Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видео-конференцсвязи гражданское дело по иску Лучкина А.П. к Астраханской таможне о взыскании выплат, причитающихся при увольнении, по кассационной жалобе представителя Лучкина А.П. - Евсикова К.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 04 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, выслушав представителя Лучкина А.П. - Евсикова К.Б, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Астраханской таможни - Чиликову Е.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Лучкин А.П. обратился в суд с иском к Астраханской таможне о взыскании выплат, причитающихся при увольнении. В обоснование заявленных требований истец указал, что он проходил службу в таможенных органах Российской Федерации и на момент увольнения состоял в должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста таможни. С 16 июня 2020 года истец освобождён от занимаемой должности и уволен с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. По мнению истца, при увольнении ему не в полном объёме были выплачены положенные суммы. Так, к выплате было начислено четырёхмесячное денежное содержание в размере 119 846 руб, рассчитанное исходя из размера месячного денежного содержания в сумме 29 961, 50 руб. При этом при исчислении месячного денежного содержания Лучкина А.П, и, соответственно, расчёте компенсации ответчиком не были учтены полученные им в период с июня 2019 года по май 2020 года суммы материального стимулирования и премий, всего в размере 155 714 руб. Исходя из указанной суммы, размер месячного денежного содержания на момент увольнения составлял 39 011, 17 руб, следовательно, компенсация при увольнении должна составлять 156 044, 68 руб, разница между выплаченной суммой составила 36 198, 68 руб. Также, истцом не были использованы 6 дней ежегодного оплачиваемого отпуска. Исходя из месячного денежного содержания, размер начисленной Лучкину А.П. денежной компенсации за неиспользованный отпуск должен был составлять: 39 011, 17 руб. / 29, 3 X 6 дней = 7 988, 64 руб. Однако истцу была начислена компенсация за неиспользованный отпуск в размере 6 135, 46 руб, соответственно, размер недоплаты указанной компенсации составил 1 853, 18 руб.
На основании изложенного, Лучкин А.П. просил суд взыскать с Астраханской таможни в его пользу доплату компенсации четырехмесячного содержания в размере 36 198, 68 рублей; доплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 853, 18 рублей, денежную компенсацию за нарушение срока выплат при увольнении за период с 17 июня 2020 года по 31 мая 2021 года в размере 3 891, 42 рублей; денежную компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей; расходы на почтовые услуги по направлению искового заявления в размере 201, 64 рублей; расходы по оплате юридических услуг представителя в размере 25 000 рублей.
Решением Волжского городского суда Волгоградской области от 05 августа 2021 года, с учётом определения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 07 декабря 2021 года об исправлении описки, исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Астраханской таможни ФТС России недоплату компенсации четырёхмесячного содержания в размере 36 038, 04 руб, недоплату компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 853, 18 руб, компенсацию за нарушение срока выплат за период с 17 июня 2020 года по 31 мая 2021 года в размере 3 885, 16 руб, компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей, почтовые расходы в размере 201, 64 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 04 февраля 2022 года решение Волжского городского Волгоградской области от 5 августа 2021 года, с учётом определения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 7 декабря 2021 года об исправлении описки, отменено, по делу принято новое решение, которым Лучкину А.В. в удовлетворении исковых требований к Астраханской таможне о взыскании выплат, причитающихся при увольнении, отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе представитель Лучкина А.П. - Евсиков К.Б, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права, ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 04 февраля 2022 года и оставлении в силе решения Волжского городского Волгоградской области от 5 августа 2021 года, с учётом определения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 7 декабря 2021 года об исправлении описки. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что судом апелляционной инстанции неверно определены суммы, подлежащие учету при определении размера выплаты при увольнении.
В письменных возражениях на кассационную жалобу, представитель Астраханской таможни - Чиликова Е.А. указывает на отсутствие правовых оснований для отмены обжалуемого апелляционного определения, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы письменных возражений, выслушав представителей сторон, поддержавших свои правовые позиции по делу, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов гражданского дела, Лучкин А.П. с 17 июля 2018 года проходил государственную гражданскую службу в Астраханской таможне в различных должностях, последняя занимаемая Лучкиным А.П. должность - старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля Волжского таможенного поста таможни референта государственной гражданской службы.
Приказом Астраханской таможни от 10 июня 2020 N-К "Об увольнении Лучкина А.П." истец уволен с гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 16 июня 2020 года.
При увольнении Лучкину А.П. выплачена компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания в размере 119 846 рублей, а также компенсация за неиспользованный ежегодный дополнительный отпуск за выслугу лет продолжительностью 5 календарных дней в размере 6 135, 46 руб, что следует из представленных расчётных листков.
После обнаружения счётной ошибки при расчёте компенсации при увольнении, в средний заработок истца были также включены компенсация при увольнении в размере 166, 64 руб, сумма компенсации за несвоевременную выплату в размере 6, 26 руб, после чего истцу доплачены компенсационные выплаты.
В результате чего, общий размер компенсации четырёхмесячного денежного содержания, с учётом произведённой ответчиком доплаты, составил 120 012, 68 руб, а размер компенсации за неиспользованный отпуск составил 5 919, 72 руб.
Согласно информации, изложенной в письменных возражениях ответчика и справки о начисленных и выплаченных суммах за период с июня 2019 года по октябрь 2020 год Лучкину А.П. начислены и выплачены единовременное поощрение за безупречную и эффективную службу в общей сумме 74 000 рублей и единовременное поощрение по итогам работы в сумме 40 000 рублей.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Лучкина А.П, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, пунктами 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, исходил из того, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счёт средств, предусмотренных в частями 2 и 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ, в том числе, за счёт средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых числится материальное стимулирование гражданских служащих, в связи с чем, пришёл к выводу, что суммы единовременного поощрения относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. В связи с чем, при расчёте среднего заработка истца для оплаты компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности ответчик необоснованно не включил вышеуказанные выплаты.
Установив факт несвоевременной выплаты денежных сумм, причитающихся работнику, суд первой инстанции указал, что имеются основания в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации для взыскания с ответчика в пользу истца процентов (денежной компенсации), размер которых определен судом исходя из указанного в судебном акте расчета.
Суд апелляционной инстанции, проверяя на предмет законности и обоснованности решение суда первой инстанции и приходя к выводу об его отмене, исходил из того, что "иные выплаты", предусмотренные ч.10 ст.50 ФЗ N79-ФЗ не могут входить в состав денежного содержания гражданского служащего при расчете выходного пособия. При этом посчитав, что средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих не предусмотрены, и учету подлежат только те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом N79-ФЗ, полагал, что судом первой инстанции были не верно определены юридически значимые обстоятельства по делу, и соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что материальное стимулирование истца входит в состав денежного содержания гражданского служащего и подлежит обязательному учету при определении четырехмесячного денежного содержания, подлежащего выплате при увольнении в связи с сокращением штатов является неправомерным, в связи с чем заявленные истцом требования не подлежали удовлетворению.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции допущены следующие нарушения.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом N79-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона N79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).
Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты:
а) должностных окладов;
б) окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федерального закона N79-ФЗ;
в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год):
В силу пункта 9 Указа Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты:
а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации;
б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации;
г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июня 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности, как об этом верно указано судами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов России Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N 238-7В" для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона N79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27 марта 2014 г. N238-7.
Учитывая вышеизложенное, выводы суда апелляционной инстанции о том, что средства материального стимулирования не учитываются при исчислении денежного содержания гражданских служащих при определении четырёхмесячного денежного содержания, подлежащего к выплате при увольнении в связи с сокращением штата, ошибочен и противоречит приведенным выше нормам материального права.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 390 ГПК РФ по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
Поскольку суд первой инстанции разрешилспор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, судебная коллегия полагает необходимым отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 04 февраля 2022 года и оставить в силе решение Волжского городского суда Волгоградской области от 05 августа 2021 года, с учётом определения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 07 декабря 2021 года об исправлении описки.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 04 февраля 2022 года отменить.
Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 05 августа 2021 года, с учётом определения судьи Волжского городского суда Волгоградской области от 07 декабря 2021 года об исправлении описки оставить в силе.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.