Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Бетрозовой Н.В, Егоровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмина О.Ю. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в стаж в льготном исчислении, назначить досрочную страховую пенсию по старости, по кассационной жалобе Кузьмина Олега Юрьевича, поступившей с делом 30 июня 2022 г, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав представителя истца Абремского В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кузьмин О.Ю. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Центр Пенсионного Фонда России N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области (далее - Центр ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, применив к ним льготный порядок исчисления в полуторном размере, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований указал, что 14 мая 2021 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области N 244466/21 от 21 мая 2021 г. истцу отказано в назначении досрочно страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400 -ФЗ от 28 декабря 2013 г. (тяжелые условия труда) в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа (7 лет 6 месяцев) и по пункту 6 части 1 статьи 32 того же закона (работа в районах Крайнего Севера), в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа (9 лет) и недостижением возраста, в соответствии с Приложением N 6 к Закону N 400 - ФЗ.
По результатам обжалования решения в ОПФР по Волгоградской области, решением N 244466/21 от 14 июля 2021 г. Центра ПФР N2 по установлению пенсий в Волгоградской области, истцу установлен специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. - 6 лет 07 месяцев 13 дней, в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано.
Этим же решением в специальный стаж истца по Списку N 2 включены в календарном исчислении периоды трудовой деятельности в должности мастера СУ-42, СУ-38 треста "Казымтрубопроводстрой" с 19 марта 1986 г. по 16 сентября 1986 г. и в должности прораба с 1 апреля 1987 г. по 31 мая 1990 г, с 5 июня 1990 г. по 9 июня 1990 г, с 3 декабря 1990 г. по 2 декабря 1991 г. СМУ-14 треста "Казымтрубопроводстрой", протекавшие в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Считает отказ в назначении досрочной страховой пенсии необоснованным, поскольку в спорные периоды с 19 марта 1986 г. по 1 ноября 1995 г. в тресте "Казымтрубопроводстрой" он работал в тяжелых условиях труда в должностях, предусмотренных Списком N 2, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, что, по мнению истца, позволяет исчислять его специальный стаж в полуторном размере на основании статьи 94 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать незаконным решение Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области N 244466/21 от 14 июля 2021 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости и отменить; обязать ответчика включить в специальный стаж работы с тяжелыми условиями труда указанные спорные периоды в полуторном размере и назначить досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. с момента обращения, но не ранее возникновения права на её получение - с 13 июня 2021 г, по достижении возраста 57 лет.
Решением Советского районного суда г. Волгограда Волгоградской области от 28 сентября 2021 г. исковые требования Кузьмина О.Ю. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 февраля 2022 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требования Кузьмина О.Ю.
В кассационной жалобе истец просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование доводов ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Ответчик - представитель ГУ ОПФ РФ по Волгоградской области, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 14 мая 2021 г. Кузьмин О.Ю. обратился в Центр ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области N 244466/21 от 21 мая 2021 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400 -ФЗ от 28 декабря 2013г. (тяжелые условия труда) в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа (7 лет 6 месяцев) и по пункту 6 части 1 статьи 32 того же закона (работа в районах Крайнего Севера), в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа (9 лет) и недостижением возраста назначения страховой пенсии по старости по указанному основанию, в соответствии с Приложением N 6 к Закону N 400 - ФЗ.
По результатам обжалования решения в ОПФР по Волгоградской области, решением N 244466/21 от 14 июля 2021 г. Центра ПФР N 2 по установлению пенсий в Волгоградской области, истцу определен специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N400 -ФЗ от 28 декабря 2013 г. - 6 лет 07 месяцев 13 дней, по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400 -ФЗ от 28 декабря 2013 г. - 7 лет 02 месяца 17 дней (работа в районах Крайнего Севера). При этом пенсионный орган включил в специальный стаж календарно периоды работы истца в местностях, приравненных к Крайнему Северу, в должности мастера СУ-42, СУ-38 треста "Казымтрубопроводстрой" с 19 марта 1986 г. по 16 сентября 1986 г. и в должности прораба с 1 апреля 1987 г. по 31 мая 1990 г, с 5 июня 1990 г. по 9 июня 1990 г, с 3 декабря 1990 г. по 2 декабря 1991 г. СМУ -14 треста "Казымтрубопроводстрой".
В соответствии с трудовой книжкой, Кузьмин О.Ю. с 19 марта 1986 г. по 16 сентября 1986 г. работал в должности мастера СУ-42, СУ-38 треста "Казымтрубопроводстрой" и в должности прораба в период с 1 апреля 1987 г. по 31 мая 1990 г, с 5 июня 1990 г. по 9 июня 1990 г, с 3 декабря 1990 г. по 2 декабря 1991 г. СМУ-14 треста "Казымтрубопроводстрой", в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Согласно справки архивного отдела в документах архивного фонда администрации Белоярского района Ханты - Мансийского автономного округа -Югра от 16 апреля 2020 г. N С-189 деятельность треста "Казымтрубопроводстрой" осуществлялась на территории города Белоярский, относящейся к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
На основании справки ОАО "Казымтрубопроводстрой" от 14 декабря 1995 г. Кузьмин О.Ю. работал в подразделениях треста "Казымтрубопроводстрой" мастером, прорабом, заместителем начальника управления, начальником потока с 19 марта 1986 г. по 1 ноября 1995 г. в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Районный коэффициент 1, 7.
По мнению истца, при оценке его пенсионных прав ответчик неправомерно произвел расчет стажа работы в районах Крайнего Севера не в полуторном размере, а в календарном исчислении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что в спорные периоды истец работал в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и специальный стаж работы в особых условиях подлежит исчислению в полуторном размере, по наиболее выгодному для него варианту, и истец вправе претендовать на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. с 13 июня 2021 г. в связи с наличием требуемой продолжительности специального стажа, по достижению возраста 57 лет.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) предусмотрена возможность досрочного назначения пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 того же закона, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Из указанной нормы следует, что при назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в календарном исчислении.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 33 того же закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651 "О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон) (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Таким образом, по действующему в настоящее время законодательству при назначении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ с работой в районах Крайнего Севера (в календарном исчислении) суммируется работа, в т.ч. по пункту 2 части 1 статьи 30 этого Федерального закона (также в календарном исчислении).
Возможности учета периода работы в районах Крайнего Севера в льготном исчислении (в полуторном размере) при определении права на пенсию по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ не предусмотрено.
На момент обращения истца в орган пенсионного обеспечения для назначения пенсии по указанному основанию истцу необходим страховой стаж 25 лет, стаж в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (далее - МКС) - 20 лет, стаж по Списку N 2 - 12 лет 6 месяцев; для назначения пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ - наличие специального стажа по Списку N 2 - 7 лет 6 месяцев, страховой стаж - 25 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 21.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10);
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173) для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Согласно раздела XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно- мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно - бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" Списка N 2 от 1956 г, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют мастера (десятники) и прорабы.
Согласно раздела XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" Списка N 2 от 1991 г, право на досрочное обеспечение имеют мастера строительных и монтажных работ, производители работ.
Из оспариваемого решения следует, что при оценке пенсионных прав спорные периоды работы с 19 марта 1986 г. по 16 сентября 1986 г. в должности мастера СУ-42, СУ-38 треста "Казымтрубопроводстрой" и в должности прораба в период с 1 апреля 1987 г. по 31 мая 1990 г, с 5 июня 1990 г. по 9 июня 1990 г, с 3 декабря 1990 г. по 2 декабря 1991 г. СМУ -14 треста "Казымтрубопроводстрой", в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, включены в специальный стаж истца как по пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так и по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в календарном исчислении.
Выводы суда первой инстанции о возможности зачета в специальный стаж спорных периодов работы, протекавших в районах Крайнего Севера, в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, приведенные со ссылкой на положения статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действие которого имеет обратную силу, как улучшающий положение гражданина, основаны на неверном толковании норм материального права.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пунктом 1 которого определено, что при исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе, досрочно назначаемой.
Применяя льготный порядок исчисления специального стажа истца в спорный период, суд первой инстанции также не учел разъяснения, содержащиеся в подпункте 4 "б" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которым продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности исчисляется в календарном порядке по их фактической продолжительности независимо от того, что ранее действовавшим законодательством для аналогичных периодов, засчитываемых в общий трудовой стаж для определения права на пенсию, было предусмотрено льготное исчисление (например, периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчислялись в полуторном размере).
Положениями абзаца 7 части 1 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действительно предусматривалось, что при подсчете стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 данного Закона, периоды работы (службы) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, исчисляются в льготном порядке - в полуторном размере.
Однако, как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией, в спорные периоды с 19 марта 1986 г. по 16 сентября 1986 г. (мастер СУ-42, СУ-38 треста "Казымтрубопроводстрой") и с 1 апреля 1987 г. по 31 мая 1990 г, с 5 июня 1990 г. по 9 июня 1990 г, с 3 декабря 1990 г. по 2 декабря 1991 г. (прораб СМУ -14 треста "Казымтрубопроводстрой") не действовали нормы статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Закон вступил в силу 1 января 1992 г.), статьи 28, 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (действовавшие с 1 июня 1993 г. до 1 января 2010 г.), а потому ссылка суда на эти нормативные акты является необоснованной, приведена с нарушением положений части 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ.
Статья 133.1. Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливала, что время выполняемых до 1 января 1992 г. подземных работ, работ с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также других работ с тяжелыми условиями труда, дающих до 1 января 1992 г. право на получение пенсии на льготных условиях, засчитывается в специальный трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия по старости наравне с работами, указанными соответственно в пунктах "а" и "б" статьи 12 настоящего Закона.
Пункт "б" статьи 12 этого же закона предусматривал возникновение права на пенсию в связи с особыми условиями труда у мужчин - по достижении 55 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
Как следует из материалов дела по состоянию на 1 января 2002 г, когда Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 утратил свою силу, Кузьмин О.Ю, 13 июня 1964 года рождения, не достиг возраста, дающего ему в совокупности со стажем работы, претендовать на назначение досрочной пенсии по старости.
Также является необоснованной ссылка суда на применение иных нормативно-правовых актов.
Так, в соответствии с пунктом 110 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитываются в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел праве на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Согласно подпункту "д" пункта 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", работникам, переводимым направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, предусмотрено засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 настоящего постановления, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" по выбору застрахованных лиц могут применяться соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".
Однако пунктом 110 данного постановления Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 предусмотрено, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера".
Наличие у истца каких-либо льгот, установленных статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. материалами дела не подтверждается.
Положения статьи 28 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" к спорным периодам работы истца также не применимы, так как утратили силу с 1 января 2010 г, в период работ указанные положения также не действовали.
Ссылка суда на исчисление специального стажа по нормам части 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, согласно которой, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) неправомерна.
Учитывая, что на день отмены Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (1 января 2002 г.) Кузьмин О.Ю. не выработал полностью необходимый специальный стаж по Списку N 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (4 года 8 месяцев 03 дня), то исчисление выработанного им льготного стажа должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления страховой пенсии по старости.
Льготный порядок исчисления периодов работы в районах Крайнего Севера нормами действующего на момент обращения истца в пенсионный орган Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не предусмотрен, в связи с чем, спорные периоды работы подлежат исчислению в календарном порядке.
При таких обстоятельствах, требование истца о кратном исчислении специального стажа за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и выводы суда первой инстанции о его применении основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства.
Применение судом не предусмотренного законом механизма льготного исчисления специального стажа повлекло необоснованные выводы суда первой инстанции о праве истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку при календарном сложении всех спорных периодов и бесспорных периодов стаж работы истца в тяжелых условиях составит менее 12 лет 6 месяцев, а значит, у истца на момент обращения в пенсионный орган не возникло право на пенсию по Списку N 2.
Согласно расчету ответчика, представленному по запросу суда апелляционной инстанции, право на льготное пенсионное обеспечение истца по пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с учетом имеющейся продолжительности специального стажа (6 лет 07 месяцев 13 дней) в календарном порядке исчисления, определяется у истца по достижению возраста 58 лет (13 июня 2022 г.).
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными.
Несогласие заявителя с судебным постановлением, основанным на оценке представленных по делу доказательств, само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального или процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений, чего по настоящему делу не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущены нарушения норм процессуального права, в том числе при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного характера.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами суда, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях.
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшегося судебного акта не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 16 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кузьмина О.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Н.В. Бетрозова
Е.С.Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.