Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Иванова А.Е.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Завьяловой С.Л. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Завьяловой С.Л. к администрации города Симферополя Республики Крым, МКУ департамента архитектуры и градостроительства администрации города Симферополя Республики Крым о признании незаконными и отмене постановление в части.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав объяснения прокурора Стрелковского С.Н, участвовавшего в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи представителя Завьяловой С.Л. по доверенности Шепотенко С.В, судебная коллегия
установила:
Завьялова С.Л. обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения от 18 августа 2021 года, просила признать незаконным постановление администрации города Симферополя Республики Крым (далее - администрация) от 14 ноября 2019 года N 6070 "Об утверждении документации по внесению изменений в утвержденную документацию по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в части прохождения красных линий" (далее - постановление от 14 ноября 2019 года N 6070) в части прохождения границы красных линий между определенными координатами через здание - жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"; признать незаконным постановление администрации от 14 ноября 2019 года N 6071 "О введении в действие Сводного плана красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым" (далее - постановление от 14 ноября 2019 года N 6071) в части прохождения границы красных линий между определенными координатами через здание - жилого дома с кадастровым номером N расположенный по вышеуказанному адресу.
Решением Железнодорожного районного суда года Симферополя Республики Крым от 9 ноября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года решение от 9 ноября 2021 года отменено, принято новое решение, которым отказано Завьяловой С.Л. в удовлетворении административного иска о признании незаконными постановлений администрации от 14 ноября 2019 года N 6070 и от 14 ноября 2019 года N 6071 в части.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 августа 2022 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 16 сентября 2022 года кассационная жалоба с делом принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебное заседание 20 октября 2022 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Железнодорожным районным судом города Симферополя.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель Завьяловой С.Л. по доверенности Шепотенко С.В. поддержал доводы кассационной жалобы, просил принятое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционное определение отменить.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, прокурор Стрелковский С.Н, возражал против доводов кассационной жалобы, просил апелляционное определение оставить в силе, как законное и обоснованное.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 2 ст. 328 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав стороны участвующих в деле, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения, которые являются основанием для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости Завьялова С.Л. является правообладателем жилого дома с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" о чем 9 марта 2021 года внесена соответствующая запись.
Право собственности на вышеуказанный объект недвижимости было зарегистрировано Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на основании судебного акта Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 8 декабря 2020 года по делу N 2-909/2020, которым признано на Завьяловой С.Л. право собственности на жилой дом "К, К1", площадью 15, 4 кв.м, кадастровый номер N
Исходя из содержания вышеуказанного решения, литеры "К", "К1" домовладения были выделены в собственность административного истца по фактическому пользованию.
15 апреля 2021 года Завьялова С.Л. обратилась в администрацию с заявлением о получении сведений о координатах прохождения красных линий в районе адреса: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Дзюбанова, 32.
18 мая 2021 года за исх. N МКУ Департамент архитектуры и градостроительства администрации направил в адрес Завьяловой С.Л. каталог координат и выкопировку поворотных точек красных линий из Сводного плана красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного постановлением администрации города Симферополя Республики Крым от 14 ноября 2019 года N 6071.
22 сентября 2021 года Завьялова С.Л. обратилась с заявлением в администрацию, поскольку при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было выявлено наложение красных линий на жилой дом с кадастровым номером N, на основании чего просит устранить наложение красных линий на жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу.
По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления МКУ Департамент архитектуры и градостроительства администрации был дан ответ от 13 октября 2021 года N 9033/08/-1-06, согласно которому Завьяловой С.Л. разъяснен порядок внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в части прохождения красных линий.
Обращаясь в суд с настоящим иском, административный истец полагает, что постановлениями администрации от 14 ноября 2019 года N 6070 и N 6071 установлены красные линии, которые пересекают принадлежащий ей жилой дом с кадастровым номером N, в связи с чем, в указанной части их следует признать незаконными.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из недоказанности административным ответчиком обоснованности постановлений, которые оспариваются административным истцом, поскольку установлены противоречия требованиям действующего законодательства.
С указанными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился в силу следующего.
Проверяя оспариваемые постановления на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд апелляционной инстанции руководствовался частям 1, 3, 4 ст. 7, п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), ст. 4 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", ст. 9, ст. 46, ст. 49, ст. 55, ст. 58 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского горсовета от 13 ноября 2014 года N 61 (далее - Устав), п. 1.2, п. 2.1, п. 2.5, п. 2.9.15 - 2.9.18 Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Порядок), утвержденный Постановлением администрации города Симферополя Республики Крым N 1492 от 19 марта 2019 года "Об утверждении Порядка подготовки, утверждения документации по планировке территории муниципального образования городской Симферополь Республики Крым", п. 11 и п. 12 ст. 1, ст. 3, ст. 42, ст. 43, ст. 45, ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), решением Симферопольского горсовета Республики Крым от 27 октября 2016 года N 962 "О внесении изменений в решения Симферопольского городского совета от 28 ноября 2014 года N 98 "О структуре администрации города Симферополя Республики Крым" (с изменениями) и от 25 июня 2015 года N 286 "О структуре и штатной численности администрации города Симферополя Республики Крым", а также согласно Положению о Муниципальном казенном учреждении Департамент развития муниципальной собственности администрации.
Кроме того, судом апелляционной инстанцией установлено, что между Муниципальным казенным учреждением Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым и ООО "Центр градостроительного планирования" был заключен муниципальный контракт от 4 июля 2019 года N К5/19, в соответствии с условиями которого, подрядчиком были выполнены работы по разработке документации для внесения изменений в утвержденную документацию по планировке территории муниципального образования городской округ Симферополь в части прохождения красных линий.
В ходе проведения публичных слушаний по рассмотрению вышеуказанной документации, все поступившие предложения и замечания учтены протоколом от 12 ноября 2019 года N 61.
По итогам публичных слушаний подготовлено заключение от 12 ноября 2019 года, которое опубликовано в газете "Южная столица Крым" от 15 ноября 2019 года N 45 (1415). На основании заключения проект с рекомендациями был направлен для принятия решения, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Постановлением администрации города Симферополя N 6070 от 14 ноября 2019 года внесены изменения в части прохождения красных линий, установленных документацией по планировке территории, утвержденной постановлениями администрации города Симферополя Республики Крым.
В соответствии с указанной документацией принято постановление N 6071 от 14 ноября 2019 года, согласно которому установлены красные линии на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции установлено, что обжалуемые постановления администрации от 14 ноября 2019 года N 6070 и N 6071 приняты уполномоченным органом, в пределах своих полномочий, в форме и в порядке, определенном законодательством.
Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение, как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что принятие оспариваемых постановлений было обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территорий, что не противоречит изложенным выше положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В отношении доводов административного истца о нарушении ее прав вышеуказанными актами, судом апелляционной инстанцией установлено следующее.
Из информации МКУ Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым от 21 февраля 2022 года N963/08/01-08, Сводный план красных линий муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, утвержденный постановлением администрации от 14 ноября 2019 года N6071, был разработан на основании постановления администрации города Симферополя Республики Крым N 4056 от 2 ноября 2017 года "Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории Улично-дорожной сети и территорий общественного пользования города Симферополь муниципального образования городской округ Симферополь". Поскольку границы жилого дома с кадастровым номером 90:22:010107:1920 были занесены в Единый государственный реестр недвижимости без координат границ, его местоположение определено адресно.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наложение красных линий на жилой дом административного истца площадью 15, 4 кв.м, в том числе и при исследовании материалов инвентарного дела на домовладение N32 по адресу: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Дзюбанова.
Так, из плана земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", следует, что литеры "К" и "К1", которые принадлежат на праве собственности административному истцу, расположены на одной линии застройки с другими литерами данного домовладения, в том числе с литерой "Е".
Из судебной строительно-технической экспертизы от 1 октября 2020 года по гражданскому делу N 2-909/2020 (приложение 3) следует, что к жилому дому литер "К" примыкает строение, выходящее за линию застройки иных литер всего домовладения, расположенного по адресу: "адрес"
Графическими материалами ООО "Центр градостроительного планирования" подтверждается, что здание с кадастровым номером N не имеет координат границ. Из материалов, представленных ООО "Центр градостроительного планирования", также следует, что к литерам "К" и "К1" домовладения, расположенного по адресу: "адрес", примыкает строение. При этом, иные литеры данного домовладения, а также соседние домовладения красные линии не пересекают.
Представленное административным истцом заключение кадастрового инженера от 17 апреля 2021 года не может быть принято во внимание, с учетом отсутствия в ЕГРН координат границ жилого дома с кадастровым номером N
Доказательств на подтверждение того, что строение, примыкающее к литерам "К" и "К1", принадлежит на праве собственности административному истцу не представлено.
Таким образом, материалами дела установлено, что земельный участок под домовладением, принадлежащим истцу, не сформирован, объект капитального строительства, который, по ее мнению, пересекают красные линии, поставлен на кадастровый учет без координат границ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела не подтверждено нарушение прав и законных интересов административного истца, как собственника жилого дома (литеры "К", "К1") площадью 15, 4 кв.м, оспариваемыми нормативными правовыми актами.
Таким образом, согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ, судом апелляционной инстанции было установлено, что при принятии обжалуемого решения, судом первой инстанции не была дана надлежащая правовая оценка указанным обстоятельствам, свидетельствующим об использовании административным истцом спорного объекта недвижимости не в соответствии с видом разрешенного использования, что привело к принятию незаконного и необоснованного решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене решения районного суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия кассационной инстанции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со ст. 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 октября 2022 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Иванов А.Е.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.