Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 22 августа 2022 года кассационную жалобу Борониной Ии Юрьевны на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года по административному делу N 3а- 42/2021 по административному исковому заявлению Борониной И.Ю. об оспаривании нормативного правового акта.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав в ее поддержку объяснения Борониной И.Ю, возражения представителя Главы Удмуртской Республики Филиппова Е.Б. против удовлетворения кассационной жалобы, мнение прокурора Трофимова А.А, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Боронина И.Ю. (далее - административный истец) обратилась в Верховный Суд Удмуртской Республики с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать не действующим с момента принятия положения абзаца первого подпункта 2 пункта 6.1 распоряжения Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года N 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019- NCOV) на территории Удмуртской Республики" (далее - Распоряжение N 42-РГ), в редакции распоряжения Главы Удмуртской Республики от 3 апреля 2020 года N 60-РГ "О внесении изменений в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18 марта 2020 года N 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV) на территории Удмуртской Республики" в части "иных граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью", "а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления, прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, индивидуальных открытых тренировок на свежем воздухе без использования уличного спортивного инвентаря, пробежек, занятий скандинавской ходьбой. Проведение индивидуальных открытых тренировок, пробежек, занятий скандинавской ходьбой, осуществление прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории допускается в период с 7 до 19 часов с соблюдением дистанции до других граждан не менее 3 метров";
положения абзаца первого подпункта 2 пункта 6.1 Распоряжения N 42- РГ, в редакции Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 31 марта 2020 года N 54-РГ "О внесении изменений в Распоряжение N 42-РГ в части "иных граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Удмуртской Республики, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления";
положения абзаца первого подпункта 2 пункта 9 Распоряжения N 42-РГ, в редакции Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 6 апреля 2020 года N 61-РГ "О внесении изменений в Распоряжение N 42-РГ в части "иных граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Удмуртской Республики, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления, прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, индивидуальных открытых тренировок на свежем воздухе без использования уличного спортивного инвентаря, пробежек, занятий скандинавской ходьбой. Проведение индивидуальных открытых тренировок, пробежек, занятий скандинавской ходьбой, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 3 метров, осуществление прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 1, 5 метра, допускается в период с 7 до 19 часов";
положения абзаца первого подпункта 2 пункта 11 Распоряжения N 42- РГ, в редакции Распоряжения Г лавы Удмуртской Республики от 15 апреля 2020 года N 69-РГ "О внесении изменений в Распоряжение N 42- РГ в части "иных граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Удмуртской Республики, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления, прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, индивидуальных открытых тренировок на свежем воздухе без использования уличного спортивного инвентаря, пробежек, занятий скандинавской ходьбой. Проведение индивидуальных открытых тренировок, пробежек, занятий скандинавской ходьбой, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 3 метров, осуществление прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 1, 5 метра, допускается в период с 7 до 19 часов";
положения абзаца первого подпункта 2 пункта 12 Распоряжения N 42- РГ, в редакции Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 16 апреля 2020 года N 73-РГ "О внесении изменений в Распоряжение N 42-РГ в части "иных граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Удмуртской Республики, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления, прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, индивидуальных открытых тренировок на свежем воздухе без использования уличного спортивного инвентаря, пробежек, занятий скандинавской ходьбой. Проведение индивидуальных открытых тренировок, пробежек, занятий скандинавской ходьбой, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 3 метров, осуществление прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 1, 5 метра, допускается в период с 7 до 19 часов";
положения абзаца первого подпункта 2 пункта 12 Распоряжения N 42- РГ, в редакции Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 21 апреля 2020 года N 76-РГ "О внесении изменений в Распоряжение N 42-РГ в части "иных граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Удмуртской Республики, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления, прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, индивидуальных открытых тренировок на свежем воздухе без использования уличного спортивного инвентаря, пробежек, занятий скандинавской ходьбой. Проведение индивидуальных открытых тренировок, пробежек, занятий скандинавской ходьбой, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 3 метров, осуществление прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 1, 5 метра, допускается в период с 7 до 19 часов";
положения абзаца первого подпункта 2 пункта 12 Распоряжения N 42- РГ, в редакции Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 24 апреля 2020 года N 82-РГ "О внесении изменений в Распоряжение N 42-РГ в части "иных граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Удмуртской Республики, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим распоряжением (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим распоряжением, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места их накопления, прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, индивидуальных открытых тренировок на свежем воздухе без использования уличного спортивного инвентаря, пробежек, занятий скандинавской ходьбой. Проведение индивидуальных открытых тренировок, пробежек, занятий скандинавской ходьбой, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 3 метров, осуществление прогулок с грудными детьми в закрытой коляске на придомовой территории, с соблюдением дистанции до других граждан не менее 1, 5 метра, допускается в период с 7 до 19 часов".
В обоснование иска административным истцом указано, что оспариваемые положения нормативного правового акта порождают правовую неопределенность. В оспариваемых положениях нормативного правового акта понятия "ближайший" и "самоизоляция" не раскрыто, указание "в период с 7 до 19 часов" подразумевает введение ограничения конституционного права на свободу передвижения, неадекватно степени и характеру угрозы, предусматривающей режим "повышенной готовности", избыточны для данного режима и относятся к признакам таких режимов, как "чрезвычайная ситуация" и "чрезвычайное положение". Тем самым, положения нормативного акта противоречат статьям 17, 27, 76 Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 52-42-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Конвенции о защите прав человека и основанных свобод (вместе с Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо гражданских и политических права), Всеобщей декларации прав человека, и нарушают ее права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 2022 года, административные исковые требования Борониной И.Ю. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Боронина И.Ю. ставит вопрос об отмене судебных актов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права. В качестве доводов кассационной жалобы заявитель, не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, утверждает, что административным ответчиком нарушен порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Участвующие в деле лица извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами обеих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая административный спор и оставляя без удовлетворения административные исковые требования Борониной И.Ю, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что Глава Удмуртской Республики принял оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Отклоняя доводы о несоответствии распоряжения Главы Удмуртской Республики в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, суды сделали вывод о том, что установленные оспариваемым актом ограничения не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы человека и гражданина, поскольку они согласуются с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения и предотвращения распространения на территории Удмуртской Республики новой коронавирусной инфекции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций, как вытекающих из правильного применения норм материального права, и надлежащей оценки представленных сторонами доказательств.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 1 и части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации одной из основ федеративного устройства Российской Федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Определяя в этих целях сферы ведения Российской Федерации и сферы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, статьи 71 и 72, а также части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации устанавливают, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В свою очередь, пункты "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации относят защиту прав человека и осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацию их последствий к совместному ведению Российской Федерации и составляющих ее субъектов. Это означает допустимость участия органов государственной власти субъекта Российской Федерации - с соблюдением иерархической соподчиненности правовых норм - в регулировании вопросов, касающихся защиты прав человека, а также населения и территорий от чрезвычайных и других аналогичных по уровню своей опасности ситуаций природного и иного характера.
Нормативным правовым актом, определяющим общие организационно правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный Закон N 68-ФЗ). Его действие распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу этого Федерального закона органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций могут функционировать в одном из следующих режимов:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации. Таким должностным лицом на региональном уровне, в соответствии с пунктами 8 и 10 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Разграничивая полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусматривает, что при введении на территории региона режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения, региональные органы государственной власти:
принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11);
принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1 статьи 11).
Конкретизируя предписания статей 41, 71 и 72 Конституции Российской Федерации, применительно к условиям чрезвычайных ситуаций, связанных с борьбой и ликвидацией последствий эпидемий (пандемий), пункты 1 и 2 статьи 2, статьи 6, 29 и 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52- ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривают, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме, в том числе, на уровне субъектов Российской Федерации, проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия и ограничительные мероприятия (карантин).
Помимо этого, подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопроса предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Так, 2 апреля 2020 года издан Указ Президента Российской Федерации N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)".
В соответствии с пунктом 2 данного нормативного правового акта высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В свою очередь, согласно пункту 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) надлежит: обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ) (подпункт 1.1); своевременно вводить ограничительные мероприятия с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития (подпункт 1.2).
Исходя из вышеуказанного, необходимость принятия Главой Удмуртской Республики нормативных правовых актов, вводящих режим повышенной готовности и определяющих отдельные меры по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Удмуртской Республики, обусловлена исполнением Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-пСоУ)", и иных нормативных правовых актов, принятых компетентными должностными лицами для указанных целей.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов о том, что введенные оспариваемым нормативным правовым актом ограничения не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы человека, так как направлены на предотвращение распространения на территории Удмуртской Республики новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV), установлены в целях защиты жизни и здоровья людей, соразмерны реальной угрозе распространения названного заболевания, способного повлечь значительные человеческие жертвы.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется право каждого человека на жизнь (статья 20). Право каждого человека на жизнь и здоровье закреплено в международных актах, в том числе во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года (статья 3), в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (статья 6), Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (статья 2).
Жизнь и здоровье относятся к числу наиболее значимых человеческих ценностей, без их соблюдения утрачивают значение многие другие блага и ценности.
В связи с этим, оценивая доводы административного истца о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом ее прав, суды обеих инстанций верно исходили из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Судами установлено, что совокупность введенных распоряжением Главы Удмуртской Республики ограничительных мер, включая меры, которые оспариваются административным истцом, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды правильно сделали вывод, что оспариваемый нормативный правовой акт издан главой Удмуртской Республики во исполнение перечисленных нормативных правовых актов, не противоречит действующему федеральному законодательству и издано в соответствии с установленными им требованиями.
Процедура принятия Главой Удмуртской Республики оспариваемого нормативного правового акта, установленная Законом Удмуртской Республики от 22 декабря 2015 года N 104-РЗ "О Главе Удмуртской Республики" также была соблюдена, что также обоснованно отмечено судебными инстанциями.
Выводы, приведенные в обжалуемых судебных актах, основаны на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, надлежащей оценке представленных сторонами доказательств, которыми факт нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием административного ответчика не подтвержден, что исключало возможность удовлетворения административного иска судами.
Аргументы кассационной жалобы сводятся к повторению правовой позиции, изложенной Борониной И.Ю. в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, которой судами дана надлежащая оценка с приведением мотивов и причин для ее отклонения. Иная точка зрения Борониной И.Ю. относительно предмета административного спора и толкования норм права, не свидетельствует об ошибочности выводов судов и неправильности постановленных судебных актов, отвечающих требованиям законности и обоснованности.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не содержащей оснований для их отмены или изменения.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 февраля 202 года оставить без изменения, кассационную жалобу Борониной Ии Юрьевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.