Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видео-конференцсвязи гражданское дело по иску Струковой О.В. к Астраханской таможне о взыскании выплат, причитающихся при увольнении, по кассационной жалобе представителя Струковой О.В. - Евсикова К.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав представителя Струковой О.В. - Евсикова К.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Астраханской таможни - Чиликову Е.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Струкова О.В. обратилась в суд с иском к Астраханской таможне о взыскании выплат, причитающихся при увольнении. В обоснование заявленных требований истцом указано, что она проходила службу в таможенных органах Российской Федерации и на момент увольнения состояла в должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Волжского таможенного поста таможни. Приказом начальника Астраханской таможни от 10 июня 2020 года N-К истец с 16 июня 2020 года освобождена от занимаемой должности и уволена с гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Положенные истцу при увольнении выплаты произведены ответчиком не в полном объеме. На основании изложенного, Струкова О.В. просила суд взыскать с Астраханской таможни в ее пользу доплату компенсации четырехмесячного содержания в размере 69 087, 36 руб, доплату компенсации за неиспользованный отпуск - 3 536, 90 руб, денежную компенсацию за нарушение срока выплат при увольнении за период с 17 июня 2020 года по 30 мая 2021 года - 7 402, 82 рублей; денежную компенсацию морального вреда - 50 000 рублей; расходы на почтовые услуги по направлению искового заявления - 201, 64 рублей; расходы по оплате юридических услуг представителя - 25 000 рублей.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 05 августа 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 07 декабря 2021 года), исковые требования Струковой О.В. были удовлетворены частично. Суд взыскал с Астраханской таможни доплату компенсации четырехмесячного содержания в размере 63 520, 37 руб, доплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 3 563, 90 руб, проценты за нарушение срока выплат за период с 16 июня 2020 года по 31 мая 2021 года в размере 7 185, 89 руб, компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб, расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 руб. и почтовые расходы в размере 201, 64 руб. В удовлетворении остальной части требований Струковой О.В. отказано. Также с Астраханской таможни в доход бюджета городского округа - город Волжский Волгоградской области взыскана государственная пошлина в размере 2 727, 29 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 февраля 2022 года решение Волжского городского суда Волгоградской области от 05 августа 2021 года, с учетом определения об исправлении описки от 07 декабря 2021 года, отменено, по делу принято новое решение, которым Струковой О.В. в удовлетворении исковых требований к Астраханской таможне о взыскании выплат, причитающихся при увольнении, отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель Струковой О.В. - Евсиков К.Б, ссылаясь на существенные нарушения норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 февраля 2022 года и оставлении в силе решения Волжского городского суда Волгоградской области от 05 августа 2021 года, с учетом определения об исправлении описки от 07 декабря 2021 года. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции неверно определены суммы, подлежащие учету при определении размера выплаты при увольнении.
В письменных возражениях на кассационную жалобу, представитель Астраханской таможни - Чиликова Е.А. указывает на отсутствие правовых оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы письменных возражений, выслушав представителей сторон, поддержавших свои правовые позиции по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, с 26 декабря 2012 года Струкова О.В. проходила государственную гражданскую службу в Астраханской таможне в различных должностях, в том числе в должности главного государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Волжского таможенного поста таможни.
Приказом Астраханской таможни от 10 июня 2020 N-К, Струкова О.В. была уволена с гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 16 июня 2020 г.
При увольнении Струковой О.В. была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 145 726, 32 руб.
За период с июня 2019 года по май 2020 года истцу были начислены дополнительные выплаты, предусмотренные п.п. "д" - "ж" п. 2 Правил в сумме 68 089 рублей, из них: премии за выполнение особо важных и сложных заданий - 27 713 рублей (п.п. "д" Правил); материальная помощь за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих - 10 718 рублей (п.п. "е" Правил); единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере 29 658 рублей (п.п. "ж" Правил).
Таким образом, на дату увольнения истца, размер ежемесячного денежного содержания составлял: 32 196 рублей + (68 089 рублей /12) = 37 870, 08 рублей.
В этой связи, размер компенсации при увольнении составлял 151 480, 32 рубля (37 870 рублей 08 копеек х 4 месяца).
Сумма в размере 145 726, 33 рублей была выплачена истцу в день увольнения, а оставшаяся часть в размере 5 753, 99 рубля в октябре 2020 г.
В связи с несвоевременной выплатой задолженности, 07 декабря 2020 года истцу были выплачены проценты в порядке ст. 236 ТК РФ в размере 1 304, 37 рубля.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Струковой О.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, пунктами 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, исходил из того, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счёт средств, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ, в том числе, за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых числится материальное стимулирование гражданских служащих, на основании чего пришёл к выводу о том, что единовременные поощрения относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В связи с чем, при расчёте среднего заработка истца для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности ответчик необоснованно не включил вышеуказанные выплаты.
Установив факт несвоевременной выплаты денежных сумм, причитающихся работнику, суд первой инстанции также посчитал, что имеются основания в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации для взыскания с ответчика в пользу истца процентов (денежной компенсации), размер которых определен судом исходя из указанного в судебном акте расчета.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции и приходя к выводу об его отмене, исходил из того, что "иные выплаты", предусмотренные ч.10 ст.50 ФЗ N79-ФЗ не могут входить в состав денежного содержания гражданского служащего при расчете выходного пособия. При этом посчитав, что средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не предусмотрены, и учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N79-ФЗ, полагал, что судом первой инстанции были не верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, и соответственно, вывод суда о том, что материальное стимулирование истца входит в состав денежного содержания гражданского служащего и подлежит обязательному учету при определении четырехмесячного денежного содержания, подлежащего выплате при увольнении в связи с сокращением штатов является неправомерным, в связи с чем заявленные истцом требования не подлежали удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным ввиду следующего.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом N79-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федерального закона N79-ФЗ;
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год):
В силу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;
г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, как об этом верно указано судами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов России Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 238-7В" для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N238-7.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда апелляционной инстанции о том, что средства материального стимулирования не учитываются при исчислении денежного содержания гражданских служащих при определении четырёхмесячного денежного содержания, подлежащего к выплате при увольнении в связи с сокращением штата, ошибочен и противоречит приведенным выше нормам материального права в связи с чем, обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Поскольку суд первой инстанции разрешилспор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 февраля 2022 года и оставить в силе решение Волжского городского суда Волгоградской области от 05 августа 2021 года, с учётом определения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 07 декабря 2021 года об исправлении описки.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 февраля 2022 года отменить.
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 05 августа 2021 года с учетом определения об исправлении описки от 07 декабря 2021 года оставить в силе.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.