необоснованны, факты не отражения дохода, а также объект недвижимости-квартира, находящаяся в пользовании супруга административного истца обоснованно не признаны не существенными, что являлось основанием для применения к административному истцу установленных законом мер ответственности. Административный истец считала, что выводы, изложенные в мотивировочной части судебных актов не соответствуют обстоятельствам дела. Не согласилась с выводами суда о том, что нарушения не носили несущественный характер.
В заявлении от 26 июля 2022г. полагала, что кассационная жалоба, подписанная главой муниципального образования Горелово Ивановым Д.А. подлежит оставлению без рассмотрения по основаниям п.6 ч.1 ст.329 КАС РФ.
В кассационной жалобе муниципальный совет внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово просит отменить постановленные по делу судебные акты, принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказать в полном объеме. Административный ответчик считает, что судами неправильно применены нормы материального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют материалам дела.
Лицами, участвующими в деле, поданы возражения относительно кассационных жалоб.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Федеральным законом от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статьей 40 Федерального закона N131-ФЗ определен статус депутата органа местного самоуправления.
В соответствии с ч.7.1 ст.40 Федерального закона N131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее-Федеральный закон N273-ФЗ) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
В силу пункта 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона N273-Ф3, в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.
Согласно части 7.2. статьи 40 Федерального закона N131-Ф3 проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с
законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 7.3 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 44 Федерального закона N 131-Ф3 уставом муниципального образования должны определяться виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Меры ответственности, предусмотренные частями 7.3.1 статьи 40 Федерального закона N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закреплены в пункте 7.2 статьи 35 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово.
В соответствии со ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 17 января 2018г. N7-З "О предоставлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности в Санкт-Петербурге, должности главы местной администрации по контракту, и лицами, замещающими муниципальные должности в Санкт-Петербурге, должность главы местной администрации по контракту, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" под лицами, замещающими муниципальные должности, понимаются депутаты муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга (далее - муниципальные образования), члены выборных органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборные должностные лица местного самоуправления в Санкт-Петербурге, председатели избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами.
Несущественным искажением является представление сведений, которые существенно не влияют на их достоверность, то есть не искажают ее существенным образом (например, описки, опечатки, неуказание счетов без денежных средств).
Из материалов дела следует, что Лебедева Ю.Н. является депутатом муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово шестого созыва.
По решению Губернатора Санкт-Петербурга от 10 октября 2020г. в отношении депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н. проведена проверка достоверности и полноты представленных ею сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в ходе которой установлено, что Лебедевой Ю.Н. представлены недостоверные и неполные сведения, а именно:
- в разделе 1 "Сведения о доходах" справки не указан доход на сумму 59 570 рублей 94 копейки, полученный в отчетном периоде с 1 января 2019г. по 31 декабря 2019г. от ООО СК "Сбербанк страхование жизни";
- в подразделе 6.1 "Сведения об имуществе" справки в отношении супруга Лебедевой Ю.Н. не указано находящееся у него в пользовании имущество, расположенное по адресу: "адрес".
В связи с выявлением фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом "О противодействии коррупции", не являющимся несущественным искажением, в соответствии со статьей 11 Закона Санкт-Петербурга от 28 февраля 2018 года N 128-27 по результатам проверки предложено применить к Лебедевой Ю.Н, являющейся депутатом Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Горелово, меру юридической ответственности.
14 апреля 2021г. Губернатор Санкт-Петербурга Беглов А.Д. обратился в муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово с заявлением о необходимости в течение 30 дней принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета Лебедевой Ю.Н.
30 апреля 2021г. по вопросу рассмотрения заявления Губернатора Санкт-Петербурга состоялось заседание муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово, по итогам решение счетной комиссии не утверждено, заседание по рассмотрению вопроса "О досрочном прекращении полномочий депутатом муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт- Петербурга муниципальный округ Горелово Лебедевой Ю.Н." перенесено на 11 мая 2021г.
11 мая 2021г. на заседании муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово решение о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального Совета Лебедевой Ю.Н. не принято.
14 мая 2021г. распоряжением N 20 главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово Ивановым Д.А. постановлено провести внеочередное заседание муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово 18 мая 2021г. и утвердить повестку дня, в которую, в том числе включен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н.
18 мая 2021г. на заседании муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Горелово принято решение N 20 "О досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт- Петербурга муниципального округа Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н.".
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной в отношении депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н. представлены недостоверные и неполные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Предоставление неполных сведений в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, выразилось в том, что в разделе 1 "Сведения о доходах" справки не указан доход на сумму 59 570 рублей 94 копейки, полученный в отчетном периоде с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года от ООО СК "Сбербанк страхование жизни"; в подразделе 6.1 "Сведения об имуществе" справки в отношении супруга Лебедевой Ю.Н. не указано находящееся у него в пользовании имущество, расположенное по адресу: "адрес".
Установив изложенные обстоятельства, суды пришли к обоснованным выводам о том, что неуказание данных сведений нельзя признать несущественным искажением, поскольку административный истец не могла не знать о полученном ею доходе и об имуществе супруга, при этом неуказание в справке данной информации существенно повлияло на достоверность представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для применения к депутату муниципального Совета Лебедевой Ю.Н. иной меры ответственности, не связанной с досрочным прекращением полномочий депутата, не имеется.
Поэтому, в связи с предоставлением депутатом муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н. недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, искажение которых не является несущественным, у Губернатора Санкт-Петербурга имелись основания для обращения в муниципальный Совет с заявлением о необходимости принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Лебедевой Ю.Н.
Факт неисполнения административным истцом предписаний антикоррупционного законодательства документально подтвержден. Соответственно, выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, Лебедева Ю.Н. приняла на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими полномочиями ограничения, а потому привлечение её к ответственности в виде досрочного прекращения полномочий не может само по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
При этом суды также обоснованно учли, что результаты проверки, которые были положены в основу обращения Губернатора Санкт-Петербурга, Лебедевой Ю.Н. не оспорены, доказательств признания результатов проверки недостоверными материалы дела не содержат.
Выводы судов о том, что допущенные Лебедевой Ю.Н. нарушения не являются несущественными искажениями сведений, соответствуют приведенному правовому регулированию и основаны на собранных по делу доказательствах.
Доводы кассационной жалобы Лебедевой Ю.Н. в указанной части сводятся к переоценке уже оцененных в соответствии с правилами ст.84 КАС РФ доказательств, правовых оснований для которой не имеется. В силу изложенного, доводы жалобы Лебедевой Ю.Н. являются несостоятельными и не влекут изменение обжалованных судебных актов.
Частью 11 статьи 40 Федерального закона N 131-Ф3 установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения.
Порядок проведения заседаний муниципального совета установлен регламентов заседаний муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово (далее-Муниципальный совет), утвержденный решением Муниципального совета от 11 сентября 2018г. N30.
Как установлено пунктом 9 Регламента заседания Муниципального совета проводятся не реже одного раза в три месяца.
В срок не менее чем за два рабочих дня до заседания депутаты Муниципального совета оповещаются аппаратом муниципального совета о дне, времени, месте проведения заседания. Одновременно представляется проект повестки дня с проектами решений Муниципального совета (пункт 10 Регламента).
Внеочередные заседания созываются на основании распоряжения Главы муниципального образования по его инициативе или по просьбе большинства от числа избранных депутатов Муниципального совета (пункт 11 Регламента).
В соответствии пунктом 24 Регламента проект повестки дня заседания формируется Главой Муниципального образования с учетом предложений, поступивших от депутатов Муниципального Совета.
Решения Муниципального совета по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимаются в форме решения (пункт 40 Регламента).
Согласно пункту 41 Регламента решения Муниципального совета, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на все территории муниципального образования и носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Муниципального совета, если иное не установлено федеральным законом. Остальные решения Муниципального совета принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании.
Решения по рассматриваемым на заседании вопросам принимаются открытым (в том числе поименным) или тайным голосованием (пункт 42 Регламента).
Тайное голосование проводится при рассмотрении персональных вопросов, а также по отдельным вопросам, о необходимости тайного голосования по которым Муниципальный совет принял решение в особом порядке без оформления решения (пункт 43 Регламента).
Согласно пункту 46 Регламента, если тайное голосование проводится по поводу конкурса вариантов вопроса или выбора должностного лица и после голосования ни один из вариантов вопроса или никто из кандидатов не набрал необходимого большинства голосов, то проводится второй тур голосования для два варианта вопроса или за двух кандидатов, набравших наибольшее числе голосов. Второй тур проводится на следующем заседании Муниципального совета либо по решению Муниципального совета, принятом в обычном порядке без оформления решения, сразу на текущем заседании.
В соответствии с пунктом 51 Регламента по окончании голосования председательствующий объявляет его результаты в следующем порядке: "за", "против", "воздержались", "присутствовали, но не участвовали в голосовании" и оглашает одну из следующих формулировок с:
-без оформления решения - "решение принято" или "решение не принято";
-с оформлением решения - "решение принято" или "решение не принято".
Из материалов дела следует, что основанием обращения Губернатора Санкт-Петербурга в муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово с заявлением о необходимости принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата Лебедевой Ю.Н. послужили результаты проверки, установившие факт предоставления неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Данное заявление Губернатора Санкт-Петербурга направлено в муниципальный совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово письмом от 14 апреля 2021г. исх. N, и получено муниципальным советом 23 апреля 2021г. вх.N 497.
27 апреля 2021г. распоряжением Главы внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово N18 постановлено провести внеочередное заседание Муниципального совета 30 апреля 2021г. по вопросу рассмотрения заявления Губернатора Санкт-Петербурга о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципального округа Горелово Лебедевой Ю.Н, утверждена повестка дня заседания.
Согласно протоколу от 30 апреля 2021г. N05 заседания муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово на заседании присутствовало 10 депутатов, по вопросу повестки дня "О досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово Лебедевой Ю.Н." за предложенный вопрос отдано 5 голосов, против предложенного к голосованию вопроса - 5 голосов, решение не утверждено.
Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Лебедевой Ю.Н. включен в повестку очередного заседания Муниципального совета, состоявшегося 11 мая 2021г.
Согласно протоколу от 11 мая 2021г. N 06 заседания муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово на заседании присутствовало 10 депутатов, по вопросу повестки дня "О досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт- Петербурга муниципального округа Горелово Лебедевой Ю.Н." за предложенный вопрос отдано 5 голосов, против предложенного к голосованию вопроса - 5 голосов, решение не принято.
Исходя из данных обстоятельств, внеочередное заседание муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово по рассмотрению заявления Губернатора Санкт-Петербурга на основании распоряжения Главы муниципального образования проведено 30 апреля 2021г, плановое (очередное) заседание - 11 мая 2021г. по включенному в повестку дня вопросу при тайном голосовании голоса разделились поровну, в связи с чем, решение принято не было.
При изложенных обстоятельствах суды пришли к правильному выводу относительно того, что вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово Лебедевой Ю.Н. на заседании Муниципального совета 11 мая 2021г. следует признать рассмотренным, непринятие решения не свидетельствует об обратном, поскольку возможность проведения повторного голосования по вопросу досрочного прекращения полномочий депутата Регламентом заседаний Муниципального совета не предусмотрена.
Таким образом, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово Лебедевой Ю.Н. рассмотрен на очередном заседании Муниципального совета, состоявшегося 11 мая 2021г, в связи с чем, проведение заседания 18 мая 2021г. по данному вопросу не требовалось, решение Муниципального совета от 18 мая 2021г. N 20 не может быть признано законным, поскольку является принятым по уже рассмотренному ранее вопросу.
Кроме того, решение Муниципального совета от 18 мая 2021г. N 20 (рассмотрение персонального вопроса) принято, в нарушение пункта 43 Регламента, при открытом голосовании.
Довод жалобы административного ответчика относительно применения судом первой инстанции Закона Санкт-Петербурга от 27 декабря 2019г. N 680-153), являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции и правомерно отклонены.
В данной части суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что
ссылка суда первой инстанции на нормы Закона Санкт-Петербурга от 27 декабря 2019г. N680-153 не повлекли принятия судом по существу неправильного решения.
Кроме этого, суд апелляционной инстанции правильно отметил, что как следует из распоряжения Главы внутригородского Муниципального образования Санкт-Петербурга N 20 от 14 мая 2021г, решение о проведении внеочередного заседания Муниципального Совета 18 мая 2021 года принято, в том числе, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 27 декабря 2019 года N 680-153 "О порядке принятия решения о применении мер ответственности к депутату муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, члену выборного органа местного самоуправления в Санкт-Петербурге, выборному должностному лицу местного самоуправления в Санкт-Петербурге".
В силу статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 27 декабря 2019г. N 680-153 вопрос о применении к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления меры ответственности рассматривается муниципальным советом (выборным органом местного самоуправления) на очередном открытом заседании. Решение принимается не позднее 30 дней со дня поступления в муниципальный совет (выборный орган местного самоуправления) заявления. Решение направляется Губернатору Санкт-Петербурга не позднее 5 рабочих дней со дня его принятия.
Решением Муниципального совета N 35 от 15 декабря 2020г. "Об утверждении плана работы и проведении заседаний Муниципального Совета шестого созыва внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Горелово в 1 полугодии 2021 года" проведение плановых заседаний Муниципального совета в 2021г. назначены во второй вторник месяца в 18 часов 00 минут (09 февраля, 13 апреля, 11 мая). Внеплановые заседания Муниципального совета решено проводить в соответчики с Уставом и Регламентом заседаний Муниципального совета.
Таким образом, решение о проведении внеочередного заседания Муниципального совета по вопросу о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н, оформленное распоряжением Главы Муниципального образования Санкт-Петербурга Муниципальный округ Горелово N 20 от 14 мая 2021г, принято со ссылкой на Закон Санкт-Петербурга от 27 декабря 2019г. N 680-153, не подлежащий применению.
При изложенных обстоятельствах суды сделали правильный вывод о незаконности принятого муниципальным советом внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального обкруга Горелово решения от 18 мая 2021г. N20 "О досрочном прекращении полномочий депутата муниципального совета внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово шестого созыва Лебедевой Ю.Н.".
В данной части доводы кассационной жалобы муниципального совета внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово сводятся к переоценке уже оцененных в соответствии с правилами ст.84 КАС РФ доказательств, правовых оснований для которой не имеется.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационных жалобах по существу не опровергнуты. Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Утверждение Лебедевой Ю.Н. о наличии оснований, предусмотренных п.6 ч.1 ст.329 КАС РФ для оставления кассационной жалобы муниципального совета внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово, противоречит положениям части 6 статьи 38 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово и требованиям ч.8 ст.54 КАС РФ.
Как следует из названного Устава у главы внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово Иванова Д.А. (далее-Глава муниципального образования) как исполняющего обязанности председателя поименованного Муниципального совета, имеются полномочия на представление интересов Муниципального совета без доверенности. Полномочия Главы муниципального образования на подачу кассационной жалобы подтверждены приложенным к кассационной жалобе решением муниципального совета внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово от 20 сентября 2019г. N2.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Красносельского районного суда г.Санкт-Петербурга от 31 августа 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2022г. оставить без изменения, кассационные жалобы Лебедевой Ю.Н, муниципального совета внутригородского муниципального образования г.Санкт-Петербурга муниципального округа Горелово -без удовлетворения.
Решение Красносельского районного суда г.Санкт-Петербурга от 31 августа 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 28 сентября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.