Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Степанова П.В, судей Печенкиной Н.А. и Трапезниковой И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 01 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 26 июля 2022 года по административному делу N 2а-2182/2022 по административному исковому заявлению Караева Николая Альбертовича о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Караев Н.А, отбывающий наказание в ФКУ ИК-18 УФСИН России по Республике Коми, считая, что в период его содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области в период с 09 марта 2019 г. по 17 сентября 2019 г. находился в ненадлежащих условиях содержания, нарушающих его права, повлекших нравственные и физические страдания, в феврале 2022 года обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий (бездействия), связанных с несоблюдением условий содержания в следственном изоляторе, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в следственном изоляторе в размере 1 000 000 руб.
В обоснование своих требований указал на несоответствие условий его содержания под стражей требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм и материально-бытовым условиям.
Ссылался на необеспечение минимальной установленной законом нормой площади в камере на одного человека, недостаточное количество индивидуальных спальных мест, что ограничило личное пространство и место за столом; нехватка розеток приводила к очередям из желающих вскипятить воду; в камере отсутствовали горячая вода, вентиляция, свежий воздух; неудобные кровати не позволяли выспаться; в туалете стоял неприятный запах; в бане отсутствовала приватность; отсутствие комнаты воспитательной работы и комнаты психологической разгрузки не позволяло получить психологическую помощь.
Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 01 апреля 2022 года административное исковое заявление Караева Н.А. удовлетворено частично, бездействие ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем обеспечении Караева Н.А. материально-бытовыми условиями содержания под стражей в период с 09 марта 2019 года по 17 сентября 2019 года признано незаконным. В пользу Караева Н.А. с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 30 000 руб. В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 26 июля 2022 года решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 01 апреля 2022 года изменено, размер взысканной компенсации снижен до 15000 рублей. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе (поступила в суд первой инстанции 08 августа 2022 года) административные ответчики просят отменить вышеназванные судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, в судебное заседание судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено кассационным судом общей юрисдикции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судебными инстанциями такого рода нарушения не допущены.
Ввиду необходимости реформирования судебно-правовой защиты по вопросам, связанным с нарушением условий содержания под стражей и в исправительных учреждениях, Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающие присуждение компенсации за нарушение условий содержания.
Так, федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 494-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации дополнен статьей 227.1, в соответствии с которой лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном названным кодексом, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с названным кодексом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулирует и определяет Федеральный закон от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (статья 4 поименованного выше закона).
Подозреваемые, обвиняемые, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ).
В соответствии со статьей 17.1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 3 и 13 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Судебные инстанции признали незаконным бездействие ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области по ненадлежащему обеспечению Караева Н.А. материально-бытовыми условиями содержания под стражей в период с 09 марта 2019 года по 17 сентября 2019 года, в части перелимита количества осужденных и вытекающих из данного нарушения последствий
Мотивы, по которым суды пришли к такому заключению, подробно и аргументированно изложены в судебных актах.
Установив, что Караев Н.А. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области, при этом условия его содержания не соответствовали нормам, что повлекло за собой нарушение его прав, гарантированных законом, суд первой инстанции пришел к выводу, что данный факт является основанием для удовлетворения требования о присуждении компенсации в размере 30 000 руб.
Снижая размер компенсации до 15000 рублей, суд апелляционной инстанции указал, что присужденная компенсация в размере 30 000 рублей, является завышенной, несоразмерной допущенным нарушениям.
С такими выводами судов нижестоящих инстанций соглашается Судебная коллегия, поскольку эти выводы судов основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доводов сторон и представленных доказательств, правовая оценка которым дана судами по правилам 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Нарушения условий содержания нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, установлены судами на основании представленных в материалы дела доказательств, наличие обозначенных нарушений каких-либо сомнений не вызывают.
Доводы административных ответчиков об отсутствии нарушений противоречат установленным судами на основании представленных доказательств обстоятельствам.
Вопреки доводам жалобы выявленные нарушения, не свидетельствуют об их незначительности, либо о соответствии условий содержания допустимому и надлежащему уровню нахождения осужденного в пенитенциарных учреждениях.
Доводы, приведенные в жалобе, повторяют позицию административных ответчиков при рассмотрении дела, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут повлиять на выводы о правильности применения судами норм материального и процессуального права.
Ссылка на пропуск административным истцом срока на обращение в суд не ставит под сомнение правильность выводов судов, указанный довод был предметом обсуждения нижестоящих судебных инстанций и мотивированно отклонен по основаниям, приведенным в обжалуемых судебных актах, указанный срок обоснованно восстановлен.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств административного спора в силу норм статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полномочия Судебной коллегии не входит.
Сами по себе несогласие с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное применение к ним положений закона не означают допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 01 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 26 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Свердловской области, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Свердловской области - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 05 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.