Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Хасановой В.С, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN2-265/2022 по иску Черноскутова Николая Анатольевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о взыскании недополученной пенсии, по кассационной жалобе Черноскутова Николая Анатольевича на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Хасановой В.С. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Черноскутов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее - пенсионный орган) о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 марта 2020 года; выплате недополученной пенсии за период с 25 марта 2020 года по 30 июня 2021 года.
В обоснование иска указал, что с 30 июня 2021 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости, на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". При оценке пенсионных прав застрахованного лица пенсионный орган, неверно определилдату возникновения права Черноскутова Н.А. на досрочное пенсионное обеспечение, вследствие введения истца в заблуждение относительно наличия у него права на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона (по состоянию на 31 декабря 2018 года), с 25 марта 2023 года (при достижении возраста 58 лет). Полагал, что обратившись в августе 2020 года в пенсионный орган за устной консультацией по поводу определения права на пенсию, своевременно реализовал право на досрочное пенсионное обеспечение, которое подлежит установлению с момента возникновения соответствующего права, подлежащего исчислению с 25 марта 2020 года (достижения возраста 55 лет). Полагал, что неполучение в период с 25 марта 2020 года по 30 июня 2021 года пенсионного обеспечения имело место по вине пенсионного органа, на котором лежит обязанность произвести выплату пенсии по старости за прошедшее время.
Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2022 года исковые требования Черноскутова Н.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные акты, полагая их незаконными ввиду неправильного применения судами норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что полагая о наличии права на досрочное пенсионное обеспечение, Черноскутов Н.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 11 июля 2021 года посредством электронного сервиса в личном кабинете застрахованного лица на сайте "Госуслуги" обратился в территориальное подразделение пенсионного органа с соответствующим заявлением.
Решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Асбесте Свердловской области N N (без даты) Черноскутову Н.А. с 30 июня 2021 года назначена досрочная страховая пенсия по старости.
Оценка пенсионных прав Черноскутова Н.А. произведена пенсионным органом на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 26 октября 2021 года N73, размер назначенной Черноскутову Н.А. в соответствии пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсии по старости, с 30 июня 2021 года исчислен с применением коэффициентов повышения фиксированной выплаты и индивидуального пенсионного коэффициента, в связи с назначением страховой пенсии позднее возникновения права.
Обращаясь с иском, Черноскутов Н.А. полагает, что его обращения в пенсионный орган с августа 2020 года за консультациями по поводу определения права на пенсию, свидетельствуют о своевременной реализации права на досрочное пенсионное обеспечение, подлежащее установлению и исчислению с момента достижения им возраста 55 лет с 25 марта 2020 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требования о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 25 марта 2020 года, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года N884н, исходил из того, что право на страховую пенсию, в том числе досрочную страховую пенсию по старости, носит заявительный характер, то есть указанное право могло быть реализовано Черноскутовым Н.А. путем подачи по месту жительства в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии с приложением документов, подтверждающих право на пенсионное обеспечение.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2).
Действовавшими на момент спорных правоотношений Правилами обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 года N884н определен порядок обращения за назначением пенсии (далее - Правила).
Пунктами 3, 4, 14 Правил определено, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени, в том числе и через работодателя.
Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по выбору: по месту жительства, по месту пребывания, по месту фактического проживания. Заявление о назначении пенсии может быть направлено по почте, может быть подано через многофункциональный центр, а также может быть представлено в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг", информационную систему ПФР "Личный кабинет застрахованного лица".
В соответствии с пунктом 18 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения сроком.
Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (пункт 19 Правил).
Согласно пункту 25 Правил днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил.
Системное толкование вышеназванных положений закона позволяют сделать вывод о том, что назначение пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Таким образом, одним из обязательных условий для назначения пенсии по старости является подача в территориальный орган пенсионного фонда заявления о назначении пенсии.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы кассационной жалобы Черноскутова Н.А, что он обращался в пенсионный орган за консультациями по поводу определения права на пенсию; считает, что документы о его страховом стаже, в том числе справка работодателя от 13 декабря 2006 года, подтверждающая особый характер условий труда, имелись в распоряжении территориального органа пенсионного фонда; что небрежное отношение должностных лиц отдела оценки пенсионных прав к исполнению функциональных обязанностей, при сборе документов и заблаговременной подготовке макета пенсионного дела, дача ими ошибочных и формальных консультаций, не внесение корректировки стажа, в связи с особыми условиями труда по сведениям, содержащимся в индивидуальном персонифицированном учете, привели к пропуску срока своевременной подачи заявления на назначение пенсии с 25 марта 2020 года, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в судебных постановлениях.
Необоснованность данных доводов подробно мотивирована в оспариваемых судебных постановлениях. У судебной коллегии оснований не соглашаться с выводами, к которым пришли суд первой и апелляционной инстанции, не имеется.
Разрешая спор, установив, что Черноскутов Н.А. обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии 11 июля 2021 года и необходимыми документами, суды сделали правомерный вывод об отсутствии у истца права на получение пенсии с 25 марта 2020 года, поскольку пенсионные правоотношения носят заявительный характер и возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с пунктами 5, 7 разъяснения "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 781 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Согласно пункту 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н, предусмотрено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Установив, что Черноскутов Н.А. обращался в пенсионный орган за устной консультацией, при этом, им была представлена лишь трудовая книжка в подтверждение работы в особых условиях труда, на основании представленных документов пенсионным органом определена длительность работы в условиях, предусмотренных, архивная справка о работе в льготных условиях представлена Черноскутовым Н.А. при обращении за назначением пенсии с заявлением 11 июля 2021 года, ранее данный документ в распоряжение пенсионного органа не представлялся, соответственно, не мог быть принят для оценки пенсионных прав истца, суды правомерно не усмотрели оснований для признания неправомерными действий сотрудников пенсионного органа.
При обращении с заявлением о назначении пенсии и представлении архивной справки, пенсионный орган мог проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений и по результатам рассмотрения заявления вынести соответствующее решение.
Не принимая во внимание доводы Черноскутова Н.А, что пенсионный орган имел возможность самостоятельно назначить ему пенсию с момента возникновения права на основании ранее представленных и имеющихся у ответчика в распоряжении документов, в отсутствие соблюдения истцом заявительного порядка назначения пенсии, суды указали, что обращение истца за консультацией в пенсионный орган не свидетельствует о том, что им в установленном порядке путем подачи заявления реализовано право на назначение пенсии.
Также несостоятельны и доводы истца о не внесении корректировки стажа в связи с особыми условиями труда по сведениям, содержащимся в индивидуальном персонифицированном учете, поскольку такие действия могут быть произведены при наличии соответствующих документов и сведений работодателя, оснований для внесения изменений в индивидуальный персонифицированный учет (указание кода льготы), судами в ходе рассмотрения настоящего спора не установлено.
Установив, что назначение пенсии Черноскутову Н.А. произведено ответчиком на основании представленных им сведений и документов, нарушений закона при назначении ответчиком пенсии не имеется, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований.
Доводы кассационной жалобы Черноскутова Н.А. в части неправильного применения и толкования судами норм материального права основаны на неверном понимании закона заявителем и иной оценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств.
Судебная коллегия считает, что назначение пенсии истца произведено ответчиком в полном соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения по соответствующему виду пенсионного обеспечения граждан.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Правовых оснований к отмене оспариваемых судебных актов кассационная жалоба не содержит, доводы, изложенные в жалобе, по существу сводятся к субъективному толкованию норм материального права, которое не может являться основанием для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 16 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 02 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черноскутова Николая Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.