Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" Воронкова А.А. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах N 02-07/22-21 от 16 декабря 2021 года, решение заместителя начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-07/01-22-Р от 14 января 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 марта 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ",
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах N 02-07/22-21 от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением заместителя начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-07/01-22-Р от 14 января 2022 года, решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 марта 2022 года и решением судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2022 года, ООО "ЛУКОЙЛ - ПЕРМЬ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Воронков А.А. просит постановление и решение должностных лиц, а также решения судей отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами.
Согласно ч. 1 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 19 июля 2018 года N 212-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2019 года) за исключением случая, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со ст. ст. 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются правила лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, а также правила лесного семеноводства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется бездействием лица, которое не исполнило возложенные на него обязанности по лесовосстановлению, лесоразведению, уходу за лесами, а также правила лесного семеноводства.
Как следует из материалов дела, ООО "ЛУКОЙЛ - ПЕРМЬ" не выполнило обязанность по проведению лесовосстановительных работ в связи с вырубкой лесных насаждений на лесных участках площадью 9, 7988 га, по адресам: Пермский край, Уинский муниципальный район, Октябрьское лесничество, Уинское участковое лесничество (Подсобное хозяйство "Нива") квартал 8 (части выделов 14, 15, 17, 24-27), квартал 11 (части выделов 21, 50, 53, 63), квартал 12 (части выделов 21, 22. 24. 42, 56); Пермский край, Уинский муниципальный район, Октябрьское лесничество, Уинское участковое лесничество (Аспинское) квартал 1 13 (части выделов 7. 9, 16, 18, 20, 24-28, 30), квартал 125 (части выделов 1, 8, 9, 12, 13, 24), общей площадью 11, 6866 га, арендованном им по договору аренды лесного участка N 174 от 28 ноября 2018 года, в течение одного года, то есть до 20 января 2021 года, в нарушение требований части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 вышеназванных Правил выполнения работ по лесовосстановлению.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, оцененными на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Допущенное юридическим лицом бездействие образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО "ЛУКОЙЛ - ПЕРМЬ" правомерно привлечено к административной ответственности по указанной выше норме.
Обязанность по лесовосстановлению возникла у общества по окончанию действия срока лесной декларации, в силу требований законодательства, введенного в действие 01 января 2019 года, и действующего на момент непосредственного использования лесного участка и периода осуществления рубок в рамках действующего договора аренды лесного участка.
В силу закона на общество возложена обязанность осуществить работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах территории Пермского края не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений и в соответствии с проектом лесовосстановления.
Поскольку объектом арендных отношений является специфический природный ресурс - лес, приоритетное значение при регулировании отношений лесопользования, возникших между сторонами в связи с использованием лесного участка и проведению рубки лесных насаждений, имеют действующие нормы именно Лесного кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам жалобы, увеличение срока проведения лесовосстановительных работ с одного года до трех лет с 01 сентября 2021 года (Федеральный закон от 02 июля 2021 N 303-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), не свидетельствует о том, что обязанность общества по лесовосстановлению еще не возникла.
Положениям ч. 6 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ), в отличие от других частей этой статьи, обратная сила законодателем не придана (ч. 4 ст. 4 Закона N 303-ФЗ), а в ч. 5 ст. 4 данного закона указано, что проведение агротехнического ухода за растениями основных лесных древесных пород применяется в отношении случаев рубки лесных насаждений, совершенных после 01 сентября 2021 года; согласно пояснительной записке к законопроекту увеличение сроков выполнения обязательств по "компенсационному" лесовосстановлению или лесоразведению с одного года до трех лет предусмотрено при условии проведения агротехнических уходов за созданными лесными культурами в течение трех лет после их посадки.
Поскольку законодатель не распространил положения ч. 6 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 303-ФЗ) на правоотношения, возникшие до 01 сентября 2021 года, предусмотрев обязательность агротехнического ухода только применительно к рубкам лесных насаждений, совершенным после 01 сентября 2021 года, а увеличение сроков лесовосстановительных работ (с одного года до трех лет) обусловлено проведением агротехнического ухода, потому положения ч. 6 ст. 63.1 названного Кодекса не свидетельствуют о том, что Закон N 303-ФЗ улучшил положение общества в вопросе выполнения лесовосстановительных работ применительно к сплошным рубкам лесных насаждений, совершенным в 2019 году.
Не влекут отмену постановления должностного лица и судебных актов доводы заявителя о неосуществлении обществом деятельности в полном объеме в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку изложенное не освобождало от выполнения предусмотренной законом обязанности по лесовосстановлению.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные доказательства. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции статьи 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.3 данного Кодекса, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре постановления, рассмотрев жалобы, должностное лицо и судьи нижестоящих судебных инстанций проверили дело в соответствии с требованиями статей 30.6 и 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесли законные и обоснованные решения. Всем доводам жалоб была дана надлежащая правовая оценка, выводы достаточным образом мотивированны.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах N 02-07/22-21 от 16 декабря 2021 года, решение заместителя начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края N 02-07/01-22-Р от 14 января 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 21 марта 2022 года, решение судьи Пермского краевого суда от 18 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ", оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ" Воронкова А.А. - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.