Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Посудная лавка Бородин и компания" Бородина Н.В. на вступившее в законную силу постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 25 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Посудная лавка Бородин и компания",
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда г. Перми от 25 февраля 2022 года общества с ограниченной ответственностью "Посудная лавка Бородин и компания" (далее - ООО "Посудная лавка Бородин и компания", юридическое лицо, Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе на вступивший в законную силу судебный акт законный представитель Бородин Н.В. просит переквалифицировать совершенное правонарушение с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, отменить судебный акт.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статей 6.3 КоАП РФ выражается, в том числе и в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. Такие правонарушения посягают на общественные отношения в сфере здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу статьи 2 Федерального закона N52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу статьи 11 Федерального закона N52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ).
На основании части 1 статьи 29 Федерального закона N52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
При рассмотрении дела установлено, что 17 декабря 2021 года в период времени с 15 часов 35 минут до 15 часов 45 минут ООО "Посудная лавка Бородин и компания" при осуществлении торговой деятельности в магазине "Посудная лавка" по адресу: г.Пермь, ул. Маршала Рыбалко, д. 4 допустило в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) невыполнение санитарно-гигиенически противоэпидемических мероприятий, а именно:
- не обеспечило организацию ежедневного перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела каждого работника с применением аппаратов для измерения температуры бесконтактным или контактным способом (электронные, инфракрасные термометры, переносные тепловизоры) с обязательной дезинфекцией приборов для контактного применения после каждого использования способом протирания рекомендованными для этих целей средствами;
- при входе на предприятие (в организацию), в торговый зал, зал, где осуществляется обслуживание посетителей, место обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в т.ч. с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками, не организовано;
- не обеспечено проведение социального дистанцирования между физическими лицами на расстоянии не менее 1, 5м, в том числе путем нанесения специальной разметки на полу;
- не обеспечено проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия с дезинфекцией с кратностью каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, поверхности столов, спинок стульев, оргтехники;
- в помещении с постоянным нахождением посетителей и сотрудников магазина отсутствует оборудование для обеззараживания воздуха (бактерицидный облучатель).
Выявленные обстоятельства являются нарушениями пп. 1.1, 1.2, 1.13, 2 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 11 апреля 2020 года N 2326 "О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции "COVID-2019" на территории Пермского края", пп. 1.1, 1.2, 1.9, 1.11 постановления Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю от 13 апреля 2020 года N 2397 "О дополнительных противоэпидемических мероприятиях в организациях, предоставляющих услуги населению", пп. 1.3, 1.4, 2.4, 2.8, 2.11 Методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека МР 3.1/2.3.5.0191-20 "Рекомендации по профилактике новой короновирусной инфекции (COVID-2019) в предприятиях торговли", п. 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597- 20 "Профилактика новой короновирусной инфекции (COVID-2019)", ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N° 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
По данному факту в отношении ООО "Посудная лавка Бородин и компания" 14 января 2022 года составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, который соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Установив обстоятельства дела, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, при этом исключив из объема правонарушения не обеспечение Обществом проведения ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общего пользования с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия с дезинфекцией с кратностью 2-4 часа всех контактных поверхностей, поскольку факт отсутствия журнала уборки не образует объективную сторону административного правонарушения по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Посудная лавка Бородин и компания" данного административного правонарушения подтвержден совокупностью материалов дела.
Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на событие административного правонарушения, составлен акт осмотра, где выявленные нарушения отражены и зафиксированы, дополнительно происходила фиксация нарушений при помощи видеозаписи.
Представленной видеозаписи, в том числе с учетом ее содержания и полноты при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка как относимому и допустимому доказательству (сведения о видеозаписи указаны в акте осмотра, она содержит сведения о проведении осмотра и выявленных нарушениях), соответствующему положениям ст. 26.2 КоАП РФ.
Приводимые заявителем в рассматриваемой жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений, поскольку доводы жалобы направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств дела и доказательств.
Представленные в дело доказательства получили надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 указанного Кодекса. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Доводам жалобы о наличии оснований для переквалификации действий Общества на часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ подлежат отклонению.
Установленные судьей и по существу не оспариваемые юридическим лицом нарушения достаточны для квалификации деяний по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Доказательств своевременного принятия ООО "Посудная лавка Бородин и компания" всех зависящих мер для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения требований не представлено.
Оснований для переквалификации совершенного ООО "Посудная лавка Бородин и компания" деяния с части 2 статьи 6.3 КоАП РФ на часть 1 статьи 20.6.1 названного Кодекса не имеется, поскольку вмененные нарушения связаны с нарушением юридическим лицом законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
В постановлении судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
При назначении ООО "Посудная лавка Бородин и компания" административного наказания судьей районного суда требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены, наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ с учетом обстоятельств дела не усматривается.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ (редакция на момент совершения правонарушения) являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
То обстоятельство, что ООО "Посудная лавка Бородин и компания" относится к микропредприятиям, а само правонарушение не относится к перечню правонарушений, указанных в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ, не является достаточным основанием для замены административного штрафа на предупреждение.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает наличие обязательного условия для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ - отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, безопасности государства.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела возникновение угрозы причинения вреда в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении к установленным требованиям действующего законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. Имевшиеся нарушения на момент их выявления по своему характеру не позволяют квалифицировать их как соответствующие положениям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, поскольку несоблюдение предписанных к исполнению рекомендаций Роспотребнадзора создает угрозу распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), включенной в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, то есть создает угрозу жизни и здоровью людей.
Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, наличие которых является необходимым для применения положения статьи 4.1.1 КоАП РФ, в настоящем случае, вопреки позиции заявителя, не усматривается. Обстоятельства устранения нарушений в кратчайший срок после их выявления о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение не свидетельствуют. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается. При таких обстоятельствах основания для замены административного штрафа на предупреждение отсутствуют.
Оснований для признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не установлено. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, отсутствие указанных последствий, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения.
Доказательств наличия исключительных обстоятельств, позволяющих в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного штрафа, не представлено и при рассмотрении настоящей жалобы не установлено. Доводы заявителя о снижении размера административного штрафа, изложенные в настоящей жалобе, оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ не содержат.
Нарушений гарантированных Конституцией РФ и статьей 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ законным представителем юридического лица, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности, является Бородин Н.В.
Юридическое лицо зарегистрировано по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Худанина, д. 13, кв. 4.
Из материалов дела следует, что судебное заседание было назначено на 22 февраля 2022 года, судебная повестка была направлена законному представителю по адресу регистрации юридического лица, который также указан в процессуальных документах: (этот же адрес указан в настоящей жалобе). Конверт с судебной корреспонденцией был возвращен в суд с указанием на истечение срока хранения.
Таким образом, судьей были приняты необходимые меры для надлежащего извещения ООО "Посудная лавка Бородин и компания" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Иных сведений, позволяющих прийти к выводу о ненадлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени рассмотрения дела, материалы дела не содержат.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Кировского районного суда г. Перми от 25 февраля 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Посудная лавка Бородин и компания" оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью "Посудная лавка Бородин и компания" - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.