Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Балакиревой Е.М, судей Арзамасовой Л.В. и Трух Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области на решение Волжского районного суда Самарской области от 17 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июня 2022 г. по гражданскому делу N 2-517/2022 по иску Самарского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области к ФКУ ИК 26 УФСИН России по Самарской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области об устранении нарушений уголовно исполнительного законодательств.
Заслушав доклад судьи Трух Е.В, объяснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области Мацуковой Н.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц и в интересах Российской Федерации к ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области об устранении нарушений уголовно исполнительного законодательств. Требования мотивированы тем, что в декабре 2020 года в ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства в части санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения осужденных. В ходе проверки осуществлен забор проб питьевой воды из водопровода в отряде N 6 общежития N3 ФКУ ИК-26 (кадастровый номер объекта N) с последующим их направлением на исследование в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" (далее - ЦГиЭ). Согласно экспертному заключению ЦГиЭ от 22 декабря 2020 г..N 26342 питьевая вода в распределительной сети в отряде N 6 ИУ по своим органолептическим (запах, мутность) и обобщенным химическим показателям (железо общее и жесткость общая) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы". По результатам проверки 25 декабря 2020 г..в адрес начальника ФКУ ИК-26 внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. В связи с неустранением нарушений в месячный срок 3 февраля 2021 г..вынесено представление в УФСИН России по Самарской области.
Последующая проверка, проведенная прокуратурой в апреле 2021 г..в рамках контроля, показала, что ранее выявленные нарушения требований ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ и иных нормативных актов, регламентирующих санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение осужденных к лишению свободы, руководством ФКУ ИК-26 так и не устранены, при этом допускаются аналогичные нарушения закона. Так, 19 апреля 2021 г..осуществлен забор проб воды из водонапорной башни ФКУ ИК-26 (инвентарный номер объекта С2101042355) с последующим их направлением на исследование в ЦГиЭ. Согласно экспертному заключению ЦГиЭ от 12 мая 2021 г..N 8299 питьевая вода из водонапорной башни ФКУ ИК-26 по своим органолептическим (мутность) и обобщенным химическим показателям (железо общее) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (введены в действие с 1 марта 2021 г..взамен утратившим силу СанПиН 2.1.4.1074-01).
При этом, водоснабжение всех зданий и сооружений ФКУ-26, предназначенных для проживания, организации питания, коммунально-бытового обслуживания и медицинского обеспечения осужденных - здание общежития N 1 (отряды NN1, 2), здание общежития N2 (отряды NN 3, 4), здание общежития N 3 (отряды NN 5, 6, 7), здание общежития N 4 (отряды NN8, 9, 10), здание штрафного изолятора и отряда строгих условий отбывания наказания, здание столовой гарантийного питания, здание медицинской части и административного штаба, здание дежурной части, магазина и банно-прачечного комбината, осуществляется по единому водопроводу, идущему от вышеуказанной водонапорной башни ФКУ ИК-26 в отсутствие каких-либо объектов и сооружений, предназначенных для фильтрации (очистки) воды. В ходе проверки, проведенной прокуратурой в ноябре 2021 года установлено, что администрацией ФКУ ИК-26 приняты определенные меры, направленные на улучшение качества питьевой воды в распределительной сети: проводится промывка артезианской скважины с последующим проведением гиперхлорирования систем водоснабжения, проведено изучение рынка, получены коммерческие предложения по оборудованию фильтровальной станции в учреждении, расчетная средняя стоимость которой составила 2430603, 09 руб, направлен рапорт в УФСИН России по Самарской области о потребности указанных денежных средств, что, однако, не привело к реальному устранению нарушений закона. Экспертное заключение о соответствии питьевой воды в распределительной сети ФКУ ИК-26 требованиям СанПиН 1.2.3685-21 администрацией исправительного учреждения в прокуратуру не предоставлено.
Изложенное свидетельствует о нарушении администрацией ФКУ ИК-26 на протяжении длительного времени прав граждан, отбывающих наказание в указанном исправительном учреждении, на благоприятную среду обитания и гарантированную государством защиту здоровья, в том числе, через неукоснительное соблюдение требований уголовно-исполнительного законодательства о санитарно-гигиеническом и противоэпидемическом обеспечении осужденных, несмотря на принятые в 2020-2021 гг. меры прокурорского реагирования и требует защиты конституционных прав граждан в судебном порядке.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 17 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июня 2022 г, исковые требования Самарского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области удовлетворены. Судом постановлено: "Обязать ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области, в срок до 1 июля 2022 г. устранить нарушение уголовно-исполнительного законодательства, а именно, обеспечить качество воды в распределительной сети зданий общежития N 1 (кадастровый номер объекта N), общежития N 2 (кадастровый номер объекта N), общежития N 3 (кадастровый номер объекта N), общежития N 4 (кадастровый номер объекта N), здания дежурной части, магазина и банно- прачечного комбината (кадастровый номер объекта N), здания штаба и медицинской части (кадастровый номер объекта N), здания штрафного изолятора и отряда строгих условий отбывания наказания (кадастровый номер объекта N), здания столовой гарантийного питания осужденных (кадастровый номер объекта N).
Возложить на УФСИН России по Самарской области, ФСИН России обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в части санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения осужденных администрацией ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области".
В кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ ИК-26 УФСИН России ставят вопрос об отмене принятых судебных актов.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка участвующих в деле лиц в заседание суда кассационной инстанции не является препятствием в рассмотрении жалобы.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https://6kas.sudrf.ru/).
Учитывая надлежащее извещение всех участников процесса о дате, времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в целях обеспечения соблюдения разумных сроков судопроизводства жалоба рассмотрена при имеющейся явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также подтверждается материалами дела, Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области неоднократно проводились проверки соблюдения законов в ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области.
В ходе проверок выявились нарушения требований законодательства, в том числе, в нарушение требований ст. 99 УИК РФ и изданных во исполнение данных норм ведомственных приказов Минюста и ФСИН России, регламентирующих материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы, а именно: администрация ФКУ ИК-26 не выполняет возложенные на нее обязанности по исполнению требований уголовно исполнительного законодательства в части санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения осужденных питьевой водой.
Установлено, что в ходе проверки осуществлен забор проб питьевой воды из водопровода в отряде N 6 общежития N3 ФКУ ИК-26 (кадастровый номер объекта N) с последующим их направлением на исследование в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области".
Согласно экспертному заключению ЦГиЭ от 22 декабря 2020 г. N 26342 питьевая вода в распределительной сети в отряде N 6 ИУ по своим органолептическим (запах, мутность) и обобщенным химическим показателям (железо общее и жесткость общая) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
В связи с выявлением вышеуказанных фактов, Самарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области 25 декабря 2020 г. за исх. N 17-03-2020/Прдп59-20-1249 внесено представление в адрес начальника ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области об устранении нарушений законодательства РФ.
Из ответа ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области от 28 января 2021 г. N 64/ТО/45-345 следует, что ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области направлено письмо в УФСИН России по Самарской области 28 января 2021 г. с просьбой выделить специалиста с целью оказания практической помощи, а также для выявления причин, в результате которых, по данным экспертного заключения от 22 декабря 2020 г. N26342 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" питьевая вода в распределительной сети в отряде N 6 по своим органолептическим и обобщенным химическим показателям не соответствует требованиям СанПин.
В связи с неустранением нарушений в месячный срок 3 февраля 2021 г. прокурором в адрес УФСИН России по Самарской области внесено представление.
Последующая проверка, проведенная прокуратурой в апреле 2021 г. в рамках контроля, показала, что ранее выявленные нарушения требований ст.101 УИК РФ и иных нормативных актов, регламентирующих санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение осужденных к лишению свободы, руководством ФКУ ИК-26 не устранены, при этом, допускаются аналогичные нарушения закона.
Так, 19 апреля 2021 г. осуществлен забор проб воды из водонапорной башни ФКУ ИК-26 (инвентарный номер объекта С2101042355) с последующим их направлением на исследование в ЦГиЭ.
Согласно экспертному заключению ЦГиЭ от 12 мая 2021 г. N 8299 питьевая вода из водонапорной башни ФКУ ИК-26 по своим органолептическим (мутность) и обобщенным химическим показателям (железо общее) не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (введены в действие с 1 марта 2021 г. взамен утратившим силу СанПиН 2.1.4.1074-01).
Разрешая спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции, с решением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что несоблюдение ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а также длительное невыполнение представления прокурора об устранении выявленных нарушений закона, нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных) на надлежащее санитарно-гигиеническое обеспечение, создает угрозу их здоровью.
У судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не имеется оснований не согласиться с указанными выводами как основанными на верно установленных обстоятельствах и правильном применении норм материального и процессуального права, в частности, ст.ст. 11, ч. 1 ст. 13, 38 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1314, ст.ст. 99, 101 УИК РФ, ст. 12, 45, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства, а также непредставление стороной ответчика доказательств соответствия питьевой воды всех зданий и сооружений ФКУ ИК-26, предназначенных для проживания, организации питания, коммунально-бытового обслуживания, медицинского обеспечения и др, суды законно и обоснованно удовлетворили заявленные прокурором требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о принятых мерах по устранению нарушений санитарно-гигиенического законодательства о соответствии воды установленным действующими СанПиН параметрам не свидетельствуют, нарушения, установленные в ходе проверки проведенной Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, до настоящего времени ответчиком в полной мере не устранены
Принимая во внимание, что суды правильно определили и установили юридически значимые обстоятельства, дали им правовую оценку и постановили законные и обоснованные решения не допустив нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского районного суда Самарской области от 17 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июня 2022 г. по гражданскому делу N 2-517/2022 по иску Самарского прокурора за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области к ФКУ ИК 26 УФСИН России по Самарской области, Федеральной службе исполнения наказаний России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Самарской области об устранении нарушений уголовно исполнительного законодательств оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Самарской области, ФКУ ИК-26 УФСИН России по Самарской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 июня 2022 г. по гражданскому делу N 2-517/2022 - отменить.
Председательствующий Е.М. Балакирева
Судьи Л.В. Арзамасова
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.