Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Филатовой В.Ю, Вишневской В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании поступившее 17 августа 2022 года гражданское дело по иску Грушевской О.В. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и необоснованным, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Грушевской О.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Грушевская О.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным и необоснованным, включении в специальный стаж периодов работы, возложении обязанности назначить досрочно страховую пенсию по старости.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 27 октября 2021 года признано незаконным решение Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области N 457858/21 от 13 мая 2021 года об отказе в установлении пенсии.
На Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области возложена обязанность назначить Грушевской О.В. с 30 марта 2021 года досрочно страховую пенсию по старости, включив в стаж, дающий право Грушевской О.В. на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы в ГБУЗ МО "Балашихинская областная больница" с 10 сентября 2001 года по 1 июня 2020 года (18 лет 8 месяцев), с 1 июля 2020 года по 29 марта 2021 года (8 месяцев 29 дней) в должности медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 апреля 2022 года решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 октября 2021 года в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области N 457858/21 от 13 мая 2021 года об отказе в установлении пенсии, включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периодов работы с 1 января 2002 года по 1 июня 2020 года, с 1 июля 2020 года по 29 марта 2021 года, возложении обязанности назначить пенсию отменено. В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований. В остальной части решение Балашихинского городского суда Московской области от 27 октября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Грушевская О.В. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 27 апреля 2022 года отменить, оставить без изменения решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением судом норм материального права, ненадлежащей оценкой представленным доказательствам.
Проверив законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией не допущено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 30 марта 2021 года Грушевская О.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 7 по городу Москве и Московской области от 13 мая 2021 года Грушевской О.В. отказано в установлении пенсии, в связи отсутствием стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. На дату обращения за назначением пенсии (30 марта 2021 года) стаж составляет 22 года 11 месяцев 15 дней, при требуемом - 30 лет.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев), включены периоды работы в ГБУЗ МО "Балашихинская областная больница" в должности медицинской сестры отоларингологического отделения с 1 октября 1996 года по 26 января 1999 года (3 года 5 месяцев 24 дня), в календарном исчислении стаж работы в должности медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения с 10 сентября 2001 года по 1 июня 2020 года (18 лет 8 месяцев 22 дня), с 1 июля 2020 года по 29 марта 2021 года (8 месяцев 29 дней). Данный период не может быть учтен в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, так как в соответствии с "Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, как год и шесть месяцев", утвержденным постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781, должность медсестры перевязочной предусмотрена только в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом и травмотолого-ортопедическом отделениях.
Принимая решение об удовлетворении требований в части включения в специальный стаж работы истца периодов работы в должности медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения в льготном исчислении с 10 сентября 2001 года по 1 июня 2020 года и с 1 июля 2020 года по 29 марта 2021 года, суд первой инстанции, исходил из того, что в Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев включены, том числе, такие структурные подразделения и должности, как отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка, в числе которых и отоларингологическое. В числе должностей включены медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
В связи с тем, что отделение оториноларингологии ГБУЗ МО "Балашихинская областная больница", равно как и иные отделения данного учреждения здравоохранения, осуществляет, в числе иных функций оказание специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи больным, осуществление реабилитации больных, в структуре данного отделения предусмотрены палаты для больных с гнойно-септическими заболеваниями (состояниями) с организацией противоэпидемического режима в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды работы истца соответствуют Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, следовательно, подлежат включению в стаж с применением льготного порядка исчисления как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Суд, установив наличие оснований для включения в специальный стаж работы истца спорных периодов работы, возложил на ответчика обязанность назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции о включении в специальный стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год 6 месяцев периодов работы с 1 января 2002 года по 1 июня 2020 года, с 1 июля 2020 года по 29 марта 2021 года, возложении обязанности назначить пенсию.
Судебная коллегия, проанализировав постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", подпункт "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и раздел 1 Перечня, являющегося приложением к Правилам, исходила из того, что обязательным условием для применения льготного порядка исчисления стажа работы в отношении истца должна являться работа в структурном подразделении учреждения здравоохранения, предусмотренном пунктом 1, и в должности, предусмотренной пунктом 1 указанного Перечня, а именно, в качестве операционной медицинской сестры, а также старшей операционной медицинской сестры в отделениях хирургического профиля стационаров, в том числе, в отоларингологическом отделении; медицинской сестры перевязочной в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
В связи с тем, что занимаемая истцом должность медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения ГБУЗ МО "Балашихинская областная больница" не предусмотрена Перечнем, ее тождественность с должностями операционной медицинской сестры, старшей операционной медицинской сестры не установлена, судебная коллегия пришла к выводу о том, что при рассмотрении спора не установлен характер работы истца в периоды с 1 января 2002 года по 1 июня 2020 года, с 1 июля 2020 года по 29 марта 2020 года, в условиях, дающих право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, исходя из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Установив отсутствие оснований для включения вышеуказанных периодов работы Грушевской О.В. в должности медицинской сестры перевязочной в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год за 1 год и 6 месяцев, судебная коллегия указала на то, что спорные периоды обоснованно включены пенсионным органом в стаж истца в календарном исчислении, в связи с чем правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 30 марта 2021 года не имеется.
Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.
Являются необоснованными доводы жалобы о наличии оснований для включения в специальный стаж периодов работы истца, фактически выполнявшей функции медсестры операционной.
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Так, в подпункте "н" пункта 1 названного постановления указано, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с учетом спорных периодов Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, право на льготное пенсионное обеспечение предоставлено медицинским сестрам, медицинским сестрам палатным, операционным медицинским сестрам, осуществляющие трудовую деятельность в лечебных учреждениях - больницах всех наименований, перинатальных центрах, диагностических центрах, родильных домах.
В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления выслуги лет, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 Перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как 1 год и 6 шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, поименованы: в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" отделения хирургического профиля стационаров, в разделе "Наименование должностей" - операционные медицинские сестры, медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическим, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Поскольку в спорные периоды Грушевская О.В. осуществляла трудовую деятельность в должности медицинской сестры перевязочной отоларингологического отделения, что не предусмотрено вышеназванным Перечнем для льготного исчисления данных периодов работы, доводы жалобы со ссылкой на тождественность выполняемых ею функций функциям медицинской сестры операционной, не влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
Доводы жалобы о том, что суд не учел возражения третьего лица, поддержавшего исковые требования истца, выполнявшей функцию операционной медицинской сестры в ЛОР-отделении, участвуя в хирургических операциях, не свидетельствуют о незаконности определения судебной коллегии.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года N 258н.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 и 2.4 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) указанные сведения.
Таким образом, лицо, которое имеет право на включение в стаж в льготном исчислении периодов работы, должно не только работать в структурном подразделении и должности, поименованных Списком и Правилами, но и выполнять указанную работу в течение полного дня, при этом за выполнение указанных видов работ должны уплачиваться страховые взносы, данные об уплате которых отражаются в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).
В связи с тем, что согласно представленной в материалы дела выписке из индивидуального счета застрахованного лица в отношении Грушевской О.В, работодатель представил сведения без кода льготных условий, то есть сведения о работе истца на общих условиях, доводы жалобы о признании третьим лицом права истца на льготный характер работы, являются необоснованными.
Изложенные в кассационной жалобе о наличии оснований для включения периодов в стаж работы истца повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебном постановлении дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 27 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Грушевской О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.