Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу главы Аргаяшского сельского поселения Салыкаева Д.М. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Аргаяшского района Челябинской области от 06 мая 2022 года, решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 16 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Салыкаева Дамира Маулиджановича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Аргаяшского района Челябинской области от 06 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 16 июня 2022 года, глава Аргаяшского сельского поселения Салыкаев Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 22 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Салыкаев Д.М. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых они вынесены.
"данные изъяты" "данные изъяты", уведомленная о подаче жалобы, возражения на ее доводы в установленный срок не представила.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с положениями части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, помимо прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
На основании пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее - ГОСТ Р 50597-2017) на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
При рассмотрении дела установлено, что 09 марта 2022 г. в 18:10 часов на автомобильной дороге у дома N 25 по улице Гагарина с. Аргаяш Аргаяшского района Челябинской области выявлено нарушение главой Аргаяшского сельского поселения Салыкаевым Д.М. (по месту исполнения должностных обязанностей: с. Аргаяш, ул. 8 Марта, 17) бездействие по выполнению пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, пункта 8.1 ГОСТ Р 50597-2017, что повлекло создание угрозы безопасности дорожного движения, выразившиеся в наличии на проезжей части дороги в населенном пункте зимней скользкости в виде наледи и снежного наката.
При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводу о том, что материалы дела подтверждают виновность главы Аргаяшского сельского поселения Салыкаева Д.М. в совершении административного правонарушения, поскольку им как должным лицом органа местного самоуправления, ответственным за содержание дорог в населенном пункте, не приняты все необходимые меры по соблюдению правил и норм, что повлекло наличие зимней скользкости в виде наледи и снежного наката.
Судья городского суда с указанными выводами согласился.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за содержание дорог.
Согласно части 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Как следует из положений статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В силу статьи 37 названного Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно Соглашению N 30 о передаче части полномочий органов местного самоуправления муниципального района органам местного самоуправления поселения от 31 марта 2016 г. (пролонгируемого ежегодно) муниципальное образование Аргаяшский муниципальный район предоставляет бюджету муниципального образования Аргаяшское сельское поселение Аргаяшского муниципального района межбюджетные трансферты, а также передает сельскому поселению ряд полномочий, в том числе по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Изложенное позволило судебным инстанциям установить виновность главы Аргаяшского сельского поселения Салыкаева Д.М. в совершении правонарушения.
Между тем, в соответствии с распоряжением от 31 января 2022 года N3-к на период учебного отпуска Салыкаева Д.М. (с 02 февраля по 15 марта 2002 года) обязанности главы Аргаяшского сельского поселения были возложены на заместителя главы Аргаяшского сельского поселения по управлению муниципальной собственностью, земельным отношениям, вопросам ЖКХ и инфраструктуре "данные изъяты" "данные изъяты". (л.д. 97)
Таким образом, на момент обнаружения правонарушения Салыкаев Д.М. должностные обязанности в связи с нахождением в учебном отпуске не осуществлял.
В нарушение требований статей 24.1, 26.1 КоАП РФ указанное обстоятельство, на которое имелось указание в доводах жалобы на постановление мирового судьи, оставлено судьей районного суда без исследования и надлежащей правовой оценки.
Тот факт, что правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, может быть признано длящимся, не является бесспорным основанием для установления виновности Салыкаева Д.М. в его совершении, вопреки выводам судьи районного суда.
Делая вывод о противоправном бездействии Салыкаева Д.М. до 02 февраля 2022 года, судья районного суда вышел за пределы вмененного ему нарушения в соответствии с протоколом об административном правонарушении, которым ему вменено наличие зимней скользкости и наката 09 марта 2022 года, нормативный срок ликвидации которых составляет не более 24 часов. При этом судья оставил без внимания данные метеорологической станции о том, что 06 марта 2022 года прошел сильный снегопад, за сутки выпало 15 мм осадков при месячной норме 16 мм.
С учетом того, что при рассмотрении дела безусловно не установлено лицо, в обязанности которого входило обеспечение выполнения требований законодательных норм на момент обнаружения нарушения, вывод о том, что в действиях Салыкаева Д.М. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях. Указанные нарушения являются существенными и не позволяют признать вынесенные по настоящему делу судебные акты законными, они подлежат отмене.
На основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ с учетом того, что на момент рассмотрения настоящей жалобы по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения настоящего дела, истек срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.13-30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Аргаяшского района Челябинской области от 06 мая 2022 года, решение судьи Аргаяшского районного суда Челябинской области от 16 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Салыкаева Дамира Маулиджановича, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.