Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу генерального директора акционерного общества "Брянский мясокомбинат" Якубовича Э.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Фокинского районного суда города Брянска от 6 апреля 2022 года и решение судьи Брянского областного суда от 7 июня 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Брянский мясокомбинат" (далее также - АО "Брянский мясокомбинат", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Фокинского районного суда города Брянска от 6 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Брянского областного суда от 7 июня 2022 года, АО "Брянский мясокомбинат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель общества Якубович Э.А. просит об отмене судебных актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, регулируются Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии).
В силу статьи 18 указанного Закона владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны, в числе прочего, осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства.
Согласно пункту 5 Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов, утвержденных приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626 (далее также - Правила), полиэтиленовые и пластиковые пакеты при перемещении биологических отходов должны быть заполнены не более чем на и закрыты с помощью бирок-стяжек или другим способом, исключающим высыпание, утечку биологических отходов.
В соответствии с пунктом 12 Правил хранение биологических отходов должно осуществляться в емкостях для биологических отходов, расположенных в помещениях для хранения биологических отходов, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных, охладительным или морозильным оборудованием, укомплектованным термометрами (термографами, терморегистраторами) (далее - помещения для хранения биологических отходов), если иное не установлено пунктом 13 Правил.
Согласно пункту 13 Правил допускается хранение умеренно опасных биологических отходов в емкостях для биологических отходов, расположенных в холодильниках, оборудованных запирающими устройствами для предотвращения доступа к биологическим отходам посторонних лиц и животных и термометрами (термографами, терморегистраторами).
Как усматривается из материалов дела, при проведении в период с 27 сентября 2021 года по 8 октября 2021 года внеплановой выездной проверки должностным лицом Управления Россельхознадзора по Брянской, Смоленской и Калужской областям установлено, что в АО "Брянский мясокомбинат" (г. Брянск, Московский проспект, д.103) в нарушение требований статьи 18 Закона о ветеринарии, пунктов 5, 12, 13 Правил не осуществляется надлежащим образом хранение биологических отходов, а именно: биологические отходы хранятся вне емкостей, непосредственно в картонных коробах, на паллете, расположенном в морозильной камере для их хранения; полиэтиленовые пакеты, в которых осуществляется хранение и перемещение биологических отходов, не закрыты с помощью бирок-стяжек или другим способом, исключающим высыпание, утечку биологических отходов.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Деяние общества квалифицировано по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что общество не приняло все зависящие от него меры по выполнению приведенных требований законодательства, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 10.8 названного Кодекса, составляет три месяца.
Данный довод не влечет отмену обжалуемых судебных актов.
Обществу вменено нарушение норм, установленных ветеринарным законодательством Российской Федерации.
Согласно Закону о ветеринарии под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных (статья 1 данного Закона). Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных (статья 2 названного Закона).
В силу пункта 1 статьи 5 Закона о ветеринарии к числу задач Государственной ветеринарной службы Российской Федерации относится защита населения от болезней, общих для человека и животных.
Ветеринарные правила перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов разработаны и утверждены приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626 в соответствии положениями статьи 2.1 Закона о ветеринарии.
Анализ названных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае совершенное обществом деяние посягает, в числе прочего, на установленный нормативно-правовыми актами порядок защиты населения от болезней, общих для человека и животных, следовательно, подлежит применению годичный срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, посягающего на общественные отношения, складывающиеся в области охраны здоровья граждан и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 10 августа 2017 года N 9-АД17-15, от 5 июля 2022 года N 83-АД22-2-К1.
Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено АО "Брянский мясокомбинат" с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 3 статьи 10.8 названного Кодекса. Постановление о назначении административного наказания исполнено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Фокинского районного суда города Брянска от 6 апреля 2022 года и решение судьи Брянского областного суда от 7 июня 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Брянский мясокомбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора акционерного общества "Брянский мясокомбинат" Якубовича Э.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.