Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" генерального директора Дорофеенкова С.Е. (далее - Дорофеенков С.Е.) на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области от 2 ноября 2021 г., решение судьи Северного районного суда города Орла от 27 января 2022 г. и решение судьи Орловского областного суда от 4 марта 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" (далее - ООО УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области от 2 ноября 2021 г, ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Северного районного суда города Орла от 27 января 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Орловского областного суда от 4 марта 2022 г, указанное постановление должностного лица от 2 ноября 2021 г. изменено в части административного наказания, а именно: размер назначенного административного штрафа снижен до 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" генеральный директор Дорофеенков С.Е. просит вышеуказанные акты отменить, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" к административной ответственности) неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из положений Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ) и Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) следует, что необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ стороной, принимающей иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, признаются гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 названного Федерального закона. В качестве принимающей стороны могут выступать иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации и предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации это жилое помещение в пользование для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства.
В силу части 3 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов рабочего дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Правила и порядок осуществления миграционного учета устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с данным законом (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 18 июля 2006 г.N 109-ФЗ).
Согласно пункту 45 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9, при убытии иностранного гражданина из организации (учреждения), указанной в части 10 статьи 22 Федерального закона, администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов рабочего дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, представить (направить) в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации уведомление об убытии иностранного гражданина из места пребывания для его снятия с учета по месту пребывания. Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрациями указанных организаций и учреждений об убытии иностранного гражданина из места пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Федерального закона от 18 июля 2006 г.N 109-ФЗ при нахождении иностранного гражданина в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, детском оздоровительном лагере, на туристской базе, в кемпинге, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание, уведомление органа миграционного учета администрацией соответствующих организации или учреждения о прибытии данного иностранного гражданина в указанное место пребывания может осуществляться также с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N 310 утверждены Правила передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (далее - Правила передачи сведений), согласно которым поставщик сведений, то есть администрации гостиниц или иных организаций, оказывающих гостиничные услуги, санаториев, домов отдыха, пансионатов, детских оздоровительных лагерей, туристских баз, кемпингов, медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, или организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо учреждений, исполняющих уголовное или административное наказание, в которых находятся иностранные граждане, направляет сведения о прибытии иностранного гражданина получателю сведений в течение 1 рабочего дня со дня прибытия этого иностранного гражданина в место пребывания, а в случае его прибытия в нерабочий день - в течение следующего за ним 1 рабочего дня. Поставщик сведений направляет сведения об убытии иностранного гражданина получателю сведений не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия этого иностранного гражданина (пункты 2, 5).
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по результатам проведённого сотрудниками УВМ УМВД России по Орловской области административного расследования, возбужденного определением должностного лица от 9 августа 2021 г, установлено, что в нарушение требований части 3 статьи 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ и пункта 5 Правил передачи сведений, ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" не представило уведомление об убытии гражданина Республики Таджикистана ФИО6 из места пребывания - хостела, расположенного по адресу: Орловская область, город Орёл, улица Новосильское шоссе, дом N 12, для его снятия с учета по месту пребывания, где он был поставлен названным юридическим лицом на миграционный учет на срок до 26 июля 2021 г. Данный иностранный гражданин выехал из Российской Федерации 28 июля 2021 г.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 9 августа 2021 г. (л.д. 100); протоколом об административном правонарушении от 30 сентября 2021 г. (л.д. 51); дополнительным соглашением N 1 от 5 февраля 2021 г, заключенным между ООО "НЕФТЕХИММОНТАЖ" и ООО "ПЕРВЫЙ ЗАВОД" (л.д. 58); письмом-сообщением ООО "ПЕРВЫЙ ЗАВОД" от 26 июля 2021 г. (л.д. 60); договором на оказание услуг хостела от 4 февраля 2021 г. N ОР-21-02-04, заключенным между ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" и ООО "НЕФТЕХИММОНТАЖ" (л.д. 78-80); договором аренды помещения от 1 апреля 2021 г. N 01-04-21, заключенным между ООО "КОМПАНИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" и ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" (л.д. 81-91); соглашением об информационном взаимодействии между УМВД России по Орловской области и ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" при предоставлении информации о постановке и снятии с миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства от 11 сентября 2019 г. (л.д. 101); сведениями из базы данных АС ЦБДУИГ от 2 августа 2021 г. (л.д. 102-111), и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств.
Деяние ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ", не содержащее признаков уголовно наказуемого деяния, квалифицировано по части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности по указанной выше норме названного Кодекса.
Материалы дела свидетельствуют, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом и судебными инстанциями созданы лицам, участвующим в деле, необходимые условия для реализации ими своих процессуальных прав, выяснялись, исследовались все доводы и доказательства, им дана верная оценка. Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов суда.
Имеющиеся в материалах дела доказательства получены уполномоченными на то должностными лицами, в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, недостатков в процессуальных документах, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не нарушены.
Приведённые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы, в том числе о том, что ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" не является принимающей стороной, о малозначительности административного правонарушения, аналогичны доводам, которые являлись предметом исследования и проверки судов предыдущих судебных инстанций, они признаны несостоятельными с привидением мотивов в обжалуемых судебных актах. Оснований не согласиться с такими выводами не усматривается.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе разбирательства по делу обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и проверки судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановления, решений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что ими допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении ООО "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в размере менее минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя начальника управления по вопросам миграции УМВД России по Орловской области от 2 ноября 2021 г, решение судьи Северного районного суда города Орла от 27 января 2022 г. и решение судьи Орловского областного суда от 4 марта 2022 г, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В НЕДВИЖИМОСТЬ" генерального директора Дорофеенкова С.Е. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.