Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составепредседательствующего Нафикова И.А., судей Белоусовой Ю.К., Зайнуллиной Г.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Теплова Ю. Я.
на решение Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2022
по административному делу по административному исковому заявлению Теплова Ю. Я. к Местной администрации Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным отказа, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусовой Ю.К, пояснения представителя Теплова Ю.Я. Карданова Т.Т, поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также возражения против ее удовлетворения представителя административного ответчика Ким В.И. и представителя АО "Прохладненская районная теплоэнергетическая компания" Храмченко Н.В, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Теплов Ю.Я. обратился в Прохладненский районный суд КБР с административным иском к Местной администрации Прохладненского муниципального района КБР о признании незаконным отказа в согласовании переустройства принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: КБР, Прохладненский район, с. Пролетарское, пер. Пролетарский, 5, кв. 2, в связи с переходом на отопление с использованием индивидуального источника тепловой энергии, выраженного в уведомлении от 15.07.2021, по основанию несоответствия проекта перепланировки подпункту 3 пункта 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации, что следует из письма АО "Прохладненская районная теплоэнергетическая компания" об отказе в согласовании проектной документации N 0579 от 13.07.2021 и отсутствия в проектно-сметной документации сведений о переустройстве помещения в многоквартирном доме, что противоречит пункту 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Требования мотивированы незаконностью отказа по изложенным в нем основаниям, наличия права на заявленное переустройство и предоставление всех необходимых документов для этого. Просил возложить на Местную администрации Прохладненского муниципального района КБР обязанность принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки в указанном жилом помещении в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верхоного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2022, в удовлетворении требований отказано. Суды пришли к выводу, что, обращаясь в орган местного самоуправления Теплов Ю.Я. не предоставил согласие всех собственников многоквартирного дома на переустройство жилого помещения, а также проект реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, согласованный с теплоснабжающей организацией, при этом разработанная и утвержденная схема теплоснабжения с. Пролетарское Прохладненского муниципального района КБР не включает многоквартирный дом по адресу: КБР, "адрес", пер. Пролетарский, 5 "адрес" число домов, в которых предусмотрено отключение от централизованной системы отопления и переход на теплоснабжение с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, как и не представлено доказательств, что возможный демонтаж существующих теплогенераторов (батарей) будет произведен способом, исключающим уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме.
Не согласившись с постановленными судебными актами, административный истец обжаловал их в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых без учета фактических обстоятельств дела, с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в частности, приводит доводы о том, что оборудование в его квартире не относится к общедомовому и при обращении с заявлениями такого характера согласие всех собственников многоквартирного дома не требуется. Просит принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 13.09.2022.
На кассационную жалобу АО "Прохладненская районная теплоэнергетическая компания" поданы возражения, в которых выражается несогласие с ее доводами, полагая принятые судебные акты законными и обоснованными.
В судебное заседание Пятого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом по правилам статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Исследовав материалы дела, изложенные в кассационной жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела для многоквартирного дома, расположенного по адресу: КБР, "адрес", пер. Пролетарский, 5 предусмотрено центральное отопление, теплоснабжение многоквартирного дома осуществляется централизованно теплоснабжающей организацией АО "Прохладненская районная теплоэнергетическая компания" по сетям теплоснабжения муниципального образования.
В многоквартирном доме на праве собственности административному истцу принадлежит квартира N 2.
06.07.2021 Теплов Ю.Я. обратился в Местную администрацию Прохладненского муниципального района КБР с заявлением о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме расположенном по адресу: КБР, Прохладненский район, с. Пролетарское, пер. Пролетарский, 5 кв. 2, представив рабочую документацию на реконструкцию индивидуального внутридомового газового оборудования (замена проточного водонагревателя на двухконтурный котел с открытой камерой сгорания), протокол общего собрания собственников жилого многоквартирного дома, рабочий проект автономного теплоснабжения и другие.
15.08.2021 Местная администрация Прохладненского муниципального района КБР отказала в согласовании переустройства помещения в многоквартирном доме, по причине того, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации проект переустройства и перепланировки помещения не соответствует требованиям законодательства (согласно письму N 0579 от 13.07.2021 АО "Прохладненская районная теплоэнергетическая компания" об отказе в согласовании проектной документации) и проектно-сметная документация не содержит сведения о переустройстве помещения в многоквартирном доме, что противоречит пункту 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В силу части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое помещение в многоквартирном доме (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме, а если переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме, также протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на такие переустройство и (или) перепланировку помещения в многоквартирном доме, предусмотренном частью 2 статьи 40 Кодекса;
технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения в многоквартирном доме;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
Проект на переустройство жилого помещения (квартиры) с переводом его на индивидуальное отопление, в соответствии с требованиями Свода правил 62.13330.2011 "Газораспределительные системы", утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 780, Свода правил 41-108-2004 "Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе" (одобренного для применения Письмом Госстроя России N ЛБ-2011/9 от 26.03.2004), приказа Ростехнадзора России от 15.11.2013 N 542, постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" должен содержать определенные данные, в том числе: проект на отключение квартиры от внутридомовой системы отопления, заключение о том, что отключение квартиры (части квартиры) не приведет к нарушению баланса теплоснабжения, не повлияет на систему отопления в целом; проект на монтаж системы индивидуального отопления квартиры; проект на установку и монтаж внутриквартирного газового оборудования (при этом собственник жилого помещения обязан обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасную эксплуатацию внутридомового и внутриквартирного оборудования с обязательным заключением со специализированными организациями договора о содержании и ремонте газового оборудования); проект (техническая документация) на устройство забора воздуха; проект на устройство дымохода и вентиляции.
Таким образом проект переустройства жилого помещения должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласован с теплоснабжающей организацией, так как отключение квартиры в многоквартирном доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального квартирного источника тепловой энергии предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
следовательно, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается по согласованию с уполномоченным органом при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.
Такие условия по настоящему делу отсутствовали.
Разработанная и утвержденная схема теплоснабжения с. Пролетарское Прохладненского муниципального района КБР не включает многоквартирный дом по адресу: КБР, "адрес", пер. Пролетарский, 5 "адрес" число домов, в которых предусмотрено отключение от централизованной системы отопления и переход на теплоснабжение с использованием индивидуальных источников тепловой энергии.
Представленный административным истцом проект с теплоснабжающей организацией не согласован, иные другие доказательства, в частности выполненное в одностороннем порядке заключение эксперта о его соответствии действующему законодательству, такое согласование не подменяет.
Таким образом у административного ответчика правовые основания для удовлетворения заявления административного истца отсутствовали, а судами также установлено, что иные собственники многоквартирного жилого дома согласие на переход административного истца на теплоснабжение с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, что предусмотрено частью 2 статьи 40 и частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации не давали.
Поскольку оспариваемый отказ соответствовал требованиям действующего законодательства и не нарушил законных прав и интересов административного истца в той степени, чтобы признать отказ в соответствии со статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, незаконным, постольку судом первой инстанции принято обоснованное решение об отказе в удовлетворении требований, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами установлены и дана оценка юридически значимым обстоятельствам дела, позиция сторон рассмотрена в полном объеме и надлежащим образом, представленные сторонами доказательства получили надлежащую оценку судов по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
По итогам рассмотрения дела судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы связаны с несогласием с принятыми решениями по существу, направлены на переоценку выводов судов, что не свидетельствует о наличии оснований для их отмены.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 20.12.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 08.07.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Теплова Ю. Я. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Ю.К. Белоусова
Г.К. Зайнуллина
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26.10.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.