Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новачук Н.С. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, по кассационной жалобе Новачука Н.С. на решение Центрального районного суда г. Симферополя от 01 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав Новачук Н.С, поддержавшего кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новачук Н.С. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указано, что истец в период с 02 ноября 1987 года по 11 октября 1989 года проходил военную службу по призыву в Республике Узбекистан, 24 июля 1989 года при исполнении обязанности воинской службы во время ремонта автомобиля получил проникающее роговичное ранение, в результате чего потерян орган зрения. Новачук Н.С. бессрочно установлена третья группа инвалидности, полученная при исполнении обязанностей военной службы, 05 декабря 1989 года выдано удостоверение инвалида третьей группы с отметкой о праве на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны. 17 февраля 2011 года выдано аналогичное удостоверение, взамен утраченного. В связи, с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации истец обратился с заявлением о замене удостоверения, однако, ему отказано в выдаче удостоверения инвалида третьей группы с правом на льготы, установленные для инвалидов Отечественной войны, истец перерегистрирован как инвалид третьей группы по общему заболеванию, с чем он не согласен. Просил обязать ответчика установить истцу статус ветерана боевых действий - инвалида войны и выдать удостоверение соответствующего образца.
Полагая свои права нарушенными, а также уточнив исковые требования, Новачук Н.С. просил возложить на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Крым обязанность установить истцу право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для ветеранов боевых действий - инвалидов войны и выдать удостоверение соответствующего образца.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 сентября 2021 года в удовлетворении иска Новачук Н.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 января 2022 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Новачук Н.С, ссылаясь на допущенные нарушения норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные постановления и постановить новое решение об удовлетворении исковых требований в части установления соответствующего закону статуса и выдаче удостоверения. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что суды первой и апелляционной инстанций сделали ошибочный вывод о том, что признание Новачук Н.С. участником боевых действий не может свидетельствовать о наличии у истца права на получение соответствующих льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, как ветерана боевых действий, поскольку понятия "Участник" и "Ветеран" боевых действий не являются тождественными.
В судебном заседании Новачук Н.С. доводы кассационной жалобы поддержал, просил обжалуемые судебные постановления отменить и вынести новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им исковые требования.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав объяснения Новачука Н.С, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Судом установлено, что Новачук Н.С. во время прохождения военной службы по призыву 24 июля 1989 года во время ремонта автомобиля получил проникающее роговичное ранение, травма получена при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно справке ВТЭК, истцу установлена третья группа инвалидности бессрочно, причиной инвалидности указана травма, полученная при исполнении обязанностей военной службы.
17 февраля 2011 года истцу выдано удостоверение инвалида третьей группы с правом на льготы, установленные законодательством Украины для ветеранов войны - инвалидов войны.
Истец обращался к ответчику по вопросу установления статуса инвалида войны. Согласно ответу первого заместителя министра от 24 февраля 2016 года, основания для установления истцу статуса инвалида войны в соответствии с законодательством Российской Федерации отсутствуют. В данном ответе также указано, что истец состоит на учете в Департаменте труда и социальной защиты населения администрации г. Красноперекопска в реестре лиц, имеющих право меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 100 процентов, согласно статусу "инвалид войны", установленному законодательством, действовавшим на территории Республики Крым на 21 февраля 2014 года.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон О ветеранах), оценив все представленные в материалы гражданского дела доказательства в их совокупности, а также исходя из правовой позиции лиц, участвующих в делу, исходил из того, что служба в Узбекской ССР в период с 1987 года по 1989 год не входит в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который указан в Законе о ветеранах, соответственно, основания для установления истцу статуса инвалида войны в соответствии с положениями Закона О ветеранах не имеется.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции, правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не установил, доводы апелляционной жалобы мотивированно отклонил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым дана оценка по правилам ГПК РФ.
Как правомерно отмечено судами первой и апелляционной инстанции, в силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона О ветеранах, к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
В соответствии со статьей 4 Закона О ветеранах, к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - Инвалиды войны) относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года но 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий;
7) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на -территории Республики Дагестан, получившие в этой связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в указанный период.
В силу п. 1 ст. 4 Закона О ветеранах, к инвалидам боевых действий (инвалиды войны) относятся военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.
Таким образом, лицо, участвовавшее в боевых действиях, признается ветераном боевых действий. Если такое лицо получает ранение, в результате которого оно становится инвалидом, это лицо признается инвалидом боевых действий.
Поскольку служба по призыву в Узбекской ССР в период с 1987 года по 1989 год не входит в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, который указан в Законе О ветеранах, основания для установления истцу статуса инвалида войны в соответствии с Законом О ветеранах, отсутствуют.
Особое правовое регулирование, установленное Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", предусматривает возможность замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки), выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, как правомерно отмечено судом апелляционной инстанции, такой правовой механизм, как выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" уполномоченным органом Российской Федерации взамен удостоверения "Участник боевых действий", выданного уполномоченным органом иностранного государства (Украины) не предусмотрен, при том, что вышеуказанные статусы "Ветеран боевых действий" Российской Федерации и статус "Участник боевых действий" Украины различаются и не являются идентичными.
Поскольку истец не обращался в суд с требованиями к Управлению труда и социальной защиты населения администрации города Красноперекопска Республики Крым о нарушении его прав в части непредставления каких-либо льгот, суды не усмотрели оснований и для установления объема непредоставленных льгот и вывода о нарушении прав истца в означенной части.
Таким образом, доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, повторяют позицию заявителя по гражданскому делу, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 390 ГПК РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Несогласие кассатора с оценкой, данной судом апелляционной инстанции представленным доказательствам, а также с выводами суда об обстоятельствах дела не может быть признано основанием в соответствии с положениями статьи 379.7 ГПК РФ для отмены в кассационном порядке судебного постановления, принятого по этому делу.
Руководствуясь статьями 379.7, 390 и 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г.Симферополя от 01 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 11 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Новачук Н.С.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.