Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Щастливой Н.А. по доверенности Шармоянц А.Н, поступившую в суд первой инстанции 04 августа 2022 года, на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 05 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 14 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Щастливой Н.А. к администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чуча О.М. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, признании решения действующим и возложении обязанности передать земельный участок в собственность.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Щастливая Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, главе администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым Чуча О.М. о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, признании решения действующим и возложении обязанности передать земельный участок в собственность.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 05 октября 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 14 марта 2022 года оставлено без изменения решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 05 октября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Щастливой Н.А. по доверенности Шармоянц А.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что решение, на которое ссылается административный истец, принято 14 октября 2008 года, при этом в установленный срок исполнено не было, техническая документация не была разработана, земельный участок сформирован не был, границы земельного участка не были установлены. Требования о признании недействующим решения 18 сессии Пожарского сельского совета Симферопольского района АР Крым 5 созыва от 12 декабря 2007 года N 555 не подлежат удовлетворению, поскольку не основаны на законе.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций ввиду следующего.
Согласно материалам дела, пунктами 1, 2 решения 18 сессии Пожарского сельского совета Симферопольского района АР Крым 5 созыва от 12 декабря 2007 года N 555 Щастливой Н.А. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, площадью до 0, 12 га, в с. Пожарское, пер. Родниковый, 1, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений. Щастливой Н.А. необходимо предоставить проект отвода на утверждение Пожарского сельского совета.
На основании решения 18 сессии Пожарского сельского совета Симферопольского района АР Крым 5 созыва от 12 декабря 2007 года N 555, 20 ноября 2018 года Щастливая Н.А. обратилась к главе Пожарского сельского поселения с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: "адрес"
Письмом администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 04 декабря 2019 года Щастливой Н.А. сообщено, что 20 ноября 2018 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было подано заявление о постановке на кадастровый учёт и регистрации права собственности на земельный участок, находящийся по адресу: с. Пожарское, пер. Родниковый, 1. 28 февраля 2019 года было получено решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об отказе в осуществлении кадастрового учёта и регистрации права собственности на основании того, что неисполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до 14 октября 2008 года, утратили своё действие 14 октября 2010 года согласно пункту 3 раздела 2 Закона Украины от 16 сентября 2008 года N509-VI, а действующими решениями являются решения, принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года.
03 сентября 2020 года административным истцом подано заявление главе Пожарского сельского поселения о повторном рассмотрении ранее поданного заявления от 20 ноября 2018 года о предоставлении земельного участка с целью завершения оформления прав.
20 октября 2020 года главой администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в адрес Щастливой Н.А. направлено письмо, в котором сообщено, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым приостановлен государственный кадастровый учёт и регистрация права собственности на спорный земельный участок на основании того, что неисполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до 14 октября 2008 года, утратили своё действие 14 октября 2010 года согласно пункту 3 раздела 2 Закона Украины от 16 сентября 2008 года N509-VI, а действующими решениями являются решения, принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в связи с чем, передача земельного участка в собственность невозможна.
13 апреля 2021 года администрацией Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым принято постановление N 31/21 "Об отказе в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность гр. Российской Федерации Щастливой Н.А.".
Указанным постановлением Щастливой Н.А. отказано в передаче в собственность бесплатно земельного участка, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: с. Пожарское, пер. Родниковый, 1, в связи с предоставлением заявителем решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, предусмотренного частью 1 статьи 13 Закона N 38-ЗРК, утратившего силу по состоянию на 18 марта 2014 года (не исполненные решения органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятые до 14 октября 2008 года, утратили своё действие 14 октября 2010 года, согласно пункту раздела 2 Закона Украины от 16 сентября 2008 года N509-VI, а действующими решениями являются решения, принятые в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года).
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N38-ЗРК (ред. Закона Республики Крым от 5 марта 2019 года N 573-ЗРК/2019), завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Пунктом 1 части 2 поименованной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона.
Согласно пункту 1 части 6 Закона N38-ЗРК основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьёй, является наличие оснований, предусмотренных статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
Пунктом 1 статьи 39.16 предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии такого основания, как с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утверждён Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подаёт заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка, в том числе, подпунктом 2 пункта 7 определено, что к заявлению о предоставлении земельного участка прилагается копия решения о разрешении на разработку документации (в случае предоставления земельного участка в порядке статьи 13 Закона).
Пункт 12 Порядка указывает, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Из анализа приведённых положений законодательства следует, что право на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, предоставлено на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года, при этом, неисполненные решения органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), должны были быть приняты с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Щастливая Н.А. обратилась в администрацию Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в порядке завершения оформления прав, однако, ею не была соблюдена юридическая совокупность условий, являющихся правовым основанием для завершения процедуры оформления земельного участка в собственность, в частности, не предоставлена копия действующего решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, суды нижестоящих инстанций пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным постановления Администрации Пожарского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 13 апреля 2021 года N31/21.
Судами нижестоящих инстанций так же верно было указано, что требования о признании действующим решения 18 сессии Пожарского сельского совета Симферопольского района АР Крым 5 созыва от 12 декабря 2007 года N 555 не основаны на законе и не повлекут защиту прав административного истца.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 05 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 14 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 19 октября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. МальмановаЮ.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.