Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Шанькиной Е.С., действующей в интересах общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор", на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника территориального отдела N 20 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области от 11 августа 2021 года, решение судьи Луховицкого районного суда Московской области от 22 октября 2021 года и решение судьи Московского областного суда от 23 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" (далее также - ООО "Каширский региональный оператор", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника территориального отдела N 20 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области от 11 августа 2021 года N20/1559/155э ООО "Каширский региональный оператор" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Луховицкого районного суда Московской области от 22 октября 2021 года постановление должностного лица изменено, размер административного штрафа снижен до 250 000 рублей. В остальной части указанный акт оставлен без изменения.
Решением судьи Московского областного суда от 23 декабря 2021 года состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества Шанькина Е.С. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п.2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.3). Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО), утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.6).
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 (далее - Правила), установлено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно пункту 10 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 12 Правил вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки крупногабаритных отходов на площадку для их складирования. Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обязанность по уборке мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов возникает при совершении действий, влекущих загрязнение контейнерной площадки в связи с просыпанием при погрузке твердых коммунальных отходов в мусоровозы и при погрузке крупногабаритных отходов, а также в случае нарушения сроков вывоза ТКО. Данная обязанность по своей природе не является бременем содержания имущества и обусловлена исключительно действиями лица, создающего опасность неблагоприятного воздействия твердых коммунальных отходов на здоровье и среду обитания человека.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 26 июня 2019 года N 350-РВ утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Московской области (далее - Порядок), согласно пункту 2.10 которого раздельное накопление ТКО организуется региональными операторами, на территории которых осуществляется накопление ТКО.
В силу пункта 4.9 Порядка контейнеры и бункеры должны не реже 1 раза в 10 дней (кроме зимнего периода) промываться и обрабатываться дезинфицирующими составами, а контейнерные площадки очищаться и промываться по мере загрязнения.
Согласно пункту 5.1 Порядка размещение крупногабаритных отходов осуществляется исключительно в бункеры, предназначенные для накопления крупногабаритных отходов. Запрещается размещение крупногабаритных отходов в контейнерах, предназначенных для накопления ТКО.
Место накопления крупногабаритных отходов должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.3684-21, иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра (пункт 5.2 Порядка).
Вывоз крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется отдельно от ТКО по мере накопления крупногабаритных отходов, но не реже 1 раза в семь суток (пункт 5.4 Порядка).
Согласно Реестру существующих и планируемых к созданию контейнерных площадок для сбора ТКО на территории городского округа Луховицы Московской области, утвержденного постановлением администрации городского округа Луховицы Московской области от 28 марта 2019 года N 729 (в редакции постановления от 19 мая 2021 года N 906), по адресу: г. Луховицы, ул. Мира, д.31-33 предусмотрено размещение контейнерной площадки с 5 контейнерами объемом по 1, 1 куб.м. каждый и 1 бункера объемом по 8 куб.м.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на территории городского округа Луховицы Московской области деятельность по обращению с ТКО осуществляет региональный оператор ООО "Каширский региональный оператор", в обязанности которого в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года, заключенным между обществом и Министерством экологии и природопользования Московской области, входит обеспечение своевременного и бесперебойного сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, образованных в зоне деятельности регионального оператора, безопасным способом для населения и окружающей среды Московской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой, графиком сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов (п. 5.1.2); соблюдение графика сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 5.1.12); размещение и использование для накопления твердых коммунальных отходов контейнеров и бункеров, соответствующих требованиям порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденного Министерством, и требованиям действующего законодательства (п. 5.1.14); обеспечение дезинфекции и промывки контейнеров, бункеров, принадлежащих региональному оператору на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с санитарными нормами и правилами (п. 5.1.15).
28 июня 2021 года в 15 часов 49 минут по адресу: Московская область, г. Луховницы, ул. Мира, д.31-33 должностным лицом территориального отдела N 20 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области установлено, что ООО "Каширский региональный оператор", будучи привлеченным к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нарушение приведенных требований законодательства допустило отсутствие одного бункера - мусоросборника, предназначенного для складирования крупногабаритных отходов. Вследствие отсутствия бункера для сбора крупногабаритных отходов на контейнерной площадке и прилегающей к ней территории размещены отходы, состоящие из деревянных досок, порубочных остатков, мешков с отходами, частей мебели и других отходов, на площади 10 кв.м. Контейнеры находятся в загрязненном состоянии - на внешней и видимой части внутренней поверхности контейнеров, а также на крышках, имеются следы загрязнений, характерный запах разлагающихся продуктов жизнедеятельности, на стенках контейнеров размещены посторонние объявления. Ранее в ходе осмотра, проведенного 25 июня 2021 года, установлено, что контейнеры также находились в загрязненном состоянии. Согласно утвержденному графику промывка и обработка дезинфицирующими составами контейнеров на территории г.о. Луховицы Московской области запланирована на 27 июня 2021 года, однако это на указанной площадке не проводилось, что подтверждается информацией ООО "Каширский региональный оператор" от 7 июля 2021 года.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, в рассматриваемом случае ООО "Каширский региональный оператор" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние общества правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что ООО "Каширский региональный оператор" является ненадлежащим субъектом административного правонарушения, не может повлечь отмену состоявшихся по делу актов. Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Каширской зоне регионального оператора от 28 апреля 2018 года определено, что региональный оператор обязан размещать и использовать для накопления контейнеры и бункеры, соответствующие требованиям порядка накопления ТКО. Исходя из законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, вышеприведенных положений Соглашения, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что обязанность по обеспечению установки бункера на контейнерной площадке возложена на юридическое лицо, которое данную обязанность не исполнило.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие защитника Шанькиной Е.С. с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 названного Кодекса. Постановление о назначении административного наказания исполнено.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника территориального отдела N 20 территориального управления Госадмтехнадзора Московской области от 11 августа 2021 года, решение судьи Луховицкого районного суда Московской области от 22 октября 2021 года и решение судьи Московского областного суда от 23 декабря 2021 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Каширский региональный оператор" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Шанькиной Е.С. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.