Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Ложкарёвой О.А, Хасановой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-567/2022 по иску Кубяк Натальи Юрьевны к акционерному обществу "Шадринский автоагрегатный завод" о признании приказа незаконным, обязании допустить к работе, взыскании неполученного заработка за период отстранения, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Кубяк Натальи Юрьевны на решение Шадринского районного суда Курганской области от 05 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 21 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, заслушав объяснения истца Кубяк Н.Ю, поддержавшей доводы жалобы, представителя акционерного общества "Шадринский автоагрегатный завод" Мальгину М.А, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кубяк Н.Ю. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Шадринский автоагрегатный завод" (далее - АО "ШААЗ") о признании приказа незаконным, возложении обязанности допустить к работе, взыскании среднего заработка за период отстранения и компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований с учетом их изменения указывала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 10 февраля 2003 года, с 01 февраля 2008 года в должности инженера-экономиста 1 категории. 15 октября 2021 года была ознакомлена с приказом работодателя от 14 октября 2021 года N 808 о возложении на нее обязанности сделать профилактическую прививку против COVID-19, на который 18 октября 2021 года она направила возражение работодателю, оставшееся без ответа. Приказом ответчика от 29 октября 2021 года N 578-к от она была отстранена от работы. 02 ноября 2021 года работодателем был издан приказ N 608-к, указанный приказ об отстранении от работы был отменен. 19 ноября 2021 года ее ознакомили с приказом N 662-к от 19 ноября 2021 года об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации и приказом от 19 ноября 2021 года N 911 о проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции. В период с 14 октября 2021 года по 19 ноября 2021 года ответчик неоднократно требовал прохождения вакцинации и предоставления справки о ее прохождении либо медотводе. Просила признать незаконным приказ от 19 ноября 2021 года N 662-к, обязать АО "ШААЗ" допустить ее к выполнению работы на территории ответчика в занимаемой должности с даты вынесения решения суда, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула в размере 133 033 руб. 61 коп, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 05 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 21 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Кубяк Н.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
В возражениях на кассационную жалобу ответчик просит оставить ее без удовлетворения.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Из материалов дела усматривается, что истец Кубяк Н.Ю. с 10 февраля 2003 года работает в АО "ШААЗ", с 01 февраля 2008 года в должности инженера-экономиста 1 категории планово-экономического отдела Общества, что следует из копии трудового договора N 24 от 06 февраля 2003 года и дополнительного соглашения к нему от 06 февраля 2008 года, трудовой книжки истца.
В связи с активным распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, руководствуясь постановлением Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 года N 4 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 по эпидемическим показаниям", генеральным директором АО "ШААЗ" 14 октября 2021 года издан приказ N 808, согласно которому директору по персоналу и общим вопросам, руководителям структурных подразделений приказано обязать работников, не имеющих медицинских противопоказаний к вакцинации, а также работников, у которых срок после проведенной вакцинации или перенесенного заболевания коронавирусной инфекцией составляет более шести месяцев, провести профилактические прививки против COVID-19; отстранить от работы без сохранения заработной платы с 01 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, а также работников, у которых срок после проведенной вакцинации или перенесенного заболевания коронавирусной инфекции составляет более шести месяцев, с 01 декабря 2021 лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Истец с указанным приказом была ознакомлена 15 октября 2021 года, а 18 октября 2021 года Кубяк Н.Ю. на имя начальника планово-экономического отдела - главного экономиста представила заявление с возражением на требование пройти вакцинацию, в котором также запретила передачу третьим лицам ее персональных данных, в частности содержащих сведения, составляющие врачебную тайну, реквизиты ее паспорта, номер полиса ОМС, номер ее телефона, иные сведения, запрошенные третьими лицами.
29 октября 2021 года в связи с пандемией коронавирусной инфекции и угрозой ее распространения, а также во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 года N 4 генеральным директором АО "ШААЗ" издан приказ N 578-к об отстранении Кубяк Н.Ю. от работы в связи с отказом пройти обязательную вакцинацию против коронавирусной инфекции с 01 ноября 2021 года до момента прохождения обязательной вакцинации; приказано на период отстранения ее от выполняемой работы заработную плату не начислять. 29 октября 2021 года истец ознакомлена с данным приказом, оставив за собой право его обжалования.
В связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача по Курганской области о внесении изменений в сроки проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, определенных постановлением Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 года N 4, 01 ноября 2021 года генеральным директором АО "ШААЗ" издан приказ N 879, которым изменены сроки, установленные приказом генерального директора Общества от 14 октября 2021 года N 808: приказано отстранить от работы без сохранения заработной платы с 20 ноября 2021 года - лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, а также работников, у которых срок после проведённой вакцинации или перенесённого заболевания коронавирусной инфекции составляет более шести месяцев, с 20 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Истец ознакомлена с данным приказом 01 ноября 2021 года.
Приказом генерального директора АО "ШААЗ" от 02 ноября 2021 года N 608-к отменено действия ряда приказов об отстранении работников Общества от работы, включая приказ N 578-к в отношении Кубяк Н.Ю, ознакомленной с приказом 02 ноября 2021 года.
19 ноября 2021 года в связи с активным распространением коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, руководствуясь постановлением Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29 октября 2021 года N 5 "О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 года N 4", генеральным директором АО "ШААЗ" издан приказ N 911, которым признан утратившим силу приказ от 14 октября 2021 года N 808 с изменениями от 01 ноября 2021 года N 879; директору по персоналу и общим вопросам приказано организовать проведение вакцинации работников, не имеющих медицинских противопоказаний к вакцинации, а также работников, у которых срок после проведённой вакцинации или перенесенного заболевания коронавирусной инфекцией составляет более шести месяцев, провести профилактические прививки против COVID-19; рекомендовать руководителям структурных подразделений при наличии организационно-технической возможности перевести работников из числа граждан, имеющих хронические заболевания, не вакцинированных против новой коронавирусной инфекции, на дистанционный режим работы в течение четырех недель для вакцинации против новой коронавирусной инфекции (в случае отсутствия медицинских противопоказаний) и формирования иммунитета; отстранить от работы без сохранения заработной платы с 20 ноября 2021 года - лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, а также работников, у которых срок после проведенной вакцинации или перенесённого заболевания коронавирусной инфекции составляет более шести месяцев, с 20 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Истец ознакомлена с приказом 19 ноября 2021 года.
19 ноября 2021 года в связи с пандемией коронавирусной инфекции и угрозой ее распространения, а также во исполнение постановлений Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 года N 4, от 29 октября 2021 года N 5 генеральным директором АО "ШААЗ" издан приказ N 662-к об отстранении Кубяк Н.Ю. от работы в связи с отказом пройти обязательную вакцинацию против коронавирусной инфекции с 20 ноября 2021 года до момента прохождения обязательной вакцинации; приказано на период отстранения ее от выполняемой работы заработную плату не начислять. 19 ноября 2021 года истец была ознакомлена с данным приказом, выразив несогласие с ним.
С 20 ноября 2021 года истец Кубяк Н.Ю. была фактически отстранена от работы в должности инженера-экономиста 1 категории планово-экономического отдела АО "ШААЗ".
Отказывая в удовлетворении истца, суд первой инстанции исходил из того, что согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24 февраля 2022 года основным видом деятельности АО "ШААЗ" является производство прочих комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, код по ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) 29.32, раздел С "Обрабатывающие производства", а в силу статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
При этом суд исходил из того, что хотя занимаемая истцом должность и не включена в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, постановлением Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29 октября 2021 года N 5 внесены изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 года N 4, которым предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции категориям (группам) граждан возрасте от 18 лет и старше, включая работающих на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств, установлены сроки проведения вакцинации первым (до 20 ноября 2021 года) и вторым (до 20 декабря 2021 года) компонентом вакцины.
Суд первой инстанции указал, что истец осуществляет трудовую деятельность в обрабатывающем производстве, была уведомлена о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вариантах прохождения вакцинации или ее замены, последствиях отказа от вакцинации, однако отказалась от прохождения вакцинации, а документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для прохождения вакцинации не представила, в связи с чем, действия работодателя по отстранению работника от работы являются обоснованными и соответствующими закону.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов о том, что Кубяк Н.Ю. подлежала обязательной вакцинации от коронавирусной инфекции (COVID-19), поскольку они основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что ее деятельность не относится к числу работников, для которых отсутствие профилактических прививок влечет безусловное отстранение от работы; само по себе включение прививки против коронавирусной инфекции в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям не влечет отстранение от работы работника, не сделавшего соответствующую прививку, поскольку ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе N 157-ФЗ или ином нормативном правовом акте не содержится указание на отстранение от работы работника, не прошедшего вакцинацию, в случае если ее проведение предусмотрено календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям и/или соответствующим постановлением главного государственного санитарного врача региона; постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области нормативно-правовым актом не является, не может быть применим в настоящем дела являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих вопросы проведения иммунопрофилактики от инфекционных заболеваний и трудового законодательства по вопросам отстранения работника от работы.
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N417, во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федеральным законом от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1).
Санитарно-противоэпидемиологические мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Из пункта 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N4 (действуют с 1 сентября 2021 года) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из пункта 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N715).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N125н и действовал до 30 декабря 2021 года, после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 06 декабря 2021 года N1122н.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 2020 года N1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ).
В связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции 11 октября 2021 года Главным государственным санитарным врачом по Курганской области вынесено постановление N 4 "О проведении профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Курганской области в 2021 году по эпидемическим показаниям", которым предписано обеспечить с 13 октября 2021 года проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации, включая работающих на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере промышленных предприятий. На руководителей соответствующих организаций возложена обязанность в срок до 01 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80 % от общей численности работников/сотрудников; отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 01 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации. Приведенные требования не распространяются на лиц, имеющих противопоказания к указанной прививке.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 29 октября 2021 года N 5 внесены изменения в постановление Главного государственного санитарного врача по Курганской области от 11 октября 2021 года N 4, согласно которым предписано обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) категориям (группам) граждан в возрасте от 18 лет и старше, включая работающих на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере обрабатывающих производств. На руководителей соответствующих организаций возложена обязанность в срок до 20 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 20 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности сотрудников (работников); рассмотреть вопрос об отстранении от работы и (или) переводе на дистанционный режим работы с 20 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, а с 20 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации. Приведенные требования не распространяются на лиц, имеющих противопоказания к указанной прививке и на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) (учтен период, не превышающий 6 месяцев с момента выздоровления) и имеющих документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания.
Как указывалось выше, в соответствии с положениями статей 10, 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Таким образом, отстранение от выполнения трудовых обязанностей работника, не прошедшего вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение его конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 21 ноября 2013 года N1867-О).
Верно применив приведенные нормы права, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Главного государственного санитарного врача по Курганской области полномочий на принятие постановления о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения Курганской области в 2021 году по эпидемиологическим показаниям. Принятое постановление подлежало обязательному исполнению работодателем истца.
Оспариваемый истцом приказ работодателя соответствует постановлению Главного государственного санитарного врача по Курганской области, положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказу Минздрава России от 21 марта 2014 года N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям".
Доводы кассационной жалобы о том, что истец была отстранена от работы незаконно в выходной день, при этом данное нарушение со стороны работодателя было проигнорировано судами; приказ о вакцинации N 911 от 19 ноября 2021 года был издан одновременно с приказом об отстранении истца от работы N 662-к от 19 ноября 2021 года, также как и осуществлено ознакомление истца с ними, следовательно, непонятно каким образом истец могла физически исполнить приказ N 911, если уже был издан в этот же день приказ об отстранении от 19 ноября 2021 года отклоняются судебной коллегией, поскольку в данном случае они не имеют юридического значения и не свидетельствуют о нарушении порядка отстранения Кубяк Н.Ю. от работы.
Суды обеих инстанции верно приняли во внимание и дали оценку тому обстоятельству, что 18 октября 2021 года Кубяк Н.Ю. на имя начальника планово-экономического отдела - главного экономиста представила заявление с возражением на требование пройти вакцинацию, в котором также запретила передачу третьим лицам ее персональных данных, в частности содержащих сведения, составляющие врачебную тайну, реквизиты ее паспорта, номер полиса ОМС, номер ее телефона, иные сведения, запрошенные третьими лицами.
Нарушений трудовых прав Кубяк Н.Ю. при издании приказа, при отстранении ее от работы не допущено, поскольку она, будучи извещенной о необходимости вакцинации, в отсутствие медицинских противопоказаний от её проведения отказалась, полностью осознавая последствия принятого ею решения о наличии у работодателя права отстранить ее от исполнения трудовых обязанностей. Вопреки ошибочному мнению заявителя, оспариваемые распоряжения не содержат положений, принуждающих к вакцинации. Право выбора модели поведения предоставлено непосредственно работнику.
Таким образом, действия ответчика как работодателя в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 05 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 21 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кубяк Натальи Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.