Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сказочкина В.Н., судей Алексеева Д.В., Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, поданную 3 августа 2022 года, на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 года по административному делу N 3а-687/2021 по административному исковому заявлению Калинина Сергея Николаевича к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Заслушав доклад судьи Алексеева Д.В, судебная коллегия
установила:
Калинин С.Н. обратился в суд с административным иском к Министерству финансов Российской Федерации о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, указав в обоснование, что Ново-Савиновским районным судом города Казани Республики Татарстан рассмотрено дело по его административному исковому заявлению к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области о признании незаконными действий по постановке на профилактический учет и по применению специальных средств.
Решением Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан суда от 15 января 2020 года, дополнительным определением суда от 6 августа 2020 года его административное исковое заявление удовлетворено, признано незаконным решение ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области от 27 марта 2018 года N 22 о постановке его на профилактический учет как склонного к побегу, нападению, захвату заложников, суициду и членовредительству; признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области по применению в период с 27 марта 2018 года по 28 марта 2018 года к нему специальных средств; производство по делу в части требований об отмене постановления о постановке на профилактический учет от 27 марта 2018 года прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 октября 2020 года решение районного суда оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение его прав в связи с длительным рассмотрением административного дела, Калинин С.Н. просил присудить ему компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 150 000 руб.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 года, административное исковое заявление Калинина С.Н. удовлетворено. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета взыскана компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в пользу Калинина С.Н. в размере 20 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит отменить принятые по делу решение суда и апелляционное определение и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Калинина С.Н, либо вернуть дело на новое рассмотрение. Ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Действия суда при рассмотрении административного иска Калинина С.Н. к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области считает достаточными и своевременными, длительность рассмотрения дела была связана с необходимостью соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции, назначенное по ходатайству Министерства финансов Российской Федерации с использованием средств видеоконференц-связи не явились, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и в надлежащей форме.
Калинин С.Н. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, правом на участие в судебном заседании через своего представителя или посредством видеоконференц-связи не воспользовался.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения обжалованных судебных постановлений.
Судами установлено, что Калинин С.Н. 29 июня 2018 года обратился в Ново-Савиновский районный суд города Казани с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
Определением судьи Ново-Савиновского районного суда города Казани от 2 июля 2018 года административный иск был возвращен заявителю в связи с неподсудностью.
Калинин С.Н. обжаловал данное определение в апелляционном порядке.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Татарстан от 2 ноября 2018 года названное определение о возвращении административного иска отменено, 4 декабря 2018 года административное исковое заявление принято к производству Ново-Савиновского районного суда города Казани.
15 января 2020 года Ново-Савиновским районным судом города Казани по делу принято решение, которое оставлено без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан от 30 октября 2020 года
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2021 года вышеназванные решение и апелляционное определение оставлены без изменения.
Судебные инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 30 октября 2010 года N68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и разъяснениями, данными судам постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N11, исследовав и оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации доказательства по делу, пришли к выводу о том, что общая продолжительность судопроизводства по делу, которая составила 2 года 6 месяцев 4 дня, свидетельствует о чрезмерной продолжительности рассмотрения административного дела, отсутствии процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, что влечет нарушение прав Калинина С.Н. на судопроизводство в разумный срок.
Срок производства по административному делу судами правильно исчислен с даты первоначального поступления административного иска Калинина С.Н. в суд по дату принятия кассационного определения.
При этом судами учтено, что продолжительность судопроизводства со дня поступления искового заявления в суд первой инстанции (29 июня 2018 года) до принятия дополнительного определения суда первой инстанции (6 августа 2020 года) составила 2 года 1 месяц 8 дней, из которых непосредственно рассмотрение дела судом первой инстанции со дня принятия административного иска к производству (4 декабря 2018 года) до принятия дополнительного определения по делу (6 августа 2020 года) составило 1 год 8 месяцев 2 дня).
Исходя из того, что длительность рассмотрения административного дела не соответствовала его сложности и категории, при этом со стороны административного истца и иных участников процесса не было совершено виновных действий, направленных на увеличение срока рассмотрения дела, суды с учетом обстоятельств дела, продолжительности нарушения, принципов разумности и справедливости правомерно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу административного истца компенсации.
Выводы суда первой и апелляционных инстанций относительно длительности производства по административному делу и доводов заявителя о нарушении его права на судопроизводство в разумный срок мотивированы, соответствуют действующему правовому регулированию, не противоречат материалам дела, поэтому не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 10 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.