Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И.
судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 сентября 2022 года кассационную жалобу Цидика Николая Владимировича на решение Ульяновского областного суда от 2 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 марта 2022 года по административному делу N 3а-215/2021 по административному исковому заявлению Цидика Н.В. о признании недействующими отдельных положений указов Губернатора Ульяновской области от 29 сентября 2021 года N 94 "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19, от 21 октября 2021 года N 103 "О внесении изменений в указ Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года N 19".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных актов и кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
12 марта 2020 года Губернатором Ульяновской области принят Указ N 19 "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ Губернатора N 19). В данный приказ неоднократно вносились изменения. 29 сентября 2021 года Указом временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 (далее - Указ Губернатора N 94) в вышеназванный Указ внесены изменения. В частности подпунктом "б" подпункта 1 пункта 1 Указа Губернатора N 94 абзац третий подпункта 2.1 Указа Губернатора N 19, содержащий перечень мероприятий, на которые не распространяются ограничения, предусмотренные пунктом 2.1, изложен в иной редакции: "на проведение массовых мероприятий с числом участников более 10 человек при наличии у каждого из них действующего QR-кода, полученного с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (gosuslugi.ru) или с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг "Госуслуги, "Стопкоронавирус", или сертификата профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), подтверждающих, что с даты вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) прошло не более 12 месяцев (далее - сертификат о вакцинации), либо документа, подтверждающего отрицательный результат тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), проведенного не ранее чем за 72 часа (далее - тест ПЦР), либо справки, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию и с даты его выздоровления прошло не более 6 календарных месяцев, полученной в медицинской организации, оказывающей амбулаторно-поликлиническую помощь, по месту жительства гражданина (далее - справка о перенесенной коронавирусной инфекции), а также при условии соблюдения требований (рекомендаций) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор), санитарно-эпидемиологических требований, ограничений и правил, установленных настоящим указом".
Подпунктом "а" пункта 3 Указа Губернатора N 94 пункт 9 Указа Губернатора N 19 дополнен новыми подпунктами 9.6 и 9.7 следующего содержания:
"9.6. Обеспечить с 1 ноября 2021 года допуск в рестораны, кафе, столовые, фуд-корты, бары, закусочные и иные организации общественного питания, салоны красоты, парикмахерские, косметические салоны, СПА- салоны, массажные салоны, солярии, бани, сауны, плавательные бассейны, фитнес-центры и иные объекты спорта, организации досуга граждан, в том числе кинотеатры (кинозалы), театры, библиотеки, музеи, на концертные, конгрессные, выставочные мероприятия совершеннолетних посетителей только при наличии сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Посещение лицами, не достигшими возраста 18 лет, объектов и мероприятий, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, осуществляется в сопровождении родителей, иных законных представителей, отвечающих требованиям настоящего подпункта.
9.7. Собственникам и иным законным владельцам торговых центров, торгово-развлекательных центров:
9.7.1. Прекратить доступ в помещения торговых, торговоразвлекательных центров несовершеннолетних без сопровождения родителей или иных законных представителей.
9.7.2. Рекомендовать: приостановить работу бесплатных публичных точек доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" по беспроводной технологии Wi-Fi; убрать из общих залов торговых центров, торгово-развлекательных центров места для отдыха людей (лавочки, кресла, диваны)".
Указом Губернатора Ульяновской области от 21 октября 2021 года N 103 (далее - Указ Губернатора N 103) в Указ Губернатора N 19 вновь были внесены изменения: подпунктом 3 пункта 1 Указа Губернатора N 103 пункт 11 Указа Губернатора N 19 дополнен пунктом 11.6 следующего содержания:
"11.6. QR-код предъявляется гражданином на электронных устройствах или на бумажном носителе в формате, позволяющем сканировать его камерой смартфона, планшета или иного подобного устройства. Посещение совершеннолетними лицами объектов и мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2, подпунктом 9.6 пункта 9 настоящего указа, допускается после проведения организаторами массовых мероприятий, работниками организаций и индивидуальных предпринимателей проверки соответствия сведений (документов), указанных в абзаце третьем подпункта 2.1 пункта 2, подпункте 9.6 пункта 9 настоящего указа, и данных, содержащихся в документе, удостоверяющем личность."
Подпунктом 4 пункта 1 Указа Губернатора N 103 подпункт 12.7 пункта 11 Указа Губернатора N 19 дополнен подпунктом 12.7.6 следующего содержания:
"12.7.6. Контроль за посещением лицами объектов и мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2.1 пункта 2, подпунктом 9.6 пункта 9 настоящего указа, при наличии сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции".
Указ временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 опубликован 29 сентября 2021 года на официальном интернет- портале правовой информации (www/pravo.gov.ru) N 7300202109290001.
Указ Губернатора Ульяновской области N 103 опубликован 21 октября 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации (www/pravo.gov.ru) N 7300202110210006.
Цидик Н.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующими с момента принятия подпункта "б" подпункта 1 пункта 1 и подпункта "а" подпункта 3 пункта 1 Указа временно исполняющего обязанности Губернатора Ульяновской области N 94 от 29 сентября 2021 года и подпунктов 3 и 4 пункта 1 Указа Губернатора Ульяновской области N 103 от 21 октября 2021 года.
В обоснование иска указал, что введение на территории Ульяновской области требования о возможности посещения гражданами организаций общественного питания, бань, парикмахерских и иных общественных мест только при предъявлении сертификата о вакцинации или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронаврусной инфекции, при предъявлении QR- кодов на электронных устройства или на бумажном носителе является дискриминацией не вакцинированных граждан перед вакцинированными. Вместе с тем о недопустимости дискриминации людей по признаку вакцинирован - не вакцинирован говорится в пункте 7.3 Резолюции ПАСЕ от 27 января 2021 года N 236.
Необходимость предъявления перечисленных в Указах Губернатора Ульяновской области документов нарушает положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части заключения публичного договора, а также положения части 1 статья 25 Всеобщей декларации прав человека, части 1 статьи 1 Протокола N 12 к "Конвенции о защите прав человека и основных свобод", Конституции Российской Федерации, запрещающих дискриминацию людей по любому признаку.
Возложение на граждан обязанности предъявлять указанные документы является, по сути дела, требованием об обязательной вакцинации. В свою очередь, отсутствие профилактической прививки в соответствии Федеральным законом N 159-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" влечет для граждан запрет на выезд из Российской Федерации, временный отказ в приеме в образовательные организации, на работу или отстранение граждан от работы. Вместе с тем данный закон не содержит запрета на посещение общественных мест в отсутствие прививок. Наоборот, данным законом предусмотрена возможность отказа от профилактических прививок.
Истцу, как жителю города Ульяновска, созданы препятствия в осуществлении его прав, поскольку при отсутствии у него сертификата о вакцинации или справки о перенесенном заболевании он лишен возможности посещения общественных заведений, в том числе, объектов общественного питания, парикмахерской, магазинов.
В дополнении к иску истец указал, что QR-код - это тип матричных штриховых кодов, изначально был разработан для автомобильной промышленности Японии. Данный код содержит информацию об объекте, к которому он привязан. В связи с этим он не может быть применен к человеку и его здоровью. Кроме того, понятие QR-кодов отсутствует в законодательстве Российской Федерации.
Также указывает на то, что ввиду значительной стоимости теста ПЦР и ограниченного срока его действия, многие граждане лишены возможности его получения.
Решением Ульяновского областного суда от 2 декабря 2021 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 марта 2022 года без изменения, в удовлетворении административных исковых требований Цидика Н.В. отказано.
В кассационной жалобе административный истец, повторяя содержание административного искового заявления и апелляционной жалобы, ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального права, просит направить дело на новое рассмотрение. Автор кассационной жалобы утверждает, что судами не дана надлежащая правовая оценка заявленным им доводам, а приведённые в обжалуемых судебных актах выводы судов не соответствуют нормам права, регулирующим спорные отношения.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Так, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Губернатор Ульяновской области принял оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие. Отклоняя доводы о несоответствии Указа Губернатора Ульяновской области N 19 в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, суды сделали вывод о том, что установленные оспариваемым актом ограничения не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы человека и гражданина, поскольку они согласуются с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправданы необходимостью создания условий для предупреждения и предотвращения распространения на территории Ульяновской области новой коронавирусной инфекции.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов обеих инстанций являются правильными, поскольку они основаны на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах, а оснований для отмены судебных актов не имеется.
Так, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законом, регулирующим правовые отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 2 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ предусмотрено, что органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно подпункту "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 и предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4).
Исходя из положений пунктов "а", "м", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 данного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 10 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе вводить ограничения, которые обязаны соблюдать граждане в соответствии со статьей 19 данного Закона, согласно которой граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций; изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации; при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 этого Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
На территории Ульяновской области принят и действует Закона Ульяновской области от 20 июля 2012 года N 94-ЗО "О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее также Закон Ульяновской области N 94-ЗО), регулирующий отношения в области защиты населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В соответствии со статьей 2 Закон Ульяновской области N 94-ЗО, Губернатор Ульяновской области: принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с пунктом 1 названной статьи; с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Ульяновской области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", может устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: определяет руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации: принимает дополнительные меры по защите населения и территорий Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, предусмотренные Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Реализуя предоставленные приведенными федеральными и региональными нормами полномочия, Губернатор Ульяновской области Указом Губернатора Ульяновской области N 19 в связи с угрозой распространения на территории области новой коронавирусной инфекции COVID-19 введен режим повышенной готовности и соответствующие ему обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения и ограничительные меры. Правовое регулирование указанных ограничений, как уже отмечалось выше, изменялось путем внесения введение новых редакций и изменений в Указ Губернатора Ульяновской области N 19, в рамках реализации полномочий Губернатора Ульяновской области в анализируемой сфере.
На основании изложенного, суды верно сделали вывод, что оспариваемые Указы Губернатора Ульяновской области принимались в пределах предоставленных ему полномочий.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 декабря 2020 года N 49-П, введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных - как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям - эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания. Подтвердив право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией (в том числе устанавливать правила поведения граждан в условиях режима повышенной готовности), федеральный законодатель вправе был полагать, что определение таких мер в условиях пандемии, неравномерно протекающей в разных регионах страны, гораздо эффективнее может осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации. В свою очередь органы власти субъектов Российской Федерации, участвуя в рамках единой государственной политики в данных отношениях, были вправе предусмотреть адекватные способы эффективного решения возложенных на них задач с учетом территориального и временного характера их действия, не допуская при этом несоразмерного ограничения конституционных прав и свобод граждан.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения. 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при. Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона N 52-ФЗ постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой короновирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COViD-2019", от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Проверяя оспариваемые нормы на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суды обоснованно пришли к выводу об их соответствии требованиям Федерального закона N 68-ФЗ, Федерального закона N 52-ФЗ.
Временное введение на территории Ульяновской области обязанности предъявления при посещении общественных мест и массовых мероприятий QR-кода, или сертификата профилактической прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо теста ПЦР, подтверждающего отрицательный результат тестирования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), либо справки, подтверждающей, что гражданин перенес новую коронавирусную инфекцию, направлено на предупреждение возникновения. развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемиологического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Ульяновской области и тем самым направлено на обеспечение реализации защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, проживающих (пребывающих) на территории Ульяновской области.
Объем ограничительных мероприятий пересматривается по мере изменения эпидемиологической обстановки на территории Ульяновской области. Так, Указом Губернатора Ульяновской области от 26 ноября 2021 года N 113 с 1 декабря 2021 года, в частности, разрешено посещение торговых и торгово-развлекательных центров в период с 8.00 до 15.00 часов с понедельника по пятницу без предъявления сертификата о вакцинации, или теста ПЦР, или справки о перенесенной коронавирусной инфекции.
Кроме того, жителям и лицам, находящимся в Ульяновской области, для возможности посещения массовых мероприятий и общественных заведений на территории Ульяновской области предоставлено право выбора предоставления одного из документов: это либо сертификат о вакцинации, или тест ПЦР, или справка о перенесенной коронавирусной инфекции. В связи с этим, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о несостоятельности доводов истца об отсутствии материальной возможности получения ПЦР-теста, а также о дискриминации по типу вакцинированный - не вакционированный.
Судами установлено, что совокупность введенных Указом Губернатора Ульяновской области N 19 ограничительных мер, включая меры, которые оспариваются административным истцом, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает правильными выводы судов о том, что введенные Указом Губернатора Ульяновской области N 19 ограничения не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы человека, так как направлены на предотвращение распространения на территории Ульяновской области новой коронавирусной инфекции (2019- nCoV), установлены в целях защиты жизни и здоровья людей, соразмерны реальной угрозе распространения названного заболевания, способного повлечь значительные человеческие жертвы.
Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется право каждого человека на жизнь (статья 20). Право каждого человека на жизнь и здоровье закреплено в международных актах, в том числе во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года (статья 3), в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года (статья 6), Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (статья 2).
Жизнь и здоровье относятся к числу наиболее значимых человеческих ценностей, без их соблюдения утрачивают значение многие другие блага и ценности.
В связи с этим, оценивая доводы административного истца о нарушении Указом Губернатора Ульяновской области N 19 его прав, суды обеих инстанций верно исходили из того, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
Само по себе несогласие административного истца с выводами судебных инстанций, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды обеих инстанций дали надлежащую оценку всем юридически значимым обстоятельствам по делу, рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ульяновского областного суда от 2 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 2 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цидика Николая Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.