Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видео-конференцсвязи гражданское дело по иску Никишиной Т.Г. к Астраханской таможне о взыскании выплат, причитающихся при увольнении, по кассационной жалобе представителя Астраханской таможни ФТС ЮТУ - Чиликовой Е.А. на решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 30 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 01 октября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав представителя Астраханской таможни - Чиликову Е.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Никишиной Т.Г. - Евсикова К.Б, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Никишина Т.Г. обратилась в суд с иском к Астраханской таможне о взыскании выплат, причитающихся при увольнении. В обоснование заявленных требований указано, что истец проходила службу в таможенных органах Российской Федерации, на момент увольнения - в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни. С 23 апреля 2020 года истица была освобождена от занимаемой должности и уволена с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. При этом она полагает, что при увольнении ей не в полном объёме были выплачены положенные суммы. Так, к выплате было начислено четырёхмесячное денежное содержание в размере 145 055, 32 руб, рассчитанное исходя из размера месячного денежного содержания в сумме 36 263, 83 руб. Однако, при исчислении месячного денежного содержания истицы, и, соответственно, расчёте компенсации ответчиком не были учтены полученные Никишиной Т.Г. в период с апреля 2019 года по март 2020 года суммы материального стимулирования и премий, всего в размере 255 570 руб. По мнению истицы, исходя из указанной суммы, размер месячного денежного содержания на момент её увольнения составлял 53 493, 50 руб, следовательно, компенсация при увольнении должна составлять 213 974 руб. Также истицей не были использованы 9 дней ежегодного оплачиваемого отпуска. Исходя из месячного денежного содержания размер начисленной Никишиной Т.Г. денежной компенсации за неиспользованный отпуск должен был составлять: 53 493, 50 руб. / 29, 3 X 9 дней = 16 431, 45 руб. Однако ей была начислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 10 998, 78 руб.
На основании изложенного, Никишина Т.Г. просила суд взыскать с Астраханской таможни в её пользу доплату компенсации четырехмесячного содержания в размере 68 918, 68 руб, доплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 432, 67 рублей, денежную компенсацию за нарушение срока выплат при увольнении в размере 7 678, 01 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, расходы по оплате юридических услуг в размере 25 000 руб.
Решением Дзержинского районного суда г. Волгограда от 30 апреля 2021 года, которым исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Астраханской таможни в пользу Никишиной Т.Г. доплату компенсации четырёхмесячного содержания в размере 68 918, 68 рублей, доплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 432, 67 рублей, денежную компенсацию за нарушение срока выплат при увольнении в размере 7 678, 01 рублей, денежную компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 25 000 рублей. В части взыскания денежной компенсации морального вреда в размере, превышающем 5 000 рублей, отказано. Также суд взыскал с Астраханской таможни государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город-герой Волгоград в размере 2 660, 87 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 01 октября 2021 года решение Дзержинского районного суда г.Волгограда от 30 апреля 2021 года изменено в части взыскания с Астраханской таможни в пользу Никишиной Т.Г. доплаты компенсации четырёхмесячного содержания, снижен её размер с 68 918, 68 рублей до 62 047, 36 рублей, в части взыскания денежной компенсации за нарушение срока выплат при увольнении, снижен её размер с 7 678, 01 рублей до 6 577, 07 рублей, в части взыскания расходов по оплате юридических услуг представителя, снижен с 25 000 рублей до 15 000 рублей. В остальной части решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 30 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Астраханской таможни ФТС ЮТУ - Чиликова Е.А, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований Никишиной Т.Г. в полном объеме. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанции неверно определены суммы, подлежащие учету при определении размера выплаты при увольнении.
В письменных возражениях на кассационную жалобу, представитель Никишиной Т.Г. - Евсиков К.Б. указывает на отсутствие правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы письменных возражений, выслушав представителей сторон, поддержавших свои правовые позиции по делу, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Никишина Т.Г. проходила службу в таможенных органах Российской Федерации, на момент увольнения - в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Волгоград Астраханской таможни.
Приказом начальника Астраханской таможни от 22 апреля 2020 года N-К истец с 23 апреля 2020 года была освобождена от занимаемой должности и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).
Положенные истцу при увольнении выплаты были произведены ответчиком не в полном объёме.
Истцу при увольнении было начислено к выплате четырёхмесячное денежное содержание в размере 145 055, 32 руб, исчисленное исходя из размера месячного денежного содержания в размере 36 263, 83 руб.
Суд первой инстанции, разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Никишиной Т.Г, исходил из того, что согласно нормам Федерального закона N 79-ФЗ, Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года N 562, пунктам 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счёт средств, предусмотренных в частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ, в том числе, за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых числится материальное стимулирование гражданских служащих, в связи с чем, пришёл к выводу, что единовременные поощрения и премии относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, соответственно, при расчёте среднего заработка истца для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности ответчик необоснованно не включил данные выплаты.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, в целом с изложенными в нем выводами согласился, однако установил, что произведённый судом первой инстанции расчёт в части взыскания доплаты четырёхмесячного содержания содержит ошибку, поскольку судом не была учтена сумма доплаты, выплаченной ответчиком в добровольном порядке - 6 648, 32 руб, а также в части взыскания денежной компенсации за нарушение срока выплаты денежных сумм при увольнении, поскольку судом не была учтена выплата истцу суммы компенсации в размере 391, 37 руб, в связи с чем решение суда первой инстанции изменил, также снизив и размер подлежащей взысканию компенсации за нарушение срока выплаты денежных сумм при увольнении, а также размер расходов на оплату услуг представителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым дана оценка по правилам ГПК РФ.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом N79-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, указанными положениями Федерального закона N79-ФЗ определен состав денежного содержания гражданского служащего.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федерального закона N79-ФЗ;
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год):
В силу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;
г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, как об этом верно указано судами.
В письме Министерства финансов России Федерации от 15.07.2014 N14-04-05/34482 "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 238-7В" даны разъяснения о том, что в соответствии со статьей 50 Федерального закона N79-ФЗ определен состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие). Кроме того, частью 10 данной статьи предусмотрена возможность осуществления гражданским служащим других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется за счет средств для выплаты (в расчете на год) денежного содержания, состав которого определен статьей 50 Федерального закона N79-ФЗ, а также за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением 238-7.
В соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Пунктом 3.1 той же статьи предусмотрено, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Учитывая вышеизложенное, доводы кассационной жалобы о том, что единовременные поощрения и премии не учитываются при расчете суммы компенсации при увольнении с гражданской службы в случае сокращения должностей, основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не может послужить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Несогласие кассатора с выводами суда об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда г. Волгограда от 30 апреля 2021 года с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 01 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 01 октября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Астраханской таможни ФТС ЮТУ - Чиликовой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.