Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Макаренко Е.Н. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю о признании права, возложении обязанности совершить юридически значимые действия, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю, поступившей с делом 29 июня 2022 г, на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 22 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, судебная коллегия
установила:
Макаренко Е.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю, в котором с учетом изменения исковых требований просил суд признать незаконным решения Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе N67491/20 от 14 мая 2020 г. и N136167/20 от 9 октября 2020 г. об отказе в назначении страховой пенсии по старости; признать за Макаренко Е.Н. право на назначение (установление) страховой пенсии по старости, включив в общий страховой стаж период работы в ЧП КОМС с 1 апреля 1998 г. по 25 ноября 2002 г, период деятельности в качестве физического лица - предпринимателя с 26 ноября 2002 г. по 17 марта 2014 г.; обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю назначить истцу страховую пенсию по старости, с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости с 4 июня 2020 г.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 22 ноября 2021 г. требования удовлетворены частично, признано незаконным решение Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе N136167/20 от 9 октября 2020 г. об отказе в назначении страховой по старости гр. РФ Макаренко Е.Н, ДД.ММ.ГГГГ г.р, за Макаренко Е.Н, признано право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики и города федерального значения Севастополя", включен в общий страховой стаж период работы в ЧП КОМС с 1 апреля 1998 г. по 25 ноября 2002 г, период деятельности в качестве физического лица - предпринимателя с 26 ноября 2002 г. по 17 марта 2014 г, на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю возложена обязанность назначить (установить) страховую пенсию по старости Макаренко Е.Н, с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. 2N208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", с момента возникновения права на получение страховой пенсии по старости, с 23 сентября 2020 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 28 марта 2022 г. решение суда первой инстанции изменено в части включения в общий страховой стаж периода деятельности в качестве физического лица предпринимателя с 26 ноября 2002 г. по 17 марта 2014 г, изложено решение суда в данной части в следующей редакции: "включить в общий страховой стаж период деятельности в качестве физического лица предпринимателя с 26 ноября 2002 г. по 31 декабря 2002 г, с 1 января 2004 г. по 17 марта 2014 г.".
В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить состоявшиеся судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование доводов указывает, что в решении об установлении факта проживания Макаренко Е.Н. в г. Севастополе, в том числе на 18 марта 2014 г. в г. Севастополе, имеются разночтения и не соответствие представленным истцом доказательствам, а также показаниям свидетелей. Так, судами не дано надлежащей оценки, что в судебном решении по делу N 2-1433/2014 указано, что Макаренко Е.Н. с 2010 года проживает в "адрес" по адресу: "адрес", что подтверждается договором аренды. При предоставлении Макаренко Е.Н. дополнительных документов, содержащих, по ее мнению, информацию о ее месте жительства, данный договор отсутствует.
Копии договоров аренды, заключены с Макаренко С.Ю. и по иному адресу, а именно: "адрес". Полагает, что в рамках рассмотрения дела в суде первой и второй инстанций отсутствовали достоверные доказательства, что истец по состоянию на 18 марта 2014 г. постоянно и на законных основаниях фактически проживала в соответствующем жилом помещении на территориях Республики Крым или города Севастополя, так как такое жилое помещение не установлено.
Кроме того, представленные документы в виде копий накладных, копии договора поставки, копии договора аренды нежилого помещения и пр. датированы январем-февралем 2014 года, что также не подтверждает факт проживания истца на территории города Севастополя с 2010 года.
Кроме того, судами первой и второй инстанций оставлено без внимания, что документы, подтверждающие работу истца с 1 апреля 1998 г. по 25 ноября 2002 г. и с 26 ноября 2002 г. по 4 сентября 2014 г. в территориальный орган ПФР не предоставлялись.
Отделение отмечает, что предоставленные истцом ведомости о застрахованном лице Пенсионного фонда Украины не содержат информации о трудоустройстве истца в указанный период времени и, кроме того, не содержат сведений о месторасположении ЧП "КОМС", в связи с чем, территориальный пенсионный орган лишен был возможности направить соответствующие запросы о трудоустройстве истца.
Таким образом, представленные индивидуальные сведения (форма ОК-5) подтверждают лишь наличие уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Украины, но не наличие стажа, что подтверждает правомерность действий территориального пенсионного органа при вынесении решения об отказе в назначении пенсии.
Лица, участвующие в деле, на судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 г. и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 г. N36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).
С той же даты и до 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 6 данного Договора и статьей 6 Федерального конституционного закона от 18 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" в новых субъектах Российской Федерации действовал переходный период, в течение которого подлежали урегулированию вопросы их интеграции в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Федеральным конституционным законом "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или "обретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, было предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11).
При этом, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 ноября 2017 г. N 33-П, был введен запрет снижения размера пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых по состоянию на 21 февраля 2014 г. (часть 3 статьи 11 этого же Федерального конституционного закона), исходя из того, что принятое после указанной календарной даты законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым "О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством", а именно с 17 марта 2014 г.
Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее N 208-ФЗ) установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на указанных территориях (часть 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 2 названного Федерального закона при обращении граждан, указанных в части 1 его статьи 1, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 г, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Как следует из разъяснений Конституционного Суда РФ данных в Определении от 5 декабря 2019 г. N 3279-0 "По жалобе гражданина Малярчука А.Н. на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 2 Федерального закона "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" следует, что факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации в целях назначения ему страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" может подтверждаться судебным решением, на основании которого он был признан гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", если из установленных в данном судебном решении обстоятельств самих по себе или в совокупности с иными доказательствами следует, что названный гражданин по состоянию на 18 марта 2014 г. постоянно и на законных основаниях фактически проживал в соответствующем жилом помещении на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона N 208-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации, при этом право на пенсию не пересматривается, а перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.
Вышеуказанные нормы специального закона предусматривают право граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым, на получение пенсий, пособий, предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, учитывая, что граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 г, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положениями Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Поскольку обязательное пенсионное страхование на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя в соответствии с законодательством Российской Федерации введено с 1 января 2015 г, то указанный Федеральный закон предписал исходить из того, что сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, в том числе периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 г. по 16 марта 2014 г. включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек (часть 4 статьи 5).
Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, на которых не распространяется особый порядок назначения и исчисления размера страховой пенсии, предусмотренный Федеральным законом "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", осуществляется в общем порядке в соответствии с иными актами законодательства Российской Федерации, в том числе предусматривающими, что общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера (часть 1 статьи 12.1 Федерального закона 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пункт 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее N 400-ФЗ), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Как следует из части 2 статьи 3 Закона N 400-ФЗ, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно статье 11 Закона N 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 4 Закона N 208-ФЗ, периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 г. включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 г. включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 г. включительно, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, которые до 1 июля 2015 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 30 июня 2015 г. включительно, в религиозных организациях, которые до 1 января 2016 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 31 декабря 2015 г. включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 4 мая 2020 г. истец обратился в территориальный пенсионный орган с заявлением об установлении страховой пенсии по старости.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета, истец работала с 1 апреля 1998 г. по 25 ноября 2002 г. в ЧП КОМС; с 26 ноября 2002 г. по 17 марта 2014 г. деятельность в качестве физического лица - предпринимателя, что также подтверждается свидетельствами о государственной регистрации физического лица - предпринимателя серии В02 N 331166 и серии ВОЗ N325422.
Решением Государственного учреждения - Центра предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Севастополе N136167/20 от 9 октября 2020 г. Макаренко Е.Н. отказано в предоставлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием величины индивидуального пенсионного коэффициента - 18, 6. Пенсионным органом не учитывались вышеуказанные периоды работы подсчёта стажа истца, ввиду отсутствия сведений об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо социальное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, указывая при этом, что истец не подпадает под действие Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Истец Макаренко Е.Н. являлась гражданкой Украины, место ее проживания было зарегистрировано в Николаевской области, до 2010 года.
Вступившим в законную силу решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 августа 2014 г, установлен факт постоянного проживания Макаренко Е.Н. на территории г. Севастополя в период с 2010 года по 6 августа 2014 г, в том числе по состоянию на 18 марта 2014 г.
На основании решения УФМС России по г. Севастополю от 25 сентября 2015 г. N5530/онг/2015, истец Макаренко Е.Н. признана гражданкой Российской Федерации в силу статьи 5 Договора от 18 марта 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Также, факт постоянного проживания истца Макаренко Е.Н,. на территории г. Севастополя, в т. ч. на 18 марта 2014 г, подтверждается, (кроме указанного решения суда об установлении юридического факта), актами сдачи- приемки NАС-0000036 от 6 февраля 2014 г, актами приема-передачи N 6 от 28 января 2014 г, N 401586975 от 20 февраля 2014 г, договором аренды квартиры от 15 сентября 2013 г, договором аренды нежилого помещения от 10 января 2014 г, договором поставки от 20 января 2014 г, договором совместной деятельности от 10 января 2014 г, товарными накладными, свидетельскими показаниями.
Разрешая данный спор, и частично удовлетворяя требования Макаренко Е.Н, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности фактов постоянного проживания истца на территории города Севастополя на 18 марта 2014 г, а имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для возникновении у истца права на установление страховой пенсии с применением положений Федерального закона 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", зачисления вышеуказанных периодов для установления страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части включения периодов работы истца в качестве индивидуального предпринимателя, имевших место в период с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. включительно, поскольку истец не предоставила каких-либо сведений, свидетельствующих об уплате страховых взносов в отношении периода времени с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям законодательства.
Доводы кассационной жалобы об имеющихся несоответствиях между представленными в материалами дела доказательствами факта постоянного проживания истца на территории г. Севастополь и содержанием решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 августа 2014 г. об установлении факта постоянного проживания на территории города Севастополя, судебной коллегией признаны несостоятельными.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 61 данного кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так как решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 6 августа 2014 г. установлен факт проживания истца на территории г. Севастополя с 2020 года по настоящее время, в том числе на 18 марта 2014 г, данные обстоятельства не подлежат оспариванию и не доказываются вновь.
Несогласие заявителя с судебными постановлениями, основанными на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в том числе при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами суда, фактически сводятся к правовой аргументации позиции ответчика, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 22 ноября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.