N 88-21786/2022
N 2-1418/2021
г. Саратов 30 сентября 2022 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Вербышевой Ю.А, рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск" к Русскиной А. П, Русскину Д. Н, Русскину Д. Д.чу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, по встречному иску Русскиной А. П, Русскина Д. Н, Русскина Д. Д.ча к обществу с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск" о возложении обязанности произвести перерасчет за некачественно оказанные коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Русскиной А. П, Русскина Д. Н, Русскина Д. Д.ча на решение мирового судьи судебного участка N 1 Рузаевского района Республики Мордовия от 24 ноября 2021 г. и апелляционное определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 мая 2022 г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) "РЕМОНДИС Саранск" обратилось в суд с иском к Русскиной А.П, Русскину Д.Н, Русскину Д.Д. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных требований указало, что ООО "РЕМОНДИС Саранск" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Мордовия. С 1 мая 2018 г. истец является исполнителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в котором проживают и зарегистрированы ответчики. За период с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2020 г. ответчики плату за указанную коммунальную услугу не вносили, в связи с чем образовалась задолженность. С учетом уточнений исковых требований, просило взыскать с ответчиков задолженность за коммунальную услугу обращение с твердыми коммунальными отходами за период с сентября 2018 г. по декабрь 2020 г. в размере 7189 руб. 50 коп, в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 400 руб, почтовые расходы в размере 262 руб. 50 коп.
Русскина А.П, Русскин Д.Н, Русскин Д.Н. обратились со встречным иском к ООО "Ремондис Саранск" о возложении обязанности произвести перерасчет за некачественно оказанные коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что в период с мая 2018 г. по август 2018 г. услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не оказывались, в связи с отсутствием мусорного контейнера по "адрес" "адрес". В период с сентября 2018 г. спорные услуги оказывались ненадлежащим образом, поскольку расположенный около "адрес" мусорный контейнер, установлен с нарушением норм санитарного законодательства, Правил благоустройства территории Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района, мусор ежедневно не вывозится. В связи с указанными обстоятельствами, ответчику услугами ООО "Ремондис Саранск" по месту своей регистрации не пользовались, утилизацию мусора производили путем сжигания в бане и на приусадебном участке, сдачи в пункт приема металла либо редкого вывоза в небольшом количестве на оборудованную контейнерную площадку по адресу: "адрес", по которому у Русскиной А.П. имеется принадлежащая на праве собственности квартира, где она осуществляет оплату услуг по обращению с ТКО.
С учетом уточнений заявленных встречных исковых требований просили суд возложить на ООО "РЕМОНДИС Саранск" обязанность произвести перерасчет по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за периоды неоказания и ненадлежащего оказания услуг с сентября 2018 г. по декабрь 2020 г, исключив незаконного начисленную сумму в размере 7189 руб. 50 коп, взыскать с ООО "РЕМОНДИС Саранск" компенсацию морального вреда в размере 8000 руб. в пользу каждого.
Определением мирового судьи от 18 октября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Определением мирового судьи от 24 ноября 2021 г. производство по гражданскому делу в части требований о взыскании с ответчиков в пользу истца задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период 1 мая 2018 г. по 31 августа 2018 г. в размере 1175 руб. 30 коп. прекращено, в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Рузаевского района Республики Мордовия от 24 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 мая 2022 г, с Русскиной А.П, Русскина Д.Н, Русскина Д.Д. в пользу ООО "РЕМОНДИС Саранск" в солидарном порядке взысканы задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 сентября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 7189 руб. 50 коп, почтовые расходы за направление копии искового заявления в размере 262 руб. 50 коп. С ответчиков в пользу истца взысканы расходы уплате государственной пошлины в размере 133 руб. 33 коп. с каждого. Встречные исковые требования Русскиной А.П, Русскина Д.Н, Русскина Д.Д. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Русскина А.П, Русскин Д.Н, Русскин Д.Д. ставят вопрос об отмене решения мирового судьи судебного участка N 1 Рузаевского района Республики Мордовия от 24 ноября 2021 г. и апелляционного определения Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 мая 2022 г.
Кассационная жалоба в порядке ч. 10 ст. 397.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Русскина А.П. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в котором зарегистрированы следующие лица: Русскина А.П, Русскин Д.Н, Р.Н.Н.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги N, выданной администрацией Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, в качестве членов хозяйства по указанному выше адресу указаны: Русскина А.П, Русскин Д.Н, Р.Н.Н.
11 августа 2017 г. между ООО "РЕМОНДИС Саранск" и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия, заключено соглашения N, в соответствии с условиями которого ООО "РЕМОНДИС Саранск" наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Мордовия. Зоной деятельности регионального оператора является территория Республики Мордовия
Дополнительным соглашением N от 29 декабря 2017 г. установлена дата начала оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Рузаевского муниципального района - 1 мая 2018 г.
В соответствии с уставом ООО "РЕМОНДИС Саранск" является юридическим лицом, к основным видам деятельности которого относится: прием, перевозка, обработка, вторичная переработка и удаление любых видов отходов, а также оказание других связанных с этим услуг.
4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия в газете "Известия Мордовии" и на официальном сайте (www.remondis-saransk.ru) региональным оператором ООО "РЕМОНДИС Саранск" опубликовано адресованное, в том числе потребителям Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора для физических лиц - собственников, арендаторов, пользователей жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах в частном секретаре Республики Мордовия.
В пункте 1.5 опубликованной публичной оферты (договора) региональным оператором потребители уведомлены о том, что заключением договора, то есть полным и безоговорочным принятием (акцептом) потребителем условий договора и всех его приложений, являющихся неотъемлемой частью договора в соответствии с пункта 1 статьи 433, пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, является совершение потребителем действий, свидетельствующих о намерении потребителя присоединиться к настоящему публичному договору, изложенному в данной оферте, в том числе перечислении денежных средств за оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителем на расчетный счет регионального оператора, фактическое пользование представленными региональным оператором контейнерами или иные действия, свидетельствующие о фактическом пользовании услугой регионального оператора. Заключение договора на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными услугами также возможно путем подписания потребителем двух экземпляров настоящего договора в офисе регионального оператора. При этом оба способа заключения договора являются юридически равнозначными и влекут за собой одинаковые юридические последствия.
Согласно пункту 2.5 опубликованной публичной оферты от 4 апреля 2018 г. дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для физических лиц Рузаевского муниципального района Республики Мордовия региональным оператором начинается с 1 мая 2018 г.
Решением Совета депутатов Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия 31 октября 2017 г. N 18/69 утверждены Правила благоустройства на территории Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. Указанными правилами запрещено накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах (п.10.2.4); введен запрет на сжигание отходов производства и потребления (п.10.2.8).
Постановлением исполняющего обязанности Главы администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 17 января 2020 г. N 1 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Левженском сельском поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
18 марта 2021 г. постановление Главы администрации Левженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия N 12 внесены изменения в постановление от 17 января 2020 г. N 1, согласно которому по состоянию на 18 марта 2021 г. их количество составляет 15, в том числе у "адрес" (источник образования ТКО "адрес" дома с литерами).
Утвержденный органом местного самоуправления реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Левженском сельском поселении Рузаевского муниципального района размещен в сети интернет на общедоступном сайте администрации Леженского сельского поселения Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Приказами Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 19 марта 2018 г. N 23, от 18 июля 2018 г. N 74, от 17 декабря 2018 г. N 218, от 14 марта 2019 г. N 15, от 19 декабря 2019 г. N 221 установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО "РЕМОНДИС Саранск" на 2018-2019 г. для населения (с учетом НДС), а именно с 1мая по 30 июня 2018 г. включительно -546 руб. 23 коп, с 1 июля по 31 июля 2018 г. включительно -546 руб. 48 коп, с 1 августа по 31 декабря 2018 г. включительно - 501 руб. 85 коп, с 1 января по 31 марта 2019 г. включительно - 492 руб. 42 коп, с 1 апреля по 30 июня 2019 г. включительно - 474 руб. 53 коп, с 1 января 2020 г. по 30 июня 2020 г. - 383 руб. 42 коп, с 1 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. - 385 руб. 77 коп.
В подтверждение факта оказания услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов стороной истца представлены: договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твёрдых коммунальных отходов от 6 марта 2018 г, заключенный между ООО "РЕМОНДИС Саранск" и ООО "Чистый город".
Разрешая заявленные ООО "РЕМОНДИС Саранск", требования, мировой судья руководствовался положениями статей 210, 426, 433, 437, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, 30, 31, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, и исходил из наличия у ответчиков обязанности по внесению платы за предоставленную истцом услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, установив, что истцом фактически оказывались услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчиков образовавшейся задолженности.
Мировым судьей признаны не состоятельными доводы ответчиков о том, что они не пользуется услугами ООО "РЕМОНДИС Саранск", а самостоятельно утилизирует образовавшиеся отходы, ввиду не предоставления доказательств, подтверждающих самостоятельную утилизацию ТКО без нарушения санитарного законодательства, накопившихся за спорный период в результате жизнедеятельности семьи ответчиков, в том числе данные о заключении ими договоров на утилизацию ТКО с иной специализированной организацией, отказа от исполнения договора на оказание услуг, обращения с заявлением к региональному оператору о перерасчёте указанных в платежных документах сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю, об отсутствии нарушений экологического законодательства, выразившейся в осуществлении сбора, транспортирования ТКО в целях последующей их утилизации в обход регионального оператора по обращению с ТКО, как и доказательств, свидетельствующих о неисполнение истцом спорной услуги по отношению к домовладению ответчиков, а также о том, что ответчики не использовали площадки для сбора отходов, установленные на территории "адрес".
Судом первой инстанции отклонены доводы ответчика Русскиной А.П. об освобождении от оплаты спорной коммунальной услуги в связи с тем, что ею производится оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО по месту нахождения принадлежащей ей на праве собственности квартиры, поскольку освобождение от оплаты коммунальной услуги в виду внесения платы за обращение с ТКО по другим, находящимся в собственности (пользовании) помещениями, действующим законодательством не предусмотрено.
Определяя размер задолженности, подлежащий взысканию, суд первой инстанции, принял за основу расчет предоставленный истцом, который проверен и признан соответствующим требованиям законодательства.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, мировой судья, исходил из того, что с 1 мая 2018 г. ООО "РЕМОНДИС Саранск" является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с ТКО на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, и с указанной даты оказывает услуги по обращению с ТКО всем без исключения жителям "адрес" Республики Мордовия.
Судом первой инстанции не приняты в качестве доказательств, подтверждающих некачественное предоставление потребителям услуги по обращению с ТКО, доводы ответчиков о том, что контейнерная площадка на "адрес" Республики Мордовия не оборудована в соответствии с нормами СанПин, контейнеры для вывоза мусора не установлены на расстоянии, предусмотренном СанПин не менее 20 м, но не более 100 м. Указано на не представление стороной ответчика доказательств несвоевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления в "адрес" Республики Мордовия.
Мировым судьей отмечено, что определением схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, оборудование специальных площадок для установки контейнеров, на нарушение которых ссылаются ответчики, в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении и правилами, утверждёнными Правительством Российской Федерации является обязанностью органов местного самоуправления, а не регионального оператора.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, указал, что факт отсутствия мест размещения контейнеров в непосредственной близости от жилого дома по адресу: "адрес" не свидетельствует о неоказании (ненадлежащем оказании) услуг региональным оператором, поскольку на ООО "РЕОМОНДИС Саранск" возложена обязанность по приему ТКО именно в местах (на площадках) накопления, определенных договором, и установленных органом местного самоуправления.
Принимая во внимание общедоступность контейнеров для сбора отходов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что ответчики не были лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО от регионального оператора, доказательств не возможности использования ответчиками контейнеров, расположенных на "адрес" населенного пункта Левжа Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, не представлено.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорное правоотношение.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
4 апреля 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Республики Мордовия "Известия Мордовия" региональным оператором опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что между истцом и ответчиком не был заключен письменный договор, ответчик услугами ООО "РЕМОНДИС Саранск" не пользовались, поскольку в силу выше приведенных законоположений собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиками способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что ответчики не пользуются коммунальной услугой, в материалы дела не представлено.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом проверки суда первой и апелляционной инстанций, не нашли своего подтверждения и были обоснованно признаны несостоятельными по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых судебных актах.
Само по себе несогласие с данной судебными инстанциями оценкой доказательств не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 379.5, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Рузаевского района Республики Мордовия от 24 ноября 2021 г. и апелляционное определение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 17 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Русскиной А. П, Русскина Д. Н, Русскина Д. Д.ча - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.