Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ирышковой Т.В, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-30/2022 по иску ФГКВОУ ВО "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного" Министерства обороны Российской Федерации к Киселевичу Александру Георгиевичу о взыскании денежных средств, затраченных на обучение, по кассационной жалобе Киселевича А.Г. на решение Островского городского суда Псковской области от 13 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителей Киселевича А.Г. Шадринцевой Е.А, Исправниковой М.А, действующих по доверенности от 24 февраля 2022 г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФГКВОУ ВО "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного" Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Киселевичу А.Г, просило взыскать денежные средства, затраченные на военную и специальную подготовку в размере 117 896, 67 руб.
Решением Островского городского суда Псковской области от 13 января 2022 г. исковые требования ФГКВОУ ВО "Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного" Министерства обороны Российской Федерации удовлетворены, с Киселевиа А.Г. в пользу истца взысканы денежные средства, затраченные на военную и специальную подготовку 117 896, 67 руб, в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина 3 557, 93 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 мая 2022 г. решение Островского городского суда Псковской области от 13 января 2022 г. изменено, с Киселевиа А.Г. в пользу истца взысканы денежные средства, затраченные на военную и специальную подготовку, 82 527, 66 руб, в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина 2 675, 83 руб.
В кассационной жалобе Киселевича А.Г. ставится вопрос об отмене судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации по личному составу от 1 августа 2019 г. N 615 Киселевич А.Г. зачислен на первый курс Военной академии связи для обучения по военным профессиональным образовательным программам высшего образования и назначен на воинскую должность курсанта с присвоением звания "рядовой", по военной специальности "Применение подразделений и эксплуатация многоканальных телекоммуникационных систем связи".
Приказом от 6 сентября 2019 г. N 179 Киселевич А.Г. с 1 августа 2019 г. зачислен в списки личного состава Военной академии связи на все виды обеспечения.
24 марта 2021 г. Киселевич А.Г. подал рапорт на имя начальника курса об отчислении его из числа курсантов по нежеланию учиться указав, что ознакомлен с приказом Министерства обороны от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования".
Приказом от 30 марта 2021 г. N 61 Киселевич А.Г. отчислен из военного образовательного учреждения на основании поданного Киселевичем А.Г. рапорта от 24 марта 2021 г. об отчислении по нежеланию учиться, прикомандирован к второму факультету, переведён на все виды обеспечения по солдатской норме как не выслуживший срок военной службы по призыву, а также приказано удерживать с рядового суммы, затраченные на обучение пропорционально прослуженному времени.
Приказом врио начальника Военной академии связи (по строевой части) от 19 апреля 2021 г. N 75 Киселевич А.Г. исключен из списков личного состава академии, со всех видов довольствия и направлен для дальнейшего прохождения иной службы в войсковую часть N, "адрес", исключен с продовольственного обеспечения в военном городке N с апреля 2021 г.
Период реального обучения ответчика составлял 1 год 2 месяца, сумма возмещения за это время - 82 527 руб. 66 коп.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и воинской службе" (далее - Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ), пунктом 7 Методики исчисления размере подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, исходил из обязанности лица, отчисленного из военного высшего профессионального образовательного учреждения в связи с нежеланием учиться, возместить средства федерального бюджета, затраченные на военную и специальную подготовку.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции об обязанности ответчика возместить затраты на обучение, судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда указала, что не заключение контракта о прохождении военной службы и зачет времени обучения, как служба по призыву, не освобождают от обязанности возместить затраты на военную и специальную подготовку, поскольку законом предусмотрено возмещение спорной суммы за время реального обучения в образовательном учреждении и в случае отсутствия заключенного контракта.
Вместе с тем, руководствуясь статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса, принимая новые доказательства - сведения о действительном сроке обучения и расчёте затрат - судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда изменила решение суда первой инстанции, взыскав присужденную сумму.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, приведённым нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, согласуется с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2011 г. N 129-О-О.
Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на образование (часть 1); каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (часть 3). Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях. Исходя из этого, по смыслу статьи 43 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 71 (пункты "е", "з"), федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учётом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.
В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" граждане Российской Федерации свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином Российской Федерации военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.
Согласно статье 59 (часть 2) Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Положения этой статьи по своему смыслу не препятствуют добровольному вступлению в отношения военной службы несовершеннолетнего лица при зачислении в военное образовательное учреждение профессионального образования, что следует из части 1 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ, закрепляющей право граждан, не проходивших военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет поступать в военные образовательные учреждения профессионального образования.
Статья 60 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет, также не исключает возможность в установленном законом порядке предоставлять гражданину права и возлагать на него обязанности в той или иной сфере и до достижения указанного возраста, в том числе наделять его статусом военнослужащего при условии добровольного поступления на военную службу.
Военная служба, по смыслу статьи 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 37 (часть 1), 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 322-О).
Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы, должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.
В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (часть 3 статьи 2, статьи 32, 34, 35, часть 10 статьи 38).
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237) контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно федеральной программе "Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2002 г. N 352) система военного образования в Российской Федерации предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и (или) специальным требованиям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. N 82) к числу главных задач высшего военно-учебного заведения относит, прежде всего, подготовку офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов, профессиональную переподготовку и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала, военную (специальную) подготовку должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации (пункт 3).
Таким образом, деятельность военных образовательных учреждений профессионального образования направлена на обеспечение кадрового потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, необходимого для исполнения государством на основании статьи 71 (пункт "м") Конституции Российской Федерации его функций в области обороны и безопасности. Следовательно, в данных образовательных учреждениях осуществляется подготовка специалистов исключительно для государственных нужд и за счёт средств федерального бюджета, выделенных на осуществление расходов по обеспечению обороны и безопасности государства.
Часть 7 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ предусматривая обязанность граждан, отчисленных из названных образовательных учреждений по основаниям, связанным с их виновным поведением, возместить средства федерального бюджета, затраченные на их военную (или специальную) подготовку, предполагает возмещение государству фактически понесённых им расходов на подготовку военных специалистов для государственных нужд в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
Такое правовое регулирование, как направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, что не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства.
При таких обстоятельствах довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку ввиду не заключения ответчиком контракта о прохождении военной службы признаётся несостоятельным. Судом апелляционной инстанции правильно определён период обучения, вид и размер затрат, понесённых за счёт средств бюджета.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку, установленных судом обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не отнесено к компетенции суда кассационной инстанции.
Учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Киселевича Александра Георгиевича - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.