Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А.
судей Буруновой С.В, Калугина Д.М.
при ведении протокола помощником судьи Виноградовой Л.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Южно-Уральский никелевый комбинат" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 25 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Буруновой С.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ПАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что является арендатором следующих земельных участков:
- с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: "адрес" земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала N;
- с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала N;
- с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: "адрес" земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала N
- с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала N
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 192 239 000, 72 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 13 728 424 рублей.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 2 573 376 634, 89рублей, определенная по состоянию на 01 января 2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 163 083 240 рублей.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 364 824 351, 17 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 23 116 093 рублей.
Установленная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 516 001 851, 22 рублей, определенная по состоянию на 01 января 2020 года, значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 31 698 714 рублей.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Решением Оренбургского областного суда от 25 января 2022 года было административное исковое заявление административное исковое заявление публичного акционерного общества "Южно-Уральский никелевый комбинат" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворено.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: "адрес" земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала N, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 13 728 424 рубля до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала N равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 163 083 240 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в северной части кадастрового N, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 23 116 093 рубля до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала N, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2020 года в размере 31 698 714 рублей до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Административный истец представил возражения на апелляционную жалобу Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, в которых просил решение Оренбургского областного суда от 22 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 года N 858-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2020 года.
Как следует из материалов дела, что ПАО "Комбинат Южуралникель" на основании договоров аренды земельных участков N 730-ФА от 22 ноября 2011 года, N 719-ФА от 3 ноября 2011 года, N 734-ФА от 12 декабря 2011 года, N 731-ФА от 25 ноября 2011 года является арендатором земельных участков:
- с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения промышленных объектов, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала N
- с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала N
- с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под иными объектами специального назначения, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала N
- с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, расположенного по адресу: "адрес", земельный участок расположен в юго-восточной части кадастрового квартала N.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 15 сентября 2021 года кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2020 года, утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 15 октября 2020 года N 858-пп и составляет 192 239 000, 72 рублей (N), 2 573 376 634, 89 рубля (N 364 824 351, 17 рубль N), 516 001 851, 22 рубля N).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет N 21/09-62.1 от 18 ноября 2021 года, выполненный оценщиком ООО "Авантаж" Пановой Ю.А, которым по состоянию на 01 января 2020 года определена рыночная стоимость земельных участков в следующих размерах:
- земельный участок с кадастровым номером N - 13 728 424 рубля;
- земельный участок с кадастровым номером N - 163 083 240 рублей;
- земельный участок с кадастровым номером N - 23 116 093 рубля.
- земельный участок с кадастровым номером N - 31 698 714 рублей.
Рассматривая требования административного истца по существу и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорных земельных участков установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков от N от ДД.ММ.ГГГГ.
Проанализировав отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от N от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции установил, что составивший их оценщик соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков, его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована, о чем свидетельствуют приложенные к отчетам документы; рыночная стоимость земельных участков определена методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, в отчетах содержится обоснование выбора метода и подхода, а также отказа от применения других подходов и методов исходя из условий их применения; оценщиком проанализированы предложения о продаже земельных участков, близких к объекту оценки по назначению и по диапазону цен, в качестве критериев сопоставимости приняты такие критерии, как объем прав на земельный участок, условия продажи, местоположение, размер земельного участка, его целевое назначение; для расчета рыночной стоимости поэтапно отобраны четыре объекта-аналога, наиболее близких по основным ценообразующим факторам - назначению, площади, расположению; оценщиком проведен сравнительный анализ объектов-аналогов с объектом оценки по всем элементам сравнения, применены корректировки на торг, наличие железной дороги, на площадь, процесс введения корректировок, обоснование неприменения иных корректировок детально описано в отчете.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представленный в материалы дела отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от N от ДД.ММ.ГГГГ не соответствовали требованиям законодательства, достоверных доказательств иной рыночной стоимости в материалах дела не имелось, и истец не доказал обстоятельства, на которые ссылался, в связи с чем, является недопустимым доказательством, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции отклоняет ввиду следующего.
В соответствии со статьей 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В соответствии со ст. 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В ходе судебного разбирательства не было приведено доказательств того, что указанные заинтересованным лицом обстоятельства, которые вызвали у него сомнения в правильности отчетов, повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости спорных земельных участков и привели к ее занижению.
Исследуемый отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от N от ДД.ММ.ГГГГ содержит подробное описание проведенного исследования с указанием примененного метода, обоснование сделанного в его результате выводов, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельных участков, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.
Указанный отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от N ДД.ММ.ГГГГ неясностей не содержит, оснований сомневаться в обоснованности и правильности данного отчета не имеется.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта является иной, чем отражено в отчете об оценке, ни суду первой инстанции, ни апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требование административного истца об установлении кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости на основании представленного им отчета.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 25 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 октября 2022 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.