Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Руновой Т.Д, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1300/2022 по иску Воинкова Сергея Викторовича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области о признании действий незаконными, изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, по кассационной Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воинков С.В. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее - УМВД по Курганской области) о признании незаконными действий по принятию его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, исходя из даты вынесения решения (распоряжения) жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Курганской области с 26 апреля 2013 года; об установлении очередности и права его на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов с 28 августа 2012 года; о возложении обязанности на УМВД России по Курганской области внести изменения в книгу учета очередников УМВД России по Курганской области, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в том числе в части даты принятия его на учет, то есть с 28 августа 2012 года, путем изменения уникального номера в базе данных.
В обоснование требований указал, что он в период с 25 сентября 1989 года по 03 апреля 2018 года проходил службу в УМВД России по Курганской области в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска. В ответе Врио начальника Отдела организации тылового обеспечения УМВД России по Курганской области на его обращение указано, что 28 августа 2012 года им подано заявление на имя начальника УМВД России по Курганской области о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, которое в тот же день было принято УМВД России по г. Кургану, а в УМВД России по Курганской области направлено лишь 25 декабря 2012 года. Согласно данным сайта мвд.рф его заявление зарегистрировано не 28 августа 2012 года, а 25 декабря 2012 года, на учет он поставлен спустя 8 месяцев с момента подачи заявления - 26 апреля 2013 года, ИНФ 14901890315 00, номер очереди 20416. Считает действия ответчика незаконными, поскольку при рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения жилищно-бытовая комиссия должна была учитывать дату подачи им заявления и документов 28 августа 2012 года, а не 25 декабря 2012 года.
Решение Курганского городского суда Курганской области от 01 февраля 2022 года в удовлетворении иска Воинкову С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 мая 2022 года решение Курганского городского суда Курганской области от 01 февраля 2022 года отменено. Исковые требования Воинкова С.В. удовлетворены в части.
Установлена очередность Воинкова С.В. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов - с 28 августа 2012 года; на УМВД России по Курганской области возложена обязанность внести изменения в Книгу учета заявлений сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 28 августа 2012 года, в уникальный номер базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в части даты принятия его на учет с 28 августа 2012 года. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе УМВД по Курганской области ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного.
На кассационную жалобу поступили письменные возражения Воинкова С.В.
В судебном заседании 22 сентября 2022 года был объявлен перерыв до 29 сентября 2022 года 10 часов 30 минут, в связи с чем участники рассмотрения дела дополнительно не извещались.
До объявленного перерыва в судебном заседании принял участие представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области Шабалина Е.А, которая на удовлетворении доводов кассационной жалобы настаивала, пояснила, что решение суда апелляционной инстанции исполнено.
После объявления перерыва в судебное заседание стороны, представитель третьего лица УМВД России по Курганской области, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Воинков С.В. проходил службу в УМВД России по Курганской области в должности оперуполномоченного отдела уголовного розыска в период с 25 сентября 1989 года по 03 апреля 2018 года, стаж его службы в органах внутренних дел на момент увольнения составлял 28 лет 6 месяцев и 8 дней.
28 августа 2012 года Воинков С.В. сдал в кадровое подразделение УМВД России по г. Кургану письменное заявление, адресованное в УМВД России по Курганской области, о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, представил полный пакет необходимых документов.
Согласно сопроводительному письму N 25/10143 от 25 декабря 2012 года заявление Воинкова С.В. поступило в УМВД России по Курганской области 25 декабря 2012 года.
Решением жилищно-бытовой комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты УМВД России по Курганской области, оформленным протоколом N 1 от 22 февраля 2013 года, Воинков С.В. с семьей в составе трех человек (он, жена Воинкова А.В, сын Воинков Д.С.) был принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Распоряжение УМВД России по Курганской области об утверждении протокола N 1 заседания жилищно-бытовой комиссии принято 26 апреля 2013 года за N 1/394.
Согласно ответу УМВД России по Курганской области от 28 мая 2021 года, сведения об истце Воинкове С.В. внесены в базу данных УМВД России по Курганской области о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Дата подачи истцом заявления - 28 августа 2012 года, дата направления заявления в УМВД России по Курганской области - 25 декабря 2012 года, этой же датой оно зарегистрировано в журнале учета заявлений, дата постановки на учет - 26 апреля 2013 года, номер учетного дела истца - 6-57-161-260413-000111, порядковый номер в очереди - 83.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, исходил из того, что с заявлением и пакетом документов о постановке на учет истец обратился в комиссию 25 декабря 2012 года, решение по его заявлению принято и утверждено 26 апреля 2013 года, заявление Воинкова С.В. зарегистрировано в книге учета заявлений в порядке поступления, исправлений указанная книга не содержит, в связи с чем отсутствуют правовые основания для изменения даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на 28 августа 2012 года.
Проверяя решение суда, суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, указав, что судом первой инстанции неверно распределено бремя доказывания, не установлен порядок подачи заявления в жилищно-бытовую комиссию в период работы истца и на момент подачи им заявления.
Суд апелляционной инстанции установил, что по данным Книги учета сотрудников УМВД России по г. Кургану, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, начатой 15 мая 2012 года, Воинков С.В. обратился с заявлением 13 июня 2012 года.
По пояснениям истца в суде апелляционной инстанции, после указанной даты он дополнял пакет документов, после чего им было подписано заявление 28 августа 2012 года. Поскольку в адрес начальника УМВД России по г. Кургану поступило обращение от начальника тыла УМВД России по Курганской области от 26 апреля 2012 года N 11/516, на общем собрании до сведения сотрудников была доведена информация о порядке предоставления пакета документов и заявлений в отдел кадров по месту работы. В отделе кадров УМВД России по г. Кургану заявление с пакетом документов от истца было зарегистрировано в журнале.
Такой порядок подачи документов представителем ответчика и третьего лица не оспаривался.
В материалы дела истец представил сообщение УМВД России по Курганской области от 26 апреля 2012 года N 11/516, без подписи, наличие которого подтвердили представители ответчика и третьего лица, в котором во исполнение Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Постановления Правительства от 30 декабря 2011 года N 1723 и в соответствии с методическими рекомендациями МВД России от 02 апреля 2012 года N 1/2551, в целях организации работы, касающейся подготовки учетных дел на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения начальнику УМВД России по г. Кургану, в числе иных, требовалось в срок до 22 мая 2012 года внести соответствующие изменения в Положения жилищно-бытовых комиссий, издать приказ о назначении ответственных лиц за подготовку учетных дел на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Требовалось организовать проведение разъяснительной работы среди личного состава с указанием категорий лиц, имеющих право на получение вышеуказанной выплаты, порядка постановки на учет и предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, о перечне документов учетного дела в соответствии с положениями статьи 4, статьи 6, части 2 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Постановления Правительства от 30 декабря 2011 года N 1223, методическими рекомендациями МВД России от 02 апреля 2012 года N 1/2551.
Предлагалось поместить информацию о порядке постановки на учет и предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, перечне документов учетного дела (в соответствии с методическими рекомендациями МВД России от 02 апреля 2012 года N 1/2551) в доступном для ознакомления месте. Организовать работу по подготовке учетных дел на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с вышеуказанными требованиями, с последующим представлением ответственным лицом в жилищно-бытовую комиссию УМВД России по Курганской области.
В Книге учета заявлений сотрудников по лучение единовременной социальной выплаты жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Курганской области отмечено о принятии заявления и документов от истца 25 декабря 2012 года, когда они были переданы сотрудниками УМВД России по г. Кургану.
Из протокола жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Курганской области от 22 февраля 2013 года N 1 следует, что на заседании комиссии было рассмотрено 4 заявления сотрудников, подавших заявления о постановке на учет в период с 28 ноября 2012 года по 25 декабря 2012 года, среди них Воинков С.В, который в Книгу учета сотрудников внесен под N 103 с датой подачи заявления 25 декабря 2012 года.
Согласно Книге учета заявления сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Курганской области, подавших заявления в период с 24 августа 2012 года по 25 декабря 2012 года, 28 августа 2012 года поступило только одно заявление от "данные изъяты" которая в настоящее время снята с учета в связи с получением выплаты.
Как следует из протокола N 4 заседания жилищно-бытовой комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения УМВД России по Курганской области от 19 октября 2012 года, на заседании рассмотрены заявления сотрудников, поданных в период с 09 июля 2012 года по 15 октября 2012 года. На данном заседании было рассмотрено и заявление "данные изъяты". от 28 августа 2012 года, имеющей стаж службы 17 лет 10 месяцев 1 день.
Стаж службы Воинкова С.В. на дату подачи им заявления 28 августа 2012 года составлял 25 лет 04 месяца 8 дней.
Отказывая в удовлетворении требований в части признания незаконными действий УМВД России по Курганской области по принятию Воинкова С.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты с 26 апреля 2013 года, суд апелляционной инстанции, руководствуясь Приложением N 1 к Правилам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, которым утверждена форма Книги учета сотрудников органов внутренних дел, принятых на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусматривающая графу "Дата принятия на учет (номер, дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет)", исходил из того, что при принятии комиссией решения на заседании 22 февраля 2013 года учтена дата подачи истцом заявления 25 декабря 2012 года, когда документы были переданы кадровой службой УМВД России по г. Кургану, то есть при соблюдении предусмотренного законом двухмесячного срока, пришел к выводу, что указание в названной Книге учета УМВД России по Курганской области даты принятия распоряжения Врио начальника от 26 апреля 2013 года, которым утверждено решение жилищно-бытовой комиссии от 22 февраля 2013 года, является правомерным, указал, что удовлетворение данного требования прав истца не восстановит.
Разрешая требования Воинкова С.В. в остальной части, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 4, 44 Федерального закона Российской Федерации от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", статьями 1, 4, 20 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, исходил из того, что работа по принятию заявлений и документов для постановки на учет с целью получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения была организована путем оформления всех документов кадровой службой УМВД России по г. Кургану с последующей передачей документов в Комиссию УМВД России по Курганской области, что свидетельствует о фактическом делегировании ответчиком своих полномочий по приему заявлений от сотрудников по непосредственному месту службы истца; датой подачи заявления и документов на получение единовременной социальной выплаты Воинковым С.В. следует считать 28 августа 2012 года; права истца были нарушены, поскольку сотрудник "данные изъяты", подавшая заявление с ним в один день и имеющая меньший стаж службы в настоящее время получила единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца об установлении очередности Воинкова С.В. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов - с 28 августа 2012 года.
Учитывая, что Книга учета заявлений на получение единовременной социальной выплаты в УМВД России по Курганской области за период с 14 июня 2012 года по 07 мая 2013 года имеет графу "Дата подачи заявления", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Воинкова С.В. о внесении в нее изменений в части даты подачи заявления на 28 августа 2012 года.
Установив, что в уникальном номере базы данных о лицах, состоящих на учете для получения или строительства жилого помещения, дата подачи заявления отмечена 25 декабря 2012 года, дата постановки на учет (дата распоряжения) - 26 апреля 2013 года, указав, что порядок ведения данной базы предусматривает как дату подачи заявления, так и дату принятия сотрудника на учет, и не содержит норм, предусматривающих внесение сведений в данную базу без учета очередности подачи сотрудниками заявлений, дата подачи заявления является в базе первоначальной датой, пришел к выводу об удовлетворении требований Воинкова С.В. о возложении на УМВД России по Курганской области обязанности внести изменения в уникальный номер путем внесения в запись сведений о дате подачи заявления 28 августа 2012 года.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Частью 4 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (далее - комиссия).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
На основании пункта 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Таким образом, исходя из вышеприведенного правового регулирования, при определении порядка очередности учитываются дата подачи заявления и стаж службы, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
Доводы кассационной жалобы о незаконном возложении обязанности принять решение о постановке Воинкова С.В. на учет с 28 августа 2012 года, судебной коллегией отклоняется, об отсутствии оснований для внесения изменений в Книгу учета заявлений сотрудников на получение единовременной социальной выплаты, а также в уникальный номер базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты, судебной коллегией отклоняются, поскольку направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения норм материального права.
Установив, что Воинков С.В. обратился с заявлением 28 августа 2012 года, при этом сотрудник, подавший заявление с ним в один день и имеющий меньший стаж службы, получил единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о нарушении прав истца при постановке на учет для получения единовременной выплаты и их восстановлении путем установления очередности Воинкова С.В. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления и документов - с 28 августа 2012 года.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшегося судебного акта не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления. Иное мнение заявителя о том, как должно быть рассмотрено дело и какое решение по заявленным требованиям должно быть принято, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия отмечает, что производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления нарушений норм материального права и норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм права, оснований для его отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 17 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.