N 88-21824/2022
N 2-13/2022
г. Саратов 30 сентября 2022 г.
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Вербышевой Ю.А, рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Зеленая Роща" к Лукашевичу С. Л. о взыскании задолженности, по кассационной жалобе Лукашевича С. Л. на решение мирового судьи судебного участка N 2 Заводского района г. Орла от 9 февраля 2022 г. и апелляционное определение Заводского районного суда г. Орла от 24 мая 2022 г,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее по тексту - ООО) "Управляющая компания "Зеленая Роща" обратилось в суд с иском к Лукашевичу С.Л. о взыскании задолженности. В обоснование заявленных требований указало, что ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области сроком на 10 лет с 1 января 2019 г. За период с 1 января 2019 г. по 28 февраля 2021 г. ответчик плату за указанную коммунальную услугу не вносил, в связи с чем образовалась задолженность. Истец просил взыскать с ответчика задолженность за коммунальную услугу обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 28 февраля 2021 г. в размере 1891 руб. 02 коп, расходы по уплате государственной пошлины 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 2 Заводского района г. Орла от 9 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Заводского районного суда г. Орла от 24 мая 2022 г, исковые требования ООО "Управляющая компания "Зеленая роща" удовлетворены. С Лукашевича С.Л. в пользу ООО "УК "Зеленая роща" взысканы задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2019 г. по 28 февраля 2021 г. в размере 1891 руб. 02 коп, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 руб.
В кассационной жалобе Лукашевич С.Л. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов и прекращении производства по делу, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба в порядке ч. 10 ст. 397.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Лукашевич С.Л. является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
Между Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области и ООО "УК "Зеленая роща", получившим статус регионального оператора на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 24 июля 2018 г. N, заключено соглашение N от 24 августа 2018 г. об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловкой области.
В разделе 2 договора установлены сроки и порядок оплаты потребителем услуг регионального оператора. На потребителе лежит обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами до 25 числа каждого месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании квитанций, направленных региональным оператором в порядке, установленном жилищным законодательством.
28 декабря 2018 г. в официальном печатном издании органов государственной власти Орловской области "Орловская правда" региональным оператором Орловской области опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Постановлением Правительства Орловской области от 21 мая 2018 г. N221 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области" установлены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Орловской области, в соответствии с которыми норматив накопления, куб. м/год на 1 проживающего в индивидуальном жилом доме, расположенном на территории городского округа составляет 2, 500 куб. м/год.
На имя Лукашевича С.Л. по адресу: "адрес" для оплаты оказанных ему услуг открыт лицевой счет N.
За период с 1 января 2019 г. по 28 февраля 2021 г. ответчик плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не вносил, в связи с чем образовалась задолженность в размере 1891 руб. 02 коп.
Надлежаще оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что между ООО "УК "Зеленая Роща" и Лукашевич С.Л. сложились договорные отношения.
Разрешая заявленные требования, мировой судья руководствовался положениями статей 309, 310, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, 30, 154, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, 8, 13, 24.6, 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156, и исходил из наличия у ответчика, являющегося собственником жилого помещения, обязанности по внесению платы за предоставленную истцом услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, установив, что истцом фактически оказывались услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика образовавшейся задолженности.
Определяя размер задолженности, подлежащий взысканию, суд первой инстанции, принял за основу расчет предоставленный истцом, который проверен и признан соответствующим требованиям законодательства.
27 декабря 2018 г. между ООО "УК "Зеленая Роща" и ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" заключены договора N, N, в соответствии с условиями которых ООО "УК "Зеленая Роща" поручает, а и ООО "ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт" принимает на себя обязательства по осуществлению действий, связанных с включением расчетов за данную коммунальную услугу в Единый платежный документ, формированием, изготовлением, конвертованием, упаковкой и доставкой Единого платежного документа.
Проанализировав положения статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, мировой судья признал правомерными действия ООО "УК "Зеленая Роща" по сбору платежей с жильцов многоквартирного "адрес" в "адрес" посредством ООО "ИНТЕР РАО-Орловский энергосбыт".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам права, регулирующим спорное правоотношение.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В силу положений статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Отсутствие заключенного в письменной форме договора об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, вопреки доводу кассационной жалобы, не исключает обязанность собственника твердых бытовых отходов производить оплату коммунальных услуг, что следует из положений пунктов 4, 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Не являются основанием для отмены состоявшихся судебных актов доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации для изменения, установленного законом и договором управления многоквартирным домом порядка расчетов с потребителями за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Договор управления между ОАО "Орелжилэксплуатация" и Лукашевичем С.Л, предусматривающий сбор и вывоз управляющей организацией бытовых отходов, заключен 28 октября 2014 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232 внесены изменения в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, из содержания общего имущества исключен сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Изменения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 232 от 27 февраля 2017 г, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 2 постановления).
В соответствии с пунктом 4(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 148(1) указанных Правил управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, приступающему к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных подпунктами "д" и "е" пункта 148(11) настоящих Правил, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала предоставления региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в указанных случаях.
С 1 января 2019 г. региональный оператор ООО "УК "Зеленая роща" является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области.
Как установлено судом первой инстанции, 18 января 2019 г. между ООО "Орелжилэксплуатация" и ООО "УК "Зеленая Роща" заключен договор N на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям, в том числе по адресу: "адрес". По условиям договора ООО "УК "Зеленая Роща" приняла на себя обязательства по совершению от своего имени, но по поручению и за счет ООО "Орелжилэксплуатация" все необходимые юридические и фактические действия по начислению, учету и сбору платежей на расчетный счет ООО "УК "Зеленая Роща" за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, по существу направлены на переоценку доказательств, повторяют позицию стороны ответчика при рассмотрении дела, которая получила надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах.
Изложенное в кассационной жалобе несогласие с выводами судов в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения спора, не свидетельствует о нарушении норм права при рассмотрении дела, в силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может служить в качестве основания для отмены оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При таких данных суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 379.5, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 2 Заводского района г. Орла от 9 февраля 2022 г. и апелляционное определение Заводского районного суда г. Орла от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лукашевича С. Л. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.