Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Пирвердян Р.Ш. на вступившие в законную силу постановление судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 24 ноября 2021 года и решение судьи Астраханского областного суда от 4 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Пирвердян Ритты Ширвановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 24 ноября 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Астраханского областного суда от 4 февраля 2022 года, индивидуальный предприниматель Пирвердян Р.Ш. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Пирвердян Р.Ш. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Пирвердян Р.Ш. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 вышеназванного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями в период действия режима повышенной готовности на территории Астраханской области утверждены Постановлением Правительства Астраханской области от 4 апреля 2020 г. N 148-П (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что граждане обязаны использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски) в местах массового пребывания людей, при посещении мест приобретения товаров, работ, услуг (за исключением случаев нахождения посетителей в организациях общественного питания, помещениях фитнес-центров, плавательных бассейнов, иных организациях, оказывающих услуги в области физической культуры и спорта, а также оказания услуг, получение которых посетителями с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания невозможно), при посещении объектов транспортной инфраструктуры, в общественном транспорте, легковом такси, на парковках, в лифтах, а также при контакте с другими гражданами, за исключением совместно проживающих граждан (пункт 3.2 Правил)
Распоряжением Губернатора Астраханской области от 17 марта 2020 г. N 159-р на территории Астраханской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы Астраханской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 18 марта 2020 года.
Требования об использовании средств индивидуальной защиты органов дыхания действуют по настоящее время.
Как следует из материалов дела, 13 сентября 2021 года в 16 часов 15 минут в магазине "Пивнофф" по адресу: "адрес" выявлено, что индивидуальный предприниматель Пивердян Р.Ш. не обеспечила обязательное использование работниками средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски) в нарушение вышеприведенных требований Правил.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2); видеозаписью (л.д.3); рапортом сотрудника полиции (л.д.11); объяснениями Ватулиной Н.С. (л.д.12) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия индивидуального предпринимателя Пирвердян Р.Ш. квалифицированы по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Порядок и срок привлечения Пирвердян Р.Ш. к административной ответственности соблюдены.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Согласно части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В санкции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, в том числе, административное наказание в виде предупреждения.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, статус Пирвердян Р.Ш. как индивидуального предпринимателя, ее материальное положение и то, что выплата штрафа повлечет ограничение имущественных прав, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, полагаю назначенный административный штраф в размере 30 000 рублей не отвечает целям административной ответственности.
Поскольку назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к правонарушителю в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, считаю, что имеются основания для изменения состоявшихся судебных актов в части назначенного Пирвердян Р.Ш. административного наказания путем замены назначенного административного штрафа в размере 30 000 рублей на предупреждение.
Данный вывод не противоречит правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г. (вопрос N 21).
Изменение вида назначенного наказания с административного штрафа на предупреждение соответствует характеру допущенного индивидуальным предпринимателем Карповым П.О. правонарушения, степени ее вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Данных об исполнении индивидуальным предпринимателем Пирвердян Р.Ш. назначенного ей административного наказания в виде штрафа материалы настоящего дела не содержат, сведения о наличии исполнительного производства в отношении Пирвердян Р.Ш. в банке данных исполнительных производств отсутствуют.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения настоящего Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 24 ноября 2021 года и решение судьи Астраханского областного суда от 4 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Пирвердян Р.Ш. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по настоящему делу об административном правонарушении подлежат изменению путем замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей на предупреждение.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Пирвердян Р.Ш. удовлетворить частично.
Постановление судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от 24 ноября 2021 года и решение судьи Астраханского областного суда от 4 февраля 2022 года, вынесенные в отношении Пирвердян Ритты Ширвановны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, заменить назначенное индивидуальному предпринимателю Пирвердян Ритте Ширвановне административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей на предупреждение.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Теханцов А.А. N 5-843/2021
судья областного суда Берстнева Н.Н. N 12-14/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-4670/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.