Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Лядова В.Л. и Гусейнова Т.Г. при секретаре судебного заседания Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-198/2021 по кассационной жалобе административного истца Агасиева Мурада Гаджитагировича на решение Североморского гарнизонного военного суда от 25 октября 2021 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 15 февраля 2022 г., принятые по административному иску "звание" Агасиева М.Г. об оспаривании действий командиров войсковых частей N 1. и N 2., федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации", связанных с исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения установленными видами довольствия, предоставления дополнительных суток отдыха, непредоставления освобождения от исполнения обязанностей военной службы.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Шамсутдинова А.А, полагавшего необходимым обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационный военный суд
установил:
решением Североморского гарнизонного военного суда от 25 октября 2021 г, отказано в удовлетворении административного иска Агасиева М.Г, в котором он просил:
- признать незаконным и отменить приказ командира восковой часть N 2. от 3 августа 2021 г. N 502 о предоставлении основного отпуска, обязав названое должностное лицо предоставить ему освобождение от исполнения обязанностей военной службы в период с 6 по 21 августа 2021 г.;
- обязать командира войсковой части N 2. предоставить ему часть основного отпуска за 2021 г. в период с 21 августа по 7 сентября 2021 г.;
- признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части N 1. от 6 августа 2021 г. N 302-дд о сдаче им дел и должности и исключении из списков личного состава воинской части с 21 августа 2021 г.;
- обязать командиров войсковых частей N 1. и N 2. не исключать его из списков личного состава до завершения им профессиональной переподготовки, обеспечения установленными видами довольствия и жилищной субсидией;
- обязать командира войсковой части N 2. привести удостоверение личности военнослужащего в соответствие требованиям к документам воинского учета, а также выдать аттестат "данные изъяты".
Апелляционным определением флотского военного суда от 15 февраля 2022 г. решение гарнизонного военного суда изменено, и административное исковое заявление Агасиева М.Г. удовлетворено частично.
Судом апелляционной инстанции признан незаконным приказ командира войсковой части N 1. от 6 августа 2021 г. в части даты исключения Агасиева М.Г. из списков личного состава и на это же должностное лицо возложена обязанность по внесению изменений в названный приказ, указав в качестве даты исключения Агасиева М.Г. из списков личного состава воинской части - 23 августа 2021 г, а также по обеспечению его по данную дату установленными видами довольствия.
В кассационной жалобе, поданной 4 августа 2022 года, административный истец просит отменить обжалуемые судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование административный истец, указывает на то, что при исключении его списков личного состава воинской части не выполнены требования пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы) в части обеспечения его установленными видам довольствия, в результате чего он по настоящее время не обеспечен продовольственным пайком.
В свою очередь вывод судов о том, что командованием воинской части были созданы необходимые условия для обеспечения его установленными видами довольствия, заявитель находит ошибочным, потому как он противоречит имеющимся в деле доказательствам.
По мнению автора жалобы, у командира войсковой части N 2. отсутствовали основания для предоставления ему основного отпуска в период с 6 по 20 августа 2021 г, поскольку в данный период он нуждался в освобождении от исполнения обязанностей военной службы в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии, в чем ему было неправомерно отказано.
Также в жалобе, заявитель указывает на оставление судами без внимания его требования о предоставление ему восьми дополнительных суток отдыха основания, предоставления которых установлены в ходе рассмотрения дела.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке ст. 327, 328 и 329 КАС РФ, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, кассационный военный суд не находит оснований для их отмены по следующим основаниям.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Агасиев М.Г. проходил военную службу по контракту в войсковой части N 2..
Приказом командующего "данные изъяты" от 30 апреля 2021 г. N 89 заявитель досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Приказом командира войсковой части N 2. от 3 августа 2021 г. N 502 Агасиеву М.Г. в период с 6 по 20 августа 2021 г. предоставлена неиспользованная часть основного отпуска за 2021 г. сроком 15 суток с выездом в "данные изъяты".
6 августа 2021 г. военно-врачебной комиссией филиала ФГКУ " "данные изъяты"" МО РФ вынесено заключение о необходимости полного освобождения Агасиева М.Г. от исполнения обязанностей военной службы сроком на 15 суток в связи с признанием его временно не годным к военной службе.
6 и 11 августа 2021 г. Агасиев А.Г. обращался к командиру войсковой части N 2. с рапортами, в которых просил предоставить ему указанное освобождение, однако в их удовлетворении командованием воинской части было отказано.
Согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части; военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий в том числе находится на стационарном лечении.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что она регламентирует вопросы, связанные с порядком определения срока военной службы и времени его истечения, и допускает оставление военнослужащего в списках личного состава воинской части после истечения срока его военной службы лишь в случаях, прямо установленных в Законе и в Положении о порядке прохождения военной службы.
К числу таких случаев отнесено нахождение военнослужащего на стационарном лечении, что направлено на защиту интересов лиц, проходящих военную службу и находящихся на стационарном лечении, предоставляя им гарантии сохранения статуса военнослужащего в указанный период.
Согласно пункту 60 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565, заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни или освобождения от исполнения обязанностей военной службы выносится в случаях, когда расписанием болезней предусматривается временная негодность к военной службе.
Следовательно, рекомендация военно-врачебной комиссии о полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей военной службы обусловлена необходимостью восстановления его возможности по состоянию здоровья последующего надлежащего исполнения им обязанностей военной службы.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, с рапортом об освобождении от исполнения обязанностей военной службы Агасиев М.Г. обратился 6 августа 2021 г. - во время нахождения в основном отпуске, предоставленном на основании приказа командира войсковой части N 2. от 3 августа 2021 г. N 502, с последующим исключением из списков личного состава воинской части.
Поскольку необходимости в исполнении административным истцом служебных обязанностей после увольнения с военной службы и в период нахождения в основном отпуске с последующим исключением из списков личного состава воинской части не имелось, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у командования войсковой части N 2. оснований для предоставления ему освобождения от исполнения обязанностей военной службы с последующим предоставлением основного отпуска за 2021 г.
В свою очередь, доводы жалобы административного истца в указанной части являются несостоятельными, поскольку противоречат вышеприведённым нормам материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76 "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 этой же статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237 (далее - Положение о порядке прохождения военной службы).
Согласно приложению N 2 к Положению о порядке прохождения военной службы (далее - Приложение N 2) учет времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего. Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
О желании использования дополнительных суток отдыха или дополнительного времени отдыха, в случае их непредоставления после привлечения к названным выше мероприятиям, в другие дни недели или в период основного отпуска путем его увеличения за счет присоединения дополнительных суток отдыха или в период дополнительного времени отдыха до дня начала основного отпуска, военнослужащий должен заявить путем обращения к командованию с соответствующим рапортом (пункт 3 Приложения N 2).
Таким образом, право на дополнительные сутки отдыха не носит накопительный характер, реализуется ежегодно на основании волеизъявления военнослужащего при предоставлении отпусков, причитающихся за текущий год, либо по истечении следующего года, когда должен быть предоставлен отпуск за прошлый год и, соответственно, дополнительные сутки отдыха.
Как установлено судами, с просьбой о предоставлении дополнительных суток за 2020 и 2021 г. Агасиев М.Г. к командованию воинской части обратился 21 августа 2021 г. (т.1л.д.100), то есть по окончании предоставленной ему неиспользованной части основного отпуска за 2021 г. и в день исключения его из списков личного состава воинской части.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о правомерности действий командира войсковой части N 2, связанных с отказом в предоставлении Агасиеву М.Г. дополнительных суток отдыха за 2020 и 2021 гг.
Кроме того, суды обоснованно указали на то, что Агасиевым М.Г. утрачено право на использование дополнительных суток отдыха за 2020 г, поскольку с просьбой о предоставлении нереализованных дополнительных суток отдыха за указанных период он мог обратиться до использования основного отпуска за 2020 г.
В силу пункта 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.
Из материалов дела следует, что административный истец уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Все предшествующие увольнению военнослужащего мероприятия в отношении него проведены в соответствии с требованиями закона.
Между тем судами установлено, что необеспечение Агасиева М.Г. на день исключения из списков личного состава воинской части продовольственным и вещевым обеспечением, стало возможным ввиду его личной нераспорядительности. При этом судами на основании оценки представленных административным ответчиком доказательств также установлено, что командование войсковой части N 2. не препятствовало Агасиеву М.Г. в получении им установленных видов довольствия, а напротив, предприняло для этого необходимые меры, в том числе путём направления в довольствующий орган соответствующих документов. Однако Агасиев М.Г. для получения установленных видов довольствия не прибывал.
Изложенные обстоятельства административный истец не оспаривал, в ходе рассмотрения дела, в суде апелляционной инстанции пояснив, что не намерен получать вещевое и продовольственное обеспечение до восстановления его на военной службе.
Таким образом, выводы судов о законности действий административных ответчиков в данной части являются верными.
Что касается требований Агасиева М.Г. относительно незаконности приказа командира войсковой части N 1. от 6 августа 2021 г, то изменяя решения суда первой инстанций в данной части, флотский военный суд, установив обстоятельства обеспечения административного истца денежным довольствием после его исключения из списков личного состава воинской части, пришел к верному выводу о необходимости восстановления его прав путем возложения на названное должностное лицо обязанности перенести дату окончания его военной службы на день производства с ним окончательного расчета по денежному довольствию - 23 августа 2021 г.
Решение о переносе даты исключения принято в рамках восстановления его нарушенных прав с учетом разъяснений, приведенных в п. 49 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", согласно которым, в случае если нарушение прав военнослужащего может быть устранено без восстановления его на военной службе или в списке личного состава воинской части, судом выносится решение только об устранении допущенного нарушения.
Довод автора жалобы о том, что судами оставлено без внимания его требование о предоставлении ему дополнительных суток отдыха в количестве 8 суток, не соответствует действительности. Как усматривается из материалов административного дела, указанное требование было рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций по правилам административного судопроизводства.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, не допущено.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Поскольку в остальной части судебные акты не обжалуются и каких-либо иных доводов кассационная жалоба не содержит, то суд кассационной инстанции в соответствии с ч. 2 ст. 329 КАС РФ в этой части их законность и обоснованность не проверяет.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 177, 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Североморского гарнизонного военного суда от 25 октября 2021 г. в измененной части апелляционным определением Северного флотского военного суда от 15 февраля 2022 г. и названое апелляционное определение оставить без изменения, а кассационную жалобу Агасиева М.Г. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 октября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи В.Л. Лядов
Т.Г. Гусейнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.