Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Улитиной Е.Л, судей Вербышевой Ю.А. и Ефимовой Д.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юрченкова Н.Н. к администрации Жуковского муниципального округа Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма, по кассационной жалобе администрации Жуковского муниципального округа Брянской области на решение Жуковского районного суда Брянской области от 16 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 мая 2022 г, заслушав доклад судьи Вербышевой Ю.А,
УСТАНОВИЛА:
Юрченков Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Жуковского муниципального округа Брянской области о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма. В обоснование указал, что он относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время он временно до 1 июля 2021 г. зарегистрирован в общежитии по месту пребывания, расположенном по адресу: "адрес". Постановлением администрации Жуковского района Брянской области N от 18 июля 2019 г. он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, и в данном списке состоит под N 98. До настоящего времени жилое помещение ему предоставлено не было. Просил суд обязать администрацию Жуковского муниципального округа Брянской области предоставить ему на основании договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади, установленным в Жуковском муниципальном округе Брянской области.
Решением Жуковского районного суда Брянской области от 16 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 мая 2022 г, иск удовлетворен. На администрацию Жуковского муниципального округа Брянской области возложена обязанность предоставить Юрченкову Н.Н. на основании договора найма специализированного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади, установленным в Жуковском муниципальном округе Брянской области.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные постановления, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных постановлений.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Судом установлено, что родителями Юрченкова Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения являются Ю.Н.В. и Ю.С.Г..
Решением Жуковского районного суда Брянской области от 1 марта 2006 г. Ю.Н.В. и Ю.С.Г. лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей Юрченкоа Н.Н. и Ю.Ю.Н..
Из постановления администрации Жуковского района Брянской области от 7 апреля 2006 г. N следует, что несовершеннолетний Юрченков Н.Н. направлен в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За ним сохранена жилая площадь по адресу: "адрес"
Согласно акту обследования указанного выше жилого помещения установлено, что данное помещение принадлежит Жуковскому муниципальному образованию, в нем зарегистрировано 6 граждан; общая площадь 62.7 кв.м, то есть на каждого приходится 10 кв.м, при учетной норме 14 кв.м. Жилое помещение находится в антисанитарных условиях, отключено газоснабжение.
Из справки N от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Юрченков Н.Н. обучался в ФГБОУ ВО Брянском ГАУ на 2 курсе, форма обучения очная, период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Из постановления администрации Жуковского района Брянской области N от 18 июля 2019 г. Юрченков Н.Н. поставлен на очередь на получение жилья, как относящаяся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из справки N от 11 июня 2019 г. межрайонного отделения N 7 ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация" и уведомления N от 5 июня 2019 г. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что за Юрченковым Н.Н. не значится квартир, индивидуальных домовладений в г. Брянске и Брянской области.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Законом Брянской области от 29.12.2012 г. N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области", исходил из того, что Юрченков Н.Н, имея статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником или членом семьи собственника жилого помещения. Будучи поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Юрченков Н.Н. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен.
Отклоняя ходатайство представителя ответчика администрации Жуковского муниципального округа Брянской области о замене не надлежащего ответчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области суд пришел к выводу, что Законом Брянской области N124-З от 02.12.2011 года "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" именно органы местного самоуправления муниципальных образований наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц.
Доводы ответчика и третьего лица о том, что исполнение решения суда изменит очередность предоставления жилья, что приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц, ранее включенных в список, судом первой инстанции отклонены, как необоснованные, поскольку они не могут быть основанием ограничения условий реализации прав указанной категории граждан на получение жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения, так как ни Федеральным законом, ни Законами Брянской области не ставится в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
При проверке состоявшегося по делу решения суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы суда первой и апелляционной инстанции основанными на правильно установленных обстоятельствах по делу и правильном применении норм материального права и соблюдении процессуального закона.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определилсрок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с чем, доводы заявителя о том, что Юрченков Н.Н. значится в Списке детей-сирот, подлежащих обеспечением жильем под N 64, вынесенные судебные акты ограничивают реализацию прав детей-сирот, у которых право на получение жилого помещения возникло в более ранее сроки, чем у истца, судебной коллегией отклоняются как не соответствующие вышеприведенным требованиям закона.
Апелляционное определение, вопреки доводам жалобы, не содержит ссылок на подпункт 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, утративший силу с 1 января 2013 г.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию ответчика при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы истца, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Жуковского районного суда Брянской области от 16 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Жуковского муниципального округа Брянской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.