Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Жогина О.В, судей Ивановой О.Н, Дурневой С.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании бездействий незаконными по кассационным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление Черноморского флота", на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 4 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 17 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Жогина О.В, выслушав посредством видеоконференц-связи представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалоб, прокурора ФИО3, полагавшего жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия
установила:
заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском к ФКУ "Управление Черноморского флота", ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о признании бездействий незаконными, в обоснование заявленных требований указав, что военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов Симферопольской КЭЧ, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, отделения надзорной деятельности по г..Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Крым проведена проверка исполнения требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих, а также членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства здания в общежитии N военного городка N, расположенного по адресу: "адрес", в ходе которой установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности. Общежитие управляющими компаниями в настоящее время не обслуживается. Министерством обороны Российской Федерации и ФГАУ "Росжилкомплекс" каких-либо мер, направленных на проведение текущего и капитального ремонта и устранение нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в общежитии, не принято. Решением заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола заседания Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, полномочия по заключению государственных контрактов по капитальному ремонту объектов материально-технической базы военных городков, расположенных на территории Республики Крым и в городе Севастополе, переданы командующему Черноморским флотом.
Общежитие используется ФКУ "Управление Черноморского флота" для размещения военнослужащих воинских частей и иных воинских формировании Черноморского флота, дислоцированных на территории Симферопольского территориального гарнизона. Однако ФКУ "Управление Черноморского флота" действенных мер, направленных на проведение капитального ремонта и устранение нарушений санитарно-эпидемиологических норм и требований противопожарной безопасности в общежитии, не принято. Истец просил суд признать незаконным бездействие ФКУ "Управление Черноморского флота", Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдение требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N); возложить на ФКУ "Управление Черноморского флота", Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны
Российской Федерации обязанность организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в данном общежитии в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на ФКУ "Управление Черноморского флота", Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации обязанность устранить нарушения требований противопожарной безопасности в общежитии по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N) в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на ФКУ "Управление Черноморского флота", Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации обязанность устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; запретить ФКУ "Управление Черноморского флота", Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации эксплуатацию здания общежития по адресу "адрес"Б (здание по ГП N военного городка N) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм; запретить Федеральному государственному автономном) учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и
санитарно-эпидемиологических норм; обязать Федеральное государственное автономное учреждена "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей из здания общежития по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 4 октября 2021 года исковые требования заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации выразившееся в непринятии мер, направленных на соблюдением требований противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N).
На Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность организовать проведение капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей в общежитии по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N) в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; устранить нарушения требований противопожарной безопасности в указанном общежитии в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм в данном общежитии в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации запрещена эксплуатация здания общежития по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.
Федеральному государственному автономному учреждению "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации запрещено распределение жилых помещений военнослужащим и членам их семей в общежитии по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм.
Федеральное государственное автономное учреждение "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации обязано произвести расселение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации и членов их семей из здания общежития по адресу: "адрес" (здание по ГП N военного городка N) до проведения капитального ремонта и устранения нарушений противопожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 17 января 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Федеральное казенное учреждение "Управление Черноморского флота", Министерство обороны Российской Федерации просят отменить указанные судебные постановления, считая, что судами допущены существенные нарушения норм права.
В письменных возражениях заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона просит оставить принятые судебные постановления без изменения, кассационные жалобы заявителей - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представили, о причинах неявки не сообщили.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167, части 2 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.
Судом установлено и из материалов дела следует, что собственником общежития (военный городок N здание по ГП N) является Российская Федерация.
Здание закреплено на праве оперативного управления за ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации.
Планирование работ по капитальному ремонту либо реконструкции объектов казарменно-жилищного фонда Черноморского флота в соответствии с положениями Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860, осуществляется квартирно-эксплуатационным управлением Черноморского флота и Симферопольской КЭЧ.
В ходе проведенной 309 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов Симферопольской КЭЧ, 637 Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, отделения надзорной деятельности по г. Симферополю Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по республике Крым проверки исполнения требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих и членов их семей в сфере жилищно-коммунального хозяйства в здании общежития N военного городка N, расположенного по адресу: "адрес" было установлено, что данное здание находится в неудовлетворительном состоянии, требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей, кроме того отмечаются нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм и правил, а также противопожарной безопасности, общежитие управляющими компаниями в настоящее время не обслуживается.
Как следует из акта осеннего осмотра от 17 сентября 2020 года объектов казарменно-жилищного фонда, распложенного по адресу: "адрес"Б, утвержденного вр.и.о. начальника Симферопольской КЭЧ, здание (общежитие по ГП N, год постройки 1979) требует проведения неотложного капитального ремонта всех конструктивных элементов здания и инженерных сетей.
Из акта осмотра здания по генеральному плану N N, 19 (общежития), военный городок N, распложенного по адресу: "адрес"Б, от 20 апреля 2021 года, проведенного 309 военной прокуратурой гарнизона с участием специалиста Симферопольской КЭЧ, следует, что общежитие представляет собой пятиэтажное с цоколем и подвалом строение 1979 года постройки, общей площадью 5 608, 8 кв.м. Фактов проведения капитального ремонта ранее или ведения текущего ремонта в настоящее время не установлено.
Фундамент строения содержит трещины в швах между блоками, присутствуют следы увлажнения стен подвала, и имеет место разрушение стен бетонной отмостки.
Стены здания находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, что вызвано вымыванием раствора из швов каменных блоков в местах отсутствия штукатурного слоя. Железобетонные перекрытия первого и пятого этажей также находятся в неудовлетворительном состоянии в связи с намоканием плит, частичным разрушением защитного бетонного слоя и наличием оголенной коррозийной арматуры.
Осмотром кровли выявлен износ рулонного ковра кровли и неудовлетворительное состояние водосточной системы в связи с протеканием воды.
Также в перегородках присутствуют трещины и сколы в местах примыкания к несущим стенам и потолкам. Требуется замена покрытий полов внутренних помещений. Также установлено стирание поверхности полов в местах общего пользования.
Металлопластиковые окна помещений находятся в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем деревянные окна и двери подлежат замене.
Установлено, что элементы штукатурки и покраски находятся в неудовлетворительном состоянии.
Также требуется ревизия теплового обеспечения здания, по фактам наличия подлежащих замене металлических труб, радиаторов отопления и запорной арматуры.
Водопроводно-канализационная система также находится в неудовлетворительном состоянии в связи с подлежащими замене металлическими трубами, запорной арматурой и сантехническим оборудованием.
Внутреннее электроснабжение, освещение и пожарное оборудование находятся в неудовлетворительном состоянии. Пожарная и охранная сигнализация отсутствуют.
Результаты проведенного осмотра свидетельствуют, что общежитие требует капитального ремонта всех конструктивных элементов и инженерных сетей.
Согласно результатам проверки 637 ЦГСЭН (информационное сообщение о фактах нарушения санитарного законодательства от 01.06.2021 N 58), общежитие управляющими компаниями не обслуживается, до 01.11.2019 обслуживалось ООО "Управляющая компания "Столица", с 01.11.2019 закончился срок действия договора управления с Минобороны России.
Специальная площадка для установки контейнеров для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов оборудована на расстоянии менее 20 м от здания общежития и детской площадки. Площадка не имеет водонепроницаемого покрытия с уклоном для отведения дождевых и талых сточных вод, 2 металлических контейнера, установленные на ней, не
оборудованы крышками, ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за территорию контейнерной площадки, отсутствует, что является нарушением статьи 198 Устава Внутренней службы Вооруженных Сил РФ; пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), части 3 пункта 3.11 СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий", статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Здание общежития находится в неудовлетворительном состоянии, капитальный ремонт не проводился, что привело к ускоренному разрушению конструктивных элементов здания.
Теплоснабжение общежития централизованное, газоснабжение отсутствует. Здание обеспечено централизованным энергоснабжением, централизованной подачей холодной воды от сетей г. Симферополя и системой водоотведения в коллектор муниципального образования. Вентиляция естественная, через оконные проемы и канальная вентиляция в санитарных узлах. Горячее водоснабжение от электрических бойлеров, установленных жильцами в каждом помещении для проживания. Система электроснабжения общежития требует ревизии, поскольку в нарушение требований пункта 130 СанПиН 2.1.3684-21 в коридорах на всех этажах под потолком проложены пучки проводов, на этажах имеются вскрытые электрощитовые коробки распределительных щитов, в коридорах и на лестничных клетках работает не более 20% плафонов с лампочками (остальные выкручены), не все светильники оборудованы плафонами или другими защитными элементами.
Стены и перегородки помещений находятся в неудовлетворительном состоянии, имеют износ отделочного покрытия (износ и отслаивание обоев, отшелушивание штукатурки, грибковое поражение), следы протекания атмосферных осадков.
Потолок покрыт известковой побелкой, со следами шелушения и отслаивания, имеет наличие и проявление трещин, грибковое поражение, следы протекания атмосферных осадков.
В общежитии на этажах из помещений общего пользования имеется только туалетные комнаты и умывальники, их санитарно-техническое состояние, а также состояние санитарно-технического оборудования неудовлетворительное, с крайней степенью износа и не пригодно к эксплуатации. Система холодного водопровода и канализации требует ревизии и ремонта; электроосветительные приборы не оборудованы защитными плафонами, лампочки отсутствуют.
В нарушение требований пункта 140 СанПиН 2.1.3684-21 в общежитии мужская и женская душевые, стиральная, детская игровая комната, буфетная, помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, бельевые, комнаты для сушки белья отсутствуют.
Наружные фасады, элементы отделки, балконные железобетонные блоки нуждаются в проведении ремонтных работ. Выявлены следы значительных разрушений покрытий фасадов, балконных плит, отделочных слоев балконов и пр. Часть навесных балконных блоков обрушена. Обрушающиеся элементы фасада представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью проживающих, что является нарушением пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Входы в подвальные помещения общежития (парапеты и ступени) частично разрушены. Подвальные помещения закрыты на замок, по словам проживающих в общежитии, используются как склады для хранения товаров.
На момент проверки общее санитарно-техническое состояние зданий общежития (наружного штукатурного покрытия стен, внутренних отделочных покрытий лестничных пролетов и клеток) неудовлетворительное. Отмечены значительные участки разрушений на наружных стенах, балконах, внутренних поверхностях.
Проживание в зданиях общежитий без проведения неотложных мероприятий по ремонту (восстановлению) структуры зданий и инженерных коммуникаций не может создать безопасные условия для проживающих.
Здание и места общего пользования общежития не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, что не обеспечивает безопасные и безвредные условия проживания, в нарушение требований статьи 21, п.п. 1 статьи 24 Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", также не отвечает требованиям санитарных норм СанПиН 2.1.368-21 по п.п. 3, 126, 130, 140.
Также проверкой, проведенной с привлечением специалистов отдела надзорной деятельности по городу Симферополю УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Крым, в общежитии выявлены нарушения требований нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности, а именно, помещения не оборудованы системой пожарной сигнализации (приложение А таб. А.1 СП 484.1311500.2020 Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования). Отсутствует система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа (раздел 7 таб.2. СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности). Коридоры длинною более 15 метров без естественного проветривания не оборудованы вытяжной противодымной вентиляцией (ст. 4, ст. 6, ст. 56, N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" п. 7.2 СП 7.13130.2012 "Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования"). На путях эвакуации не предусмотрено эвакуационное освещение (п.37 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479). Отсутствуют устройства для самозакрытия и уплотнение в притворах поэтажных дверей, ведущих на лестничные клетки здания (п.4.4.6 СП 1.13130.2020 "Система противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"). Отсутствуют на видных местах планы эвакуации людей при пожаре (п. 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479). Внутренний противопожарный водопровод находится в неисправном состоянии (п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
Пожарные краны на каждом этаже здания не укомплектованы пожарным рукавом и ручным пожарным стволом (п. 50 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479). Эвакуационные пути и выходы не обеспечены знаками пожарной безопасности в соответствии с требованиями (п. 36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479). Эксплуатация эвакуационных путей и выходов не обеспечена соблюдением проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов). Допускается перепланировка путем пристройки помещений в общих коридорах здания, что препятствует свободной эвакуации людей при пожаре, также допускается размещение мебели, и других предметов на путях эвакуации (п. 16 п/п (е); п/п (ж) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479).
Судом установлено, что организацией эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами является Симферопольская КЭЧ, однако за ней указанное общежитие собственником не закреплено и в пользование не передавалось.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, в силу статьи закона Министерство обороны Российской Федерации как собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Из материалов дела следует, что на основании приказа директора Департамента военного имущества МО РФФ от 26.11.2020 N 2741 и акта приема-передачи от 01.02.2021 общежитие было передано на праве оперативного управления в ФГАУ "Росжилкомплекс".
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что надлежащими ответчиками по делу являются Министерство обороны Российской Федерации и ФГАУ "Росжилкомплекс", а также учитывая установленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в общежитии суд первой инстанции (с ним согласился и суд апелляционной инстанции), руководствуясь статьями 210, 214, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации и ФГАУ "Росжилкомплекс" обязанности устранить допущенные нарушения.
В то же время, установив, что в компетенцию Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" входит поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности ЧФ, функционирования закрепленных и предоставленных в пользование объектов материально-технической базы, суд пришел к выводу, что данное учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, и отказал истцу в удовлетворении заявленных требований к ФКУ "Управление Черноморского флота".
Поскольку проверкой было установлено неудовлетворительное состояние помещений общежития и существенные нарушения норм противопожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, в целях соблюдения прав военнослужащих на безопасные и достойные жилищные условия, суд запретил Министерству обороны Российской Федерации и ФГАУ "Росжилкомплекс" эксплуатацию указанного здания общежития.
Выводы суда первой и апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждены исследованными и надлежаще оцененными доказательствами, подробно мотивированы.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания, по которым следует не соглашаться с выводами судов нижестоящих инстанций.
Доводы жалоб о том, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорные объекты закреплены на праве оперативного управления за ФГАУ "Росжилкомплекс", отклоняются как несостоятельные, иск был правомерно удовлетворен к Министерству обороны Российской Федерации как к организации, которая в силу закона осуществляет правомочия собственника в отношении здания общежития военного городка. В компетенцию Министерства входит организация строительства, ремонта (реконструкции) и эксплуатации объектов Вооруженных сил Российской Федерации.
Нарушений судами норм процессуального права, приведших к судебной ошибке, не установлено.
Доводы жалоб о неподсудности рассмотрения настоящего спора суду общей юрисдикции не могут быть приняты во внимание, поскольку статьи 25 ГПК РФ, пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Между тем, данный спор к указанной категории не относится.
По существу, доводы кассационных жалоб повторяют правовую позицию заявителей, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Данные доводы фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных по делу доказательств, что в соответствии со статьей 379.6 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 379.6, 379.7 ГПК РФ суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены по доводам кассационных жалоб отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Севастополя от 4 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 17 января 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны РФ, ФКУ "Управление Черноморского флота" - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Жогин
Судьи О.Н. Иванова
С.Н. Дурнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.