Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Жогина О.В, Ивановой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N 2 о признании решения незаконным, возложении обязанности по назначению социальной пенсии, установлении федеральной социальной доплаты по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО1, представителя истца ФИО7, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ - центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N 2, в котором просила признать решение Центра ПФР N2 в Астраханской области от 18 июня 2021 года незаконным, обязать ответчика назначить ей социальную пенсию с 7 июня 2021 года и федеральную социальную доплату с 1 июля 2021 года.
Решением Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 октября 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены. Признано незаконным решение Центра ПФР N2 в Астраханской области N от 18 июня 2021 года, на ответчика возложена обязанность назначить ФИО1 социальную пенсию с 7 июня 2021 года, федеральную социальную доплату с 1 июля 2021 года.
Судом апелляционной инстанции на основании статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации произведено процессуальное правопреемство стороны ответчика Государственного учреждения - центра по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Астраханской области N2 на Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Астраханской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 года решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 октября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 года, оставить в силе решение Трусовского районного суда г. Астрахани от 14 октября 2021 года, в связи с тем, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции неверно применены к рассматриваемому спору положения Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", полагает, что имеет право на снижение пенсионного возраста до 45 лет (на 10 лет) на основании части 3 статья 28.1 вышеуказанного закона.
В судебное заседание суда кассационной инстанции явились истец ФИО1, представитель истца ФИО7, участие которых обеспечено путем использования систем видеоконференц-связи.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения в суд не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, пояснения истца ФИО1, представителя истца ФИО7, поддержавших жалобу, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 7 июня 2021 года обратилась в Центр ПФР N2 в Астраханской области с заявлением о назначении досрочной социальной пенсии на основании пункта 2 статьи 32 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Центра ПФР N2 в Астраханской области N от 18 июня 2021 года истцу отказано в установлении социальной пенсии и назначении федеральной социальной доплаты в связи с обращением за пенсией до достижения соответствующего возраста, со ссылкой на то, что назначение данного вида пенсии и социальной доплаты производится с уменьшением возраста, предусмотренного пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", на срок не более, чем на 7 лет в общей сложности.
Согласно удостоверению серии АИ N от 6 июня 2003 года о праве на компенсации и льготы, установленные Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ФИО1 является гражданкой, переселенной из зоны отселения из населенного пункта г. Новозыбков Брянской области, где она проживала в период с 26 апреля 1986 года по 30 июля 2002 года.
Из справки N от 16 декабря 2002 года следует, что ФИО1 работала в Новозыбковской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате с 25 сентября 1993 года по 16 декабря 2002 года в должности воспитателя.
Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 года N-р утвержден Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, а впоследствии Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года N 1582. согласно которым к зоне отселения относился населенный пункт: г. Новозыбков Новозыбковского района Брянской области (с 26 апреля 1986 года по 20 октября 2015 года), к зоне проживания с правом на отселение - Новозыбковский район Брянской области (с 26 апреля 1986 года по 20 октября 2015 года).
Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года N 1074, г. Новозыбков Новозыбковского района Брянской области включен в перечень в разделе III "Зона проживания с правом на отселение".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, пришел к обоснованному выводу о возможном суммировании дополнительных величин снижения пенсионного возраста при определении возраста выхода на пенсию граждан, однако, при таком суммировании полученная величина снижения пенсионного возраста не должна превышать предельную величину уменьшения пенсионного возраста, установленную Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статья 33 и пункт 2 статьи 35) - не более 7 лет, в связи с чем ФИО1 имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию максимально на 7 лет, то есть по достижении ею возраста 48 лет, а, поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии она достигла возраста 47 лет, пенсионный орган обоснованно принял решение об отказе в установлении социальной пенсии и назначении федеральной социальной доплаты.
В соответствии с положениями статьи 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", отношения связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет (часть 2 статьи 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Частью первой статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, отнесены граждане, переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы (пункт 6), граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7), граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы (пункт 9). Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом 4 "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации.
Законодатель в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Примечанием к статье 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС") в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью - в определённой степени носит компенсационный характер. Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией.
Согласно статье 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 настоящего Закона (постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрено, что гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона, переселенным из зоны отселения, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Доводы кассационной жалобы являются выраженным несогласием с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого судебного постановления.
Ссылки кассатора на положения части 3 статья 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающие максимальную величину фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет, при условии возраста выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин, выводы суда апелляционной инстанции о недопустимости уменьшения пенсионного возраста ниже предельной величины, установленной положениями статей 33 и статьи 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не опровергают.
Так, часть 3 статья 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является общей нормой регламентирующей условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, относящиеся, в том числе и для отдельных категорий граждан, пенсии по старости которым могут быть назначены с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 10 лет (участники ликвидаций последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, граждане, эвакуированные из зоны отчуждения), к которым истец не относится.
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного акта, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.