Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 26 августа 2022 года кассационную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июня 2022 года по административному делу N 2а-1707/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Йошкар-Олы в интересах Сергеевой Елены Владимировны к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным постановления.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего постановленные судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Йошкар-Олы (далее - административный истец) обратился в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в интересах Сергеевой Е.В. с административным исковым заявлением к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" (далее - Администрация, административный ответчик) о признании незаконным постановления от 24 ноября 2021 года N 1244 о снятии Сергеевой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований указано, что Сергеева Е.В. постановлением главы администрации города Йошкар-Олы от 4 ноября 1992 года принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях как инвалид по общему заболеванию. 1 марта 2005 года она была переведена в общий список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сергеева Е.В. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес", где ей предоставлено койко-место в коммунальной квартире на основании договора, заключенного с ОАО "Йошкар-Олинское проектно-строительное объединение". Также койко-место в указанной коммунальной квартире занимала Конакова С.Ф, которая после смерти была снята с регистрационного учета. Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 ноября 2021 года Сергеева Е.В. снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что после смерти ФИО7 она фактически занимает жилое помещение общей площадью 21, 0 кв.м, превышающую нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленного на территории муниципального образования "Город Йошкар-Ола". Полагая данное постановление незаконным, прокурор г. Йошкар-Олы в интересах Сергеевой Е.В. обратился в суд с данным административным иском.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 марта 2022 года, оставленным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июня 2022 года без изменения, административные исковые требования прокурора г. Йошкар-Ола в интересах Сергеевой Е.В. удовлетворены. Пункт 31 постановления администрации городского округа "Город "Йошкар-Ола" от 24 ноября 2021 года N 1244 о снятии с учета Сергеевой Е.В. в качестве нуждающейся в жилых помещениях признан незаконным. На администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" возложена обязанность восстановить Сергееву Е.В. на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с даты подачи заявления 16 октября 1992 года.
В кассационной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как принятых с нарушением норм материального права. Повторяя доводы апелляционной жалобы, Администрация указывает на то, что Сергеева Е.В. снята с учета на основании того, что она занимает целую комнату жилой площадью 12, 8 кв.м, общей площадью 21, 0 кв.м, а не койко-место в жилом помещении. Кассатор указывает, что незаключение с Сергеевой Е.В. договора социального найма на указанную комнату не свидетельствует о ее нуждаемости в жилом помещении, так как право пользования данной комнатой у нее возникло в силу закона.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела судом кассационной инстанции извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, Сергеева Е.В. постановлением Главы администрации г. Йошкар-Олы от 4 ноября 1992 года N 1350 принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по времени подачи заявления от 16 октября 1992 года как инвалид по общему заболеванию.
Сергеева Е.В. зарегистрирована и проживает по адресу: "адрес".
С 1992 года квартира в доме N "адрес" по ул. "адрес" г. "адрес" являлась общежитием Йошкар-Олинского ПСО КПД и состоит из 3-х комнат: позиция N 3 жилой площадью 18, 9 кв.м, позиция N 4 жилой площадью 12, 8 кв.м, позиция N 10 жилой площадью 11, 2 кв.м.
В комнате позиция N 4 жилой площадью 12, 8 кв.м, общей площадью 21, 0 кв.м, были зарегистрированы Сергеева Е.В. и Конакова С.Ф, которые не состояли в родственных отношениях и занимали койко-место в указанном жилом помещении.
Лицевой счет был открыт на Сергееву Е.В. согласно занимаемой койко-место в комнате жилой площадью 6, 4 кв.м, общей площадью 10, 5 кв.м. Сергеева Е.В. производит оплату за коммунальные услуги в соответствии с лицевым счетом.
13 апреля 2018 года ФИО6 снята с регистрационного учета по месту жительства, по адресу: "адрес" связи со смертью.
Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от 24 ноября 2021 года N 1244 Сергеева Е.В. снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189- ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, указал, что постановление Администрации о снятии с учета нуждающейся в жилом помещении Сергеевой Е.В. является незаконным, поскольку отсутствуют сведения о заключении между Администрацией и Сергеевой Е.В. в порядке очередности договора социального найма на указанное изолированное жилое помещение и сама Сергеева Е.В. с заявлением о заключении такого договора не обращалась.
Оснований не согласиться с правовой позицией судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии не имеется по следующим причинам.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений данной части.
Согласно статье 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 поименованного Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Ранее основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 года давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены статьей 29 Жилищного кодекса РСФСР.
Одним из таких оснований являлось проживание граждан в общежитиях, которое не связывалось с размером жилой площади, приходящейся на проживающего в общежитии (пункт 5 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР).
Соответственно, снятие истца с учета, учитывая положения части 2 статьи 6 вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки на учет.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
В статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма.
На основании статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением главы администрации города Йошкар-Олы от 9 июня 2005 года N 1386 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения" учетная норма площади жилого помещения на территории городского округа Йошкар-Ола по договору социального найма установлена в размере 18, 0 кв.м на одного человека.
Частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи.
Статьей 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещения вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В силу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
На основании указанных положений законодательства, койко-место не является жилым помещением как объект договора социального найма, в связи с чем оно не может быть приравнено к жилому помещению, в отношении которого возможно заключение договора социального найма.
Материалами дела установлено, что Сергеевой Е.В. предоставлялось только койко-место в вышеназванном жилом помещении с общей площадью 10, 5 кв.м, жилой площадью 6, 4 кв.м.
Таким образом, вывод судебных инстанций о том, что вопреки доводам Администрации освобождение после смерти ФИО7 койко-место не улучшает жилищные условия административного истца, являются правильными, основанными на применимых нормах материального права, надлежащем установления всех юридически значимых обстоятельств и верной оценки представленных сторонами доказательств, и пересмотру по доводам кассационной жалобы, основанных на ошибочном и произвольном толковании норм права, не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл от 28 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 14 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.