Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Деледивки Г. И. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 20 апреля 2022 года по административному делу N 2а - 4687/2022 по административному исковому заявлению Деледивки Г. И. об оспаривании бездействия Министерства имущественных отношений Мурманской области, ГОКУ "Центр технической инвентаризации", связанного с рассмотрением заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Деледивка Е.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Мурманской области по рассмотрению заявления от 03 сентября 2021 года, обязать Министерство имущественных отношений возобновить его рассмотрение, поставить испрашиваемый земельный участок на кадастровый учет и направить в адрес истца договор безвозмездного срочного пользования земельным участком; признать незаконным бездействие ГОКУ "ЦТИ" по рассмотрению заявления от 03 сентября 2021 года и согласованию схемы расположения земельного участка, обязать ГОКУ "ЦТИ" согласовать схему земельного участка для передачи в безвозмездное пользование на основании заявления от 03 сентября 2021 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 01 августа 2021 года вступил в законную силу Закон Мурманской области от 5 июля 2021г. N 2664-01-ЗМО "Об определении в Мурманской области территорий, на которых земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование", с этой даты в Мурманской области начала реализовываться государственная программа "Гектар Арктики".
03 сентября 2021 года Деледивка Е.И. через федеральную информационную систему (далее - ФИС) в форме электронного документа обратился в Министерство имущественных отношений Мурманской области с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка площадью 9996, 7 кв.м, с условным кадастровым номером N с приложением схемы размещения земельного участка.
В период с 08 августа до 01 сентября 2021 года, когда административный истец выбирал земельный участок, при производстве технических работ на публичной карте произошел сдвиг сетки, в результате чего сформированные другими участниками Программы земельные участка оказались расположенными на территориях, на которых ограничено образование земельных участков. После обращения к администратору сайта неполадки были устранены.
10 сентября 2021 года, в ходе переписки с уполномоченным должностным лицом ГОКУ "ЦТИ", Деледивка Г.И. был уведомлен о поиске другой альтернативы по земельному участку, со ссылкой на часть 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, согласно которой полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования, в то время как согласно схеме истца предполагается образование земельного участка на береговой полосе с изломанностью границ исходного земельного участка.
Административный истец настаивал, что в ФИС сведения о наличии береговой полосы, как территории общего пользования на испрашиваемом участке отсутствуют, границы береговой линии не могут быть определены произвольно неуполномоченным лицом, каковым является ГОКУ "ЦТИ".
Кроме того, 17 сентября 2021 года административным истцом получено уведомление от Министерства имущественных отношений Мурманской области о приостановлении рассмотрения заявления от 03 сентября 2021 года со ссылкой на часть 2 статьи 6 Федерального закона N 119 - ФЗ, согласно которой уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления находится представленная ранее другим лицом схема размещения земельного участка.
27 октября 2021 года в адрес Деледивки Г.И. пришло новое сообщение о приостановлении рассмотрения заявления от 03 сентября 2021 года с переводом его в режим изменения границ земельного участка, и в этот же день направлено сообщение о согласовании возможных вариантов размещения земельного участка.
Административный истец полагал данное уведомление незаконным, поскольку в нем не указаны конкретные причины, препятствующие рассмотрению заявления, при отказе от согласования представленной схемы земельного участка административные ответчики не доказали, что спорный земельный участок был сформирован им в нарушение прямого запрета, а также не доказали, что береговая полоса установлена и является территорией (зоной) общего пользования. Считал, что уклонение от согласования схемы, выбранного им земельного участка, согласно первоначальной схеме в ФИС, является незаконным и нарушает его права и законные интересы.
Определением Октябрьского районного суда города Мурманска от 19 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена заместитель министра имущественных отношений Мурманской области Кузнецова Е.И.
Решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 декабря 2021 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллеги по административным делам Мурманского областного суда от 20 апреля 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Деледивки Г.И. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 15 августа 2022 года, Деледивка Г.И. просит об отмене судебных актов и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указал, что у уполномоченного органа отсутствовало право на приостановление рассмотрения его заявления и имеет место бездействие административных ответчиков по принятию решения о предоставлении земельного участка.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 03 сентября 2021 года Деледивка Г.И. с использованием ФИС "НаДальнийВосток.рф" подал заявление о предоставлении земельного участка с условным кадастровым номером 51:01:2701006:ИЗУ387, сформированного в пределах земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:7, расположенного в Мурманской области, в Кольском муниципальном районе, в районе озера Каннентъявр, в безвозмездное срочное пользование в рамках реализации Федерального закона N 119-ФЗ.
Схема расположения испрашиваемого земельного участка подготовлена административным истцом с использованием ФИС.
Указанное заявление было зарегистрировано в Министерстве имущественных отношений Мурманской области и принято к рассмотрению.
В ходе рассмотрения данного заявления сотрудниками административного ответчика было установлено, что границы испрашиваемого земельного участка относятся к территории общего пользования - береговой полосы, которой беспрепятственно может пользоваться неограниченный круг лиц водного объекта, в связи с чем, данный участок не может быть предоставлен в силу прямого запрета законодательства.
О данном факте, а также о необходимости подбора альтернативных вариантов размещения земельного участка, административный истец был проинформирован, в том числе путем направления 10 сентября 2021 года соответствующего письма на адрес его электронной почты.
17 сентября 2021 года Министерством имущественных отношений Мурманской области принято решение о приостановлении рассмотрения заявления Деледивки Г.И. со ссылкой на часть 2 статьи 6 Федерального закона N 119-ФЗ, о чем последний уведомлен письмом и.о. заместителя министра Кузнецовой Е.И. N-ЕК.
В указанном ответе заявителю также разъяснено о подготовке и направлению уполномоченным лицом в его адрес возможных вариантов схем размещения земельного участка.
27 октября 2021 года в соответствии с принятым ранее решением от 17 сентября 2021 года в адрес административного истца с использованием ФИС направлены возможные варианты схем размещения земельного участка.
С настоящим административным исковым заявлением Деледивка Г.И. обратился 18 ноября 2021 года.
На момент рассмотрения административного дела от Деледивки Е.И. письменное согласие с одним из предложенных вариантов схем размещения земельного участка или с предоставлением земельного участка, сведения о котором включены в перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в адрес Министерства имущественных отношений Мурманской области не поступало.
Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 01 февраля 2022 года по административному делу N 2а-384/2022 признано незаконным решением Министерства имущественных отношений Мурманской области о приостановлении рассмотрения заявления Деледивки Г.И. о предоставлении земельного участка от 17 сентября 2021 года N 19-06/1281l - EK, на Министерство имущественных отношений Мурманской области возложена обязанность рассмотреть заявление Деледивки Г.И. от 3 сентября 2021 года.
Из сообщения Министерства имущественных отношений Мурманской области от 13 апреля 2022 года следует, что заявление Деледивки Г.И. от 03 сентября 2021 года о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка находится на рассмотрении уполномоченного органа, итоговое решение не принято.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что при рассмотрении заявления Деледивки Г.И. от 03 сентября 2021 года о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование отсутствует бездействие административных ответчиков в рамках процедуры, установленной статьями 4-7 Федерального закона N 119-ФЗ. При этом, допущенное нарушение, в части соблюдения пятидневного срока подготовки и направлении заявителю возможных вариантов схем размещения земельного участка, исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование, фактически было устранено до подачи настоящего искового заявления в суд, путем направления 27 октября 2021 года в адрес административного истца, возможных вариантов схем размещения земельного участка.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Частью 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 119-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях их предоставления гражданам в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 119 - ФЗ в соответствии с настоящим Федеральным законом лицу, указанному в статье 1 настоящего Федерального закона, на основании его заявления однократно (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи) может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.
В субъектах Российской Федерации (частях территорий субъектов Российской Федерации), указанных в пунктах 2, 3, 7, 11, 13, 16 и 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом только на территориях, которые определены законами соответствующих субъектов Российской Федерации (за исключением территорий, земель, зон, земельных участков, указанных в статье 7 настоящего Федерального закона, в границах которых земельные участки не могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом) (часть 3.5 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ).
В Приложении N 1 к Закону Мурманской области от 5 июля 2021 г. N 2664-01 - ЗМО "Об определении в Мурманской области территорий, на которых земельные участки могут быть предоставлены гражданам в безвозмездное пользование" определены территории, на которых земельные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 51:01:2701006:7.
Согласно части 7 статьи 2 Федерального закона N 119 - ФЗ предоставление в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельного участка в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление земельных участков в соответствии с земельным законодательством, а земельного участка из состава земель лесного фонда органом государственной власти, уполномоченным на предоставление лесных участков в соответствии с лесным законодательством.
В силу статьи 4 Федерального закона N 119-ФЗ требования к оформлению заявления, предусмотрены частью 1 указанной статьи, помимо прочего к заявлению о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование прилагается схема размещения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать. Схема размещения земельного участка представляет собой изображение границ образуемого земельного участка на публичной кадастровой карте или кадастровом плане территории. В схеме размещения земельного участка указывается площадь образуемого земельного участка. Подготовка схемы размещения земельного участка осуществляется на публичной кадастровой карте в форме электронного документа с использованием информационной системы либо на кадастровом плане территории в форме документа на бумажном носителе (часть 2).
Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона N 119 - ФЗ уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и по результатам этих рассмотрения и проверки: осуществляет подготовку проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и направляет их для подписания заявителю, если сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости; осуществляет действия, предусмотренные частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, и направляет принятое решение заявителю. В данном решении должны быть указаны все основания для отказа.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона N 119 - ФЗ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, и оснований для приостановления срока рассмотрения указанного заявления, предусмотренных частями 2 и 4.1 настоящей статьи: принимает решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, подготовленной в форме электронного документа с использованием информационной системы, и обеспечивает отображение в информационной системе сведений о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой. При этом для образования земельного участка не требуются разработка и утверждение документации по планировке территории или проектной документации лесных участков; обращается в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка, подлежащего образованию, а также о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона N 119 - ФЗ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой размещения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема размещения земельного участка либо схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование и направляет принятое решение заявителю.
Частью 4.1 статьи 6 Федерального закона N 119 - ФЗ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1- 24, 26 и 27 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Мурманской области, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области от 31 января 2020 г. N 21 - ПП, Министерство в пределах своей компетенции исполняет функции по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Мурманской области, в том числе осуществляет юридические действия по передаче в аренду и безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной собственности Мурманской области, в частности заключает и расторгает договоры безвозмездного пользования.
В соответствии с Уставом ГОКУ "ЦТИ", Учреждение является подведомственной организацией Министерства имущественных отношений Мурманской области и осуществляет подготовку проектов правовых актов уполномоченного на распоряжение земельными участками органа, в соответствии с действующим земельным законодательством, в рамках осуществления функций распоряжения земельными участками.
Судами первой и апелляционной инстанции установлено соблюдение процедуры рассмотрения заявления Деледивки Г.И, при этом какого-либо бездействия после принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка со стороны административных ответчиков не установлено.
При таких обстоятельствах, суды правомерно пришли к выводу об отказе в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 20 апреля 2022 года по административному делу N 2а - 4687/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Деледивки Г. И. - без удовлетворения.
Решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 декабря 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 20 апреля 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 30 сентября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.