Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия на определение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 15.10.2021 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 10.06.2022,
УСТАНОВИЛА:
Решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 11.06.2015 удовлетворено заявление Яндиева М.Б. о признании неправомерными действий Межрегионального управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации (с местом дислокации в г. Владикавказе), выразившихся в отказе предоставления ему государственной поддержки за принадлежащее ему на домовладение, площадью N кв.м, расположенное по адресу РСО-Аления, "адрес" "б", что предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274 "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г." (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274), возложена обязанность выплатить денежные средства за домовладение.
Определением судьи указанного суда от 11.09.2015 решение суда отменено по вновь открывшимся обстоятельствам, при новом рассмотрении дела произведена замена административного ответчика на надлежащего в лице Управления Федеральной миграционной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление).
Вступившим в законную силу решением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 28.09.2015 требования Яндиева М.Б. удовлетворены, действия Управления, выразившиеся в отказе оказать государственную поддержку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274, признаны неправомерными, на Управление возложена обязанность продлить Яндиеву М.Б. срок действия статуса вынужденного переселенца на один год со дня вступления решения суда в законную силу и выплатить денежные средства, предусмотренные названным выше постановлением, за домовладение площадью 332, 536 кв.м, расположенное по адресу: РСО-Алания, исходя из стоимости одного квадратного метра жилья по РСО-Алания путем перечисления денежных средств на банковский счет Яндиева М.Б.
29.10.2015 выдан исполнительный лист, на основании которого судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Магасу возбуждено исполнительное производство.
09.10.2018 определением Карабулакского районного суда Республики Ингушетия произведена замена Управления на правопреемника - Министерство внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия).
21.12.2018 Карабулакским районным судом Республики Ингушетия вынесено определение об удовлетворении заявления МВД по Республике Ингушетия о разъяснении решения от 28.09.2015, указано, что размер суммы, подлежащей выплате Яндиеву М.Б, подлежит расчету административным ответчиком исходя из стоимости одного квадратного метра жилья по РСО-Алания, установленной на дату исполнения решения суда, с учетом количества квадратных метров, установленных разъясняемым решением N кв.м.
18.11.2019 судебный пристав-исполнитель, в производстве которого находилось исполнительное производство обратился в суд с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения (решения Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 28.09.2015), мотивируя тем, что согласно произведенному МВД по Республике Ингушетия расчету административному истцу во исполнение названного судебного акта необходимо выплатить N руб. за счет бюджета, тогда как Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия ранее выданный исполнительный лист не принимает к исполнению ввиду отсутствия в нем указания конкретной суммы, подлежащей взысканию.
Определением судьи Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 13.02.2020 заявление удовлетворено, изменены способ и порядок исполнения решения суда, на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность выплатить Яндиеву М.Б. денежные средства в размере N руб, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274, на восстановление разрушенного в результате осетино-ингушского конфликта жилья.
Апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 08.06.2020 определение судьи районного суда отменено, в удовлетворении заявлений об изменении способа и порядка исполнения решения суда отказано.
29.04.2021 Яндиев М.Б. обратился в суд заявлением о разъяснении решения суда, уточнив в дальнейшем требования, просил изменить способ и порядок исполнения решения суда, возложив на МВД по Республике Ингушетия обязанность выплатить денежные средства в размере N руб, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274 "Об оказании государственной поддержки гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 г.", за утраченное в результате осетино-ингушского конфликта осени 1992 г. домовладение по адресу: РСО-Алания, "адрес", исходя из стоимости одного квадратного метра жилья в РСО-Алания, путем перечисления денежных средства на его банковский счет.
Определением судьи Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 15.10.2021 заявление удовлетворено, изменены способ и порядок исполнения решения суда, на МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность выплатить Яндиеву М.Б. денежные средства с учетом количества квадратных метров жилья (N кв.м) на день вынесения постановления N руб.
При вынесении определения судьей принимались во внимание положения постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274, а также показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденные для РСО-Алания на 2 квартал 2021 г. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 94 от 26.02.2021.
Апелляционным определением судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 24.12.2021 определение судьи районного суда отменено, в удовлетворении заявлений об изменении способа и порядка исполнения решения суда отказано. Судья апелляционной инстанции пришел к выводу, что обращаясь в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения решения суда Яндиевым М.Б. не представлены доказательства, подтверждающие факт представления административному ответчику после восстановления решением суда срока предъявления документов дефектной ведомости, сметной документации, а также документов, предусмотренных пунктом 15 Положения, подтверждающих право собственности Яндиева М.Б. на домовладение площадью N кв.м, находившееся по адресу: РСО-Алания, "адрес" "б", на дату начала осетино-ингушского конфликта (02.11.1992).
Кассационным определением Пятого кассационного суда от 04.04.2022 апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Ингушетия от 24.12.2021 отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении апелляционным определением Верховного Суда Республики Ингушетия от 10.06.2022 определение Карабулакского районного суда от 15.10.2021 оставлено без изменения, частная жалоба МВД по Республике Ингушетия без удовлетворения.
Не согласившись с постановленными судебными актами, МВД по Республике Ингушетия обжаловало его в кассационном порядке, в кассационной жалобе ставит вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в частности приводит доводы о том, что министерство не является надлежащим лицом, на которого возложена обязанность данных выплат, при этом разрешая требования административного истца судами нарушены нормы процессуального права.
Кассационная жалоба поступила в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 26.09.2022, рассматривается судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Стороны о рассмотрении кассационной жалобы уведомлены, возражения на кассационную жалобу не поступали.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и оспариваемые судебные акты, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Частью 1 статьи 358 КАС РФ и частью 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя вправе изменить способ и порядок исполнения судебного акта. Изменение способа и порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенном преобразовании первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в судебном акте.
По настоящему делу такие основания имелись, что также отражено в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.06.2021 по аналогичному делу.
Вступившее в законную силу в 2015 г. судебное решение, которым признано нарушенным право Яндиева М.Б. на государственную поддержку и возложена на орган исполнительной власти обязанность выплатить ему предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274 денежные средства за расположенное в РСО-Алания домовладение путем перечисления на его банковский счет, до настоящего времени не исполнено.
Согласно сообщениям МВД России от 15.03.2019, Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 25.03.2014 исполнить решение суда от 28.09.2015 возможно только в установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации порядке, предъявив исполнительный документ в Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия.
Как следует из письма Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия от 25.03.2021 по основанию, предусмотренному пунктом 1 стать 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решение суда от 28.09.2015 о выплате денежных средств за домовладение площадью N кв.м, исходя из стоимости квадратного метра жилья по РСО-Алания, исполнить не представляется возможным в виду отсутствия конкретной суммы. Яндиеву М.Б. рекомендовано обратиться с суд с заявлением о разъяснении решения суда и определить сумму, подлежащую выплате.
Изложенное свидетельствуют о наличии объективных обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта тем способом, который в нем указан.
Судом первой инстанции сделан вывод о необходимости изменения по настоящему делу способа исполнения решения суда, с установлением денежной суммы, подлежащей выплате Яндиеву М.Б. в размере N руб. с учетом количества квадратных метров жилья, установленного разъясняемым решением - N кв.м.
Решением суда от 28.09.2015 признан незаконным отказ административного ответчика предоставить государственную поддержку в соответствии с Положением об оказании государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274, на него возложена обязанность выплатить денежные средства, предусмотренные именно названным нормативным правовым актом, следовательно, при рассмотрении вопроса об изменении порядка и способа исполнения судебного акта необходимо применять нормы названного федерального нормативного правового акта.
Положение устанавливает порядок оказания государственной поддержки в жилищном обустройстве вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г, в конкретных формах (для восстановления разрушенного жилья, включая обследование жилья и разработку проектной и сметной документации; строительства жилья, включая разработку проектной и сметной документации; приобретения готового жилья; временного жилищного обустройства вынужденных переселенцев, включая аренду жилых помещений; перевозки вынужденных переселенцев к месту постоянного проживания; восстановления и строительства объектов инфраструктуры в местах компактного расселения вынужденных переселенцев, включая разработку сметной и проектной документации (пункт 2) и не содержит норм, возлагающих обязанность на уполномоченные органы компенсации в полном объеме стоимости жилых помещений.
Согласно пункту 15 Положения в отношении лиц, лишившихся принадлежащих на праве собственности жилья в результате осетино-ингушского конфликта, государственная поддержка предоставлялась в форме социальной выплаты:
- на восстановление разрушенного индивидуального жилья, если такое лицо изъявило желание вернуться в места прежнего проживания, размер которой определяется на основании дефектной ведомости, сметной документации и не должен превышать размера средств, необходимых для восстановления общей площади разрушенного или подлежащего восстановлению жилого помещения (подпункт "а");
- на приобретение готового или строительство нового жилого помещения с предоставлением для строительства земельного участка в размере, определяемом из расчета 33 квадратных метров на одинокого гражданина, 42 квадратных метров на семью из 2 человек, по 18 квадратных метров на 1 члена семьи из 3 и более человек, а также 10 квадратных метров, предоставляемых дополнительно при наличии члена семьи, имеющего право на дополнительную жилую площадь, но не менее общей площади утраченного жилья (подпункт "б").
Пунктом 15 положения также предусмотрено, что максимальный размер государственной поддержки определяется с учетом стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Республике Северная Осетия - Алания или Республике Ингушетия, утв. Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета социальных выплат, предоставляемых за счет средств федерального бюджета различным категориям граждан.
Приказом Минстроя Российской Федерации от 26.02.2021 утверждены показатели средне-рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья на 2 квартал 2021 года в РСО-Алания в размере 36 771 руб, Приказом Минстроя Российской Федерации от 07.06.2021 утверждены показатели средне-рыночной стоимости 1 квадратного метра жилья на 3 квартал 2021 года в РСО-Алания в размере 36 871 руб.
Факт проживания на 01.11.1992 вынужденных переселенцев, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта, подтверждается сведениями об их прописке по месту жительства или по месту временного проживания, полученными из органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту жительства (пребывания).
Яндиев М.Б, обращаясь с заявлением о государственной поддержке в 2014 г, в подтверждение своего права представил:
справку Куртатского сельского поселения Пригородного района от 12.03.2012 о том, что он имел в собственности домовладение по адресу "адрес" Б, в справке отмечено, что похозяйственные книги за период с 1991 по 1997 год не сохранились;
акт визуального обследования частного домовладения, выполненного специалистом ООО "Жилстройпроект" с участием Яндитева М.Б. и представителя администрации местного самоуправления Арсамакова Б.А, из которого следует, что в населённом пункте "адрес" Б находится восстановленный недостроенный кирпичный дом общей площадью 323, 536 кв.м (акт подписан участвующими лицами и закреплен печатями администрации и исполнителя).
Яндиев М.Б. с 30.09.1988 имеет регистрацию по адресу РСО-Алания "адрес", а справка о наличии у него домовладения в РСО-Алания "адрес" Б выдана и.о. главы Куртатского сельского поселения, "адрес" входит в Куртатское сельское поселение Пригородного района РСО-Алания.
В заявлении Яндиевы М.Б. указал, что просит оказать государственную поддержку на восстановление разрушенного жилья или приобретение готового жилья или строительство жилья.
Вступившим в законную силу решением суда от 28.09.2015 постановлено выплатить денежные средства, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 274, за домовладение площадью N кв.м, расположенное по адресу: РСО-Алания, исходя из стоимости одного квадратного метра жилья по РСО-Алания путем перечисления денежных средств на банковский счет Яндиева М.Б. В указанном решении установлен факт владения Яндиевым М.Б. на момент конфликта осени 1992 г. домовладением на праве собственности общей площадью N кв.м.
Поскольку в силу статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, - постольку обжалуемыми по настоящему делу судебными актами был разрешены вопрос о выплате административному истцу государственной поддержки в форме социальной выплаты, которая определена исходя из максимального размера государственной поддержки, которая определяется с учетом стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья в Республике Северная Осетия - Алания или Республике Ингушетия, утв. Министерством регионального развития Российской Федерации для расчета социальных выплат, предоставляемых за счет средств федерального бюджета различным категориям граждан, поскольку размер социальной выплаты определяется не менее общей площади утраченного жилья.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из фактических обстоятельств дела и вступивших в законную силу судебных актов, министерство является надлежащим субъектом, которому адресовано исполнение решения суда.
При принятии решений судами нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, юридически значимые обстоятельства, которые бы не были установлены и не оценены судами, отсутствуют, основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Принятые судом меры по приостановлению исполнения обжалуемых судебных актов подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 327.1 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Белоусова Ю.К.
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Карабулакского районного суда Республики Ингушетия от 15.10.2021 и апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от 10.06.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел Республики Ингушетия - без удовлетворения.
Приостановление исполнения обжалуемых судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Ю.К. Белоусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.