Кассационный военный суд в составе председательствующего Прыткова Р.В., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л. при секретаре судебного заседания Семенец М.К. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-39/2022 по кассационной жалобе административного истца Амирарслановой Айшат Гаджиевны на решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 5 августа 2022 г., принятые по административному иску Амирарслановой А.Г. об оспаривании действий командира войсковой части N., связанных с отказом в выплате единовременного поощрения за награждение государственной наградой (далее - единовременное поощрение) ее супруга посмертно, а также невыплате денежного довольствия за последний месяц прохождения им военной службы.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства дела, содержание судебных актов, принятых по делу, доводы кассационной жалобы и суть возражений на нее, кассационный военный суд
установил:
указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения апелляционным определением окружного военного суда, в удовлетворении вышеназванного административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 20 августа 2022 г, административный истец просит отменить вынесенные по делу судебные акты в связи с нарушением судами норм материального права и принять новое решение об удовлетворении административного иска.
В обоснование, ссылаясь на установленные по делу обстоятельства, заявитель утверждает о наличии у нее права на получение единовременного поощрения, поскольку подвиг, за который ее супруг был награжден государственной наградой, совершен во время исполнения обязанностей военной службы.
В возражениях на кассационную жалобу представитель административного ответчика Яценко Р.Я, выражая несогласие с изложенными в ней доводами, просит оставить обжалованные судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильных судебных актов.
По настоящему делу таких оснований не имеется.
По делу установлено, что супруг административного истца - ФИО. погиб при исполнении обязанностей военной службы 8 апреля 2013 г. и 9 апреля исключен из списков личного состава воинской части.
Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. супруг административного истца награжден орденом "За заслуги перед Отчеством" IV степени с мечами посмертно.
6 декабря 2021 г. Амирарсланова А.Г. обратилась в войсковую часть N. с заявлением о выплате ей как супруге погибшего военнослужащего, удостоенного государственной награды, единовременного поощрения, которое командованием названной воинской части было оставлено без удовлетворения.
Полагая отказ командира войсковой части N. в выплате ей единовременного поощрения незаконным, Амирарсланова А.Г. оспорила его в суде.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на день гибели супруга административного истца) военнослужащие за отличия в боевых действиях награждаются орденом "За заслуги перед Отечеством" с мечами.
В целях поощрения военнослужащих, а также иных категорий граждан удостоенных государственных наград и почетных званий Российской Федерации, в зависимости от вида поощрения Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу" предусмотрена выплата единовременного поощрения.
Подпунктом "г" пункта 1 названного Указа (в редакции, действовавшей на день награждения супруга административного истца) предусмотрена выплата единовременного поощрения, в том числе военнослужащим при награждении орденами Российской Федерации, медалями Российской Федерации, - в размере пяти окладов месячного денежного содержания.
Пунктами 2, 3 Указа предусмотрено, что единовременное поощрение выплачивается исходя из размеров должностного оклада (оклада по воинской должности) и оклада за классный чин (оклада по воинскому званию, доплаты за классный чин, оклада за дипломатический ранг, оклада за классный чин юстиции, оклада за специальное звание, доплаты за специальное звание), установленных на дату издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении; выплата единовременного поощрения лицу, проходящему федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица.
Указом Президента РФ от 28 августа 2020 N 531 Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу" дополнен пунктом 3.1, согласно положениям которого, в случае гибели (смерти) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения лица, проходившего федеральную государственную службу, государственной наградой Российской Федерации посмертно выплата единовременного поощрения производится членам семей этих лиц в соответствии с федеральными законами.
Изменения, внесенные Указом Президента РФ от 28 августа 2020 г. N 531 вступили в силу с 28 августа 2020 г, при этом они не содержат в себе положения, указывающих на то, что его действия распространяются на правоотношения, возникшие до 28 августа 2020 г.
Таким образом, анализ указанных нормативных положений позволяет прийти к выводу, что до внесения Указом Президента РФ от 28 августа 2020 г. N 531 изменений в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 "О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу", последним была предусмотрена одна категория лиц, которым осуществлялась выплата единовременного поощрения - лица, проходящие федеральную государственную службу.
С 28 августа 2020 г. Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 определена еще одна категория лиц, имеющих право на получение единовременного поощрения - члены семьи погибшего (умершего) лица, проходящего (проходившего) федеральную государственную службу, поощренного Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или награжденного государственной наградой Российской Федерации, а также в случае награждения указанного лица государственной наградой Российской Федерации посмертно.
Часть 5 статьи 15 КАС Российской Федерации конкретизирует общий принцип действия материального закона во времени, в силу которого к правоотношениям подлежит применению закон, действующий в период их возникновения, а применение к ним нового закона возможно только в случае наличия в нем прямого указания на распространение его действия на ранее возникшие правоотношения (придание закону обратной силы), и не предполагает произвольного применения, а потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что основным принципом существования закона во времени является распространение его действия на настоящее и будущее время; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений (определения от 28 сентября 2017 года N 1836-О, от 20 декабря 2018 года N 3297-О и др.). Данный принцип носит универсальный характер и распространяется на все виды нормативных правовых актов.
Указанным правовым позициям в полной мере соответствует часть 5 статьи 15 КАС Российской Федерации, определяющая применяемые при рассмотрении конкретного дела нормы права с учетом времени вступления их в силу.
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций, верно применив нормы материального права, исходя из общеправового принципа действия закона во времени, пришли к правильному выводу об отсутствии у административного истца права на получение единовременного поощрения, поскольку выплата указанного единовременного поощрения категории лиц, к которой относится административный истец, предусмотрена в рамках реализации правоотношений, возникших с 28 августа 2020 г.
Учитывая, что действие Указа Президента РФ от 28 августа 2020 г. N 531 о внесении соответствующих изменений в Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 765 не распространяется на правоотношения, возникшие до 28 августа 2020 г. суды обоснованно отказали в удовлетворении административного иска.
Ссылка административного истца на иную практику судов не может быть принята во внимание, поскольку в силу статьи 15 КАС РФ суды разрешают административные дела на основании правовых норм, с учетом фактических обстоятельств дела и решение суда по другому делу, с иным составом участников не является основанием для отмены обжалуемого судебного решения. Кроме того, судебные акты, на которые ссылается податель жалобы, вынесены на основании иных обстоятельств дела, в связи с чем доводы заявителя в указанной части не свидетельствуют о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не ставят под сомнение правильность применения судами норм материального права, а в целом направлены на переоценку доказательств при отсутствии к тому правовых оснований.
Исходя из изложенного, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в том числе предусмотренных ч. 1 ст. 310 КАС РФ, из материалов дела не усматривается, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Пятигорского гарнизонного военного суда от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 5 августа 2022 г, принятые по административному делу N 2а-39/2022, оставить без изменения, а кассационную жалобу административного истца Амирарслановой А.Г. - без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС РФ путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 этого же Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 октября 2022 г.
Председательствующий Р.В. Прытков
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.