Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сапрыгиной Л.Ю, судей Феофиловой Л.В, Абдрахмановой Э.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу избирательного объединения Асбестовское местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Помазкина Вениамина Андреевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 августа 2022 года по административному делу N 2а-1254/2022 по административному иску избирательного объединения Асбестовское местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Помазкина Вениамина Андреевича об оспаривании решения о регистрации списка кандидатов, признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Феофиловой Л.В. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, пояснения представителя административного истца Помазкина В.А. Еланцева А.А, настаивавшего на удовлетворении кассационной жалобы, заключение прокурора Ботева В.Ю, полагавшего необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
избирательное объединение Асбестовское местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (далее также - избирательное объединение), кандидат в депутаты Думы Асбестовского городского округа восьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 14 Помазкин В.А. с учетом уточнения административного искового заявления обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии (далее также - территориальная избирательная комиссия), выразившееся в не исключении кандидата Юдина Сергея Петровича из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения, об оспаривании решения Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии от 20 июля 2022 года N 13/49 "О заверении списка кандидатов в депутаты Думы Асбестовского городского округа восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение в Свердловской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по одномандатным избирательным округам".
В обоснование заявленных требований указали, что указанное решение является незаконным, поскольку при выдвижении кандидатов избирательное объединение не исполнило требования избирательного законодательства: в протоколе внеочередного общего собрания Регионального отделения в Свердловской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", на котором Лапин Н.Н. назначен уполномоченным представителем указанного избирательного объединения, не указаны сведения о его месте работы, занимаемой должности либо роде занятий, что является нарушением требований законодательства о выборах и основанием для отказа в заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением; в представленном избирательным объединением списке кандидатов в депутаты Думы Асбестовского городского округа восьмого созыва указано на выдвижение по одномандатному избирательному округу N 4 Юдина С.П, имеющего паспорт с серией и номером, которые не совпадают с данными паспорта Юдина С.П, указанными в заявлении последнего о согласии баллотироваться, приложенном к списку, что свидетельствует о непредставлении лицом, выдвинутым данным избирательным объединением, заявления о согласии баллотироваться, и должно было повлечь исключение кандидата Юдина С.П. из соответствующего списка.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 03 августа 2022 года административное исковое заявление избирательного объединения, кандидата в депутаты Помазкина В.А. оставлено без удовлетворения по причине пропуска срока обращения в суд без уважительной причины.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 августа 2022 года решение суда первой инстанции отменено, сделан вывод о соблюдении административными истцами срока обращения в суд, в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 26 августа 2022 года, Асбестовское местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Помазкин В.А. просят отменить апелляционное определение и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Прокурором на кассационную жалобу поданы письменные возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 февраля 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Согласно подпункту "е" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 14.1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных подпунктами "а", "в" - "ж" пункта 14.1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", настоящим Федеральным законом. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.
В силу пунктов 2 и 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" решения о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 14 статьи 47 Закона Свердловской области от 29 апреля 2003 года N 10-03 "Избирательный кодекс Свердловской области" (далее - Избирательный кодекс Свердловской области).
Судом апелляционной инстанции на основании материалов дела установлено, что решением Думы Асбестовского городского округа седьмого созыва от 21 июня 2022 года N 63/1 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Думы Асбестовского городского округа восьмого созыва.
Решением Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии от 10 июля 2022 года N 10/45 заверен список кандидатов в депутаты Думы Асбестовского городского округа восьмого созыва по двадцати одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением "Асбестовское местное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по одномандатным избирательным округам.
Решением Асбестовской городской территориальной избирательной комиссии от 20 июля 2022 года N 13/49 заверен список кандидатов в депутаты Думы Асбестовского городского округа восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением "Региональное отделение в Свердловской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по одномандатным избирательным округам.
Установив, что документы, перечень которых приведен в пункте 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ, в том числе заявление Юдина М.П. о согласии баллотироваться, представлены в территориальную избирательную комиссию избирательным объединением "Региональное отделение в Свердловской области Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" в полном объеме, за день до дня заседания территориальной избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о заверении списка кандидатов, представлены сведения об уточнении данных об уполномоченном представителе избирательного объединения Лапине Н.Н. с указанием сведений о его деятельности, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных пунктом 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ оснований для отказа в заверении списка кандидатов, а также для исключения кандидата Юдина С.П. из списка кандидатов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
Из положений пунктов 14.1, 14.2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ следует, что основанием для отказа в заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам является отсутствие документов, перечисленных в пункте 14.1, а для исключения организующей выборы избирательной комиссией кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения является отсутствие заявления этого кандидата о согласии баллотироваться.
Материалами дела подтверждено, что в выписке из протокола внеочередного Общего собрания Регионального отделения в Свердловской области Политической партии "Новые люди" в нарушение требований подпункта "в" пункта 14.1 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ не представлены сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - роде занятий) уполномоченного представителя избирательного объединения Лапина Н.Н, однако имеющиеся недостатки были восполнены путем предоставления избирательным объединением в территориальную избирательную комиссию сведений о его деятельности за день до дня заседания территориальной избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос о заверении списка кандидатов, что, вопреки доводам кассационной жалобы, положениям избирательного законодательства не противоречит.
Ссылка в кассационной жалобе на судебную практику Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеет правового значения и не влияет на правильность принятого судебного акта, поскольку позиция суда по приведенному делу 88а-17218/2020 сформирована в отношении спора с иными фактическими обстоятельствами.
В силу положений части 1 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Судебный прецедент по смыслу приведенных положений закона к источникам права не отнесен. Судебная практика не является формой права, и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Содержание кассационной жалобы сводится к повторению правовой позиции, ранее изложенной в апелляционной жалобе, которой судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, в том числе доводам о наличии оснований для исключения из списка кандидатов Юдина С.П..
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу судебного акта, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки нижестоящего суда, и выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Свердловского областного суда от 12 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу избирательного объединения Асбестовское местное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия", Помазкина Вениамина Андреевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное кассационное определение изготовлено 07 сентября 2022 года
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.