Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гомцян А.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, возложении обязанности зачесть в специальный стаж периоды работы, по кассационной жалобе Гомцян А.А, поступившей с делом 5 июля 2021 г, на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 января 2022 г, Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Гомцян А.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя третьего лица - Белореченской районной территориальной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Печкурова И.Е, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гомцян А.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе Краснодарского края (далее - Управление ПФР) о признании права на досрочную страховую пенсию по старости, в котором просила суд признать за Гомцян А.А. право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать Управление ПФР, зачесть в специальный стаж, периоды: с 27 октября 1987 г. по 1 апреля 1989 г. (01 г. 05 мес. 04 дн.); с 18 апреля 1989 г. по 4 декабря 1992 г. (03 г. 07 мес. 17 дн.); с 1 октября 1997 г. по 30 сентября 2002 г. (04 г. 11 мес. 29 дн.); с 1 января 2018 г. по 12 декабря 2019 г. (01 г. 03 мес. 12 дн.); установить досрочную страховую пенсию с момента обращения за указанной пенсией с 13 декабря 2019 г. Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Светлоярском районе Волгоградской области (далее УПФР в Светлоярском районе Волгоградской области) о признании решения об отказе в установлении досрочной пенсии незаконным, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии.
Решением Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 г. в удовлетворении исковых требований Гомцян А.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 января 2022 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Гомцян А.А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края о включении в специальный страховой стаж периода работы Гомцян А.А. с 1 января 2018 г. по 12 декабря 2019 г. в должности социальный педагог с совмещением работ учителя МБОУ СОШ N26 ст-цы Пшехская.
Принято в указанной части новое решение об удовлетворении исковых требований Гомцян А.А. к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края, обязав Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Белореченском районе Краснодарского края включить период трудовой деятельности Гомцян А.А, а именно: с 1 января 2018 г. по 12 декабря 2019 г. в должности социальный педагог с совмещением работ учителя МБОУ СОШ N 26 ст-цы Пшехская в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400 - ФЗ, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В остальной части решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о включении в льготный педагогический стаж периодов с 27 октября 1987 г. по 1 апреля 1989 г, с 18 апреля 1989 г. по 4 декабря 1992 г, с 1 сентября 2000 г. по 30 сентября 2002 г. и установления права на досрочную страховую пенсию с момента обращения за указанной пенсией с 13 декабря 2019 г. В обоснование доводов указывает, что судом первой и апелляционной инстанции неправильно истолкована норма Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 (далее - Положение, Список, Перечень N 1397), ошибочно посчитав, что условие о выработке требуемого 2/3 стажа в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на досрочную пенсию, должно быть соблюдено на дату утраты действия названного выше Постановления Совмина N 1397 - 1 октября 1993 г, а не на дату обращения истца за назначением пенсии.
К такому же ошибочному выводу пришел и эксперт, указав в своём заключении дату 1 октября 1993 г, при этом, каких-либо ссылок на нормы законодательства в обоснование своих выводов, как судами, так и экспертом не приведены. Спорные периоды с 27 октября 1987 г. по 1 апреля 1989 г. и с 18 апреля 1989 г. по 4 декабря 1992 г.
В соответствии с пунктом 1 Положения N 1397 выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах засчитывается учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности. При этом в пункте 3.1. Инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" указано, что при применении подпункта "а" пункта 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
Согласно записям трудовой книжки, истец всю свою трудовую деятельность осуществляла в педагогических должностях и в учреждениях, дающих право на назначения данного вида пенсии. И в выборной должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза "Комсомольский" оказалась на основании избрания на общем комсомольском собрании совхоза "Комсомольский", участниками которого были все комсомольцы, работающие в совхозе и учреждениях, расположенных на его территории (что подтверждается копией архивной справки от 25 декабря 2019 г. N56 имеющейся в деле). К ошибочному выводу пришел эксперт и относительно периода работы с 1 сентября 2000 г. по 30 сентября 2002 г. в должности старшей вожатой и на условиях совмещения должностей "Учитель ОБЖ", указав при этом в своём заключении, на неверное наименование должности, внесенное в трудовую книжку. Так, "Квалификационными характеристиками должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС), утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 26 августа 2010 г. N 781н предусмотрены наименования должностей как "Учителя", так и "Преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). Из тарификационных списков и иных доказательств, приобщенных в материалы дела, усматривается, что истец занимала должность именно "Учителя" с недельной нагрузкой 9 часов, что соответствует пункту 6 Правил N 781, согласно которому работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Часы по преподаваемому предмету ОБЖ (Основы безопасной жизнедеятельности) входят составной частью в учебный план общеобразовательной школы и ничем не отличаются от учебных часов по таким предметам как: математика, русский язык, физика, физическая культура, рисование и т.п.
Ответчик - Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Белореченском районе Краснодарского края, надлежащим образом извещённое о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителя не направил, причина неявки суду неизвестна.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося участника процесса.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено, что 13 декабря 2019 г. Гомцян А.А. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении (установлении) досрочной страховой пенсии по старости.
В подтверждение своей трудовой деятельности, истцом представлена трудовая книжка АТ-У N 3306189 от 2 ноября 1987 г. (л. д. 12-20).
Согласно представленной трудовой книжке трудовая деятельность Гомцян А.А. состоит из следующих периодов:
- с 27 октября 1987 г. по 1 апреля 1989 г. (01 г. 05 мес. 04 дн.) - старшая пионервожатая в средней школе N 6;
- с 18 апреля 1989 г. по 4 декабря 1992 г. (03 г. 07 мес. 17 дн.) - секретарь комитета ВЛКСМ совхоза "Комсомольский";
- с 20 декабря 1992 г. по 1 сентября 1997 г. (4 г. 8 мес. 12 дн.) - воспитатель ДДУ-28;
- с 1 октября 1997 г. по 30 сентября 2002 г. (04 г. 11 мес. 29 дн.) - старшая вожатая МОУ СОШ N26 ст.Пшехская;
- с 1 октября 2002 г. по 2 сентября 2007 г. (04 г. 11 мес. 1 дн.) - заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ N 26 ст. Пшехская;
- с 3 сентября 2007 г. по 31 августа 2017 г. (09 л. 11 мес. 29 дн.) - заместитель директора по учебно-воспитательной работе на 0, 5 ставки и учитель математики МБОУ СОШ N 26 ст.Пшехская;
- с 1 сентября 2017 г. по 12 декабря 2019 г. (2 г. 3 мес. 12 дн.) - социальный педагог МБОУ СОШ N 26 ст. Пшехская.
Решением Управления ПФР от 5 февраля 2020 г. N200000030626/1706359/19 Гомцян А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого специального стажа (с учетом положений части 3 статьи 10 ФЗ от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ).
Согласно имеющейся в материалах дела справке МБОУ СОШ N 26 уточняющей занятость в соответствующих должностях за период работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях на детей, Гомцян А.А. работала в МБОУ СОШ N 26 в должности старшей вожатой постоянно на полную ставку с 1 октября 1997 г. по 30 сентября 2002 г.; в должности заместителя директора по воспитательной работе постоянно на полную ставку с 1 октября 2002 г. по 2 сентября 2007 г.; в должности заместителя директора по воспитательной работе постоянно на 0, 5 ставки с 3 сентября 2007 г. и учителем математики на полную ставку по 31 августа 2017 г.; в должности социального педагога постоянно на полную ставку с 1 сентября 2017 г. по настоящее время (л. д. 21-22).
В материалы дела истцом представлена справка о том, что в соответствии с постановлением N 1277 от 2 августа 2000 г. и на основании приказов Пшехская средняя школа N 8 Белореченского района Краснодарского края переименована в Пшехскую среднюю школу N 26, что подтверждено соответствующими приказами (л. д. 23-30).
В подтверждение своих доводов истцом в материалы дела представлены приказы о приеме и переводах, подтверждающие периоды работы, (л. д. 31-36), тарификационные списки с 2000 г. по 2002 г. (л. д. 37-38), учетные карточки с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. (л. д. 39-42), копии приказов о разрешении совмещения с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. (л. д.43-46), архивная справка N 56 от 25 декабря 2019 г, подтверждающая факт работы Гомцян А.А. в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза с 18 апреля 1989 г. по 1 декабря 1992 г. (л. д.47).
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.
При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 и в соответствии с нормами ранее действовавшего пенсионного законодательства в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не могут быть засчитаны следующие периоды работы: с 27 октября 1987 г. по 1 апреля 1989 г. (1г. 5мес. 05дн.) - старшая пионервожатая средней школы N 6, так как в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением N1397, работа в должности пионервожатой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию, при наличии работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, от 17 декабря 1959 г. N1397, и наличии не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Учитывая, что у Гомцян А. А. отсутствует до 1 октября 1993 г. педагогический стаж, предусмотренный Перечнем от 17 декабря 1959 г. N 1937, а также отсутствует 2/3 требуемого педагогического стажа (16 лет 08 месяцев) суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный период не может быть засчитан в специальный педагогический стаж.
Наименования должностей "старшая пионервожатая", "старшая вожатая" разделами "Наименование должностей" Списков от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781 не предусмотрены.
Период работы - с 18 апреля 1989 г. по 4 декабря 1992 г. (03 г. 07 мес. 17 дн.) - секретарь комитета ВЛКСМ совхоза "Комсомольский", при оценке пенсионных прав не подлежал рассмотрению в качестве возможности включения его в педагогический стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, поскольку указанное Положение распространяется исключительно на работников просвещения, работа которых протекала в учреждениях, организациях, поименованных в Перечне, что не распространяется на истца, т.к. в оспариваемый период ее работа протекала в совхозе "Комсомольский".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием о том, что не подлежит включению в специальный стаж период с 1 октября 1997 г. по 30 сентября 2002 г. (1 г. 5 мес. 05 дн.) - старшая вожатая средней общеобразовательной школы N26, так как наименования должностей "старшая пионервожатая", "старшая вожатая" разделами "Наименование должностей" Списков от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781 не предусмотрены.
При этом, судебная коллегия суда апелляционной инстанции не согласилась с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска о включении в льготный стаж период работы истца с 1 января 2018 г. по 12 декабря 2019 г. в должности социальный педагог с совмещением работ учителя МБОУ СОШ N 26 ст-цы Пшехская, поскольку, по мнению суда апелляционной инстанции указанный спорный период соответствуют требованиям, необходимым для досрочного назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона N 400 - ФЗ.
В основу апелляционного определения суд апелляционной инстанции положил заключение N24/СО Государственной экспертизы условий труда в управлении труда Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 1 декабря 2021 г, признав его надлежащим доказательством по делу.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в части отказа во включении в специальный стаж периода работы истца с 1 октября 1997 г. по 30 сентября 2002 г, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и требованиях подлежащего применению к правоотношениям пенсионного законодательства.
Выводы суда апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных требований в кассационном порядке не обжалуются и предметом оценки суда кассационной инстанции не являются.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы истца в части необоснованного отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы с 27 октября 1987 г. по 1 апреля 1989 г. в должности старшей пионервожатой средней школы N6 и с 18 апреля 1989 г. по 4 декабря 1992 г. в должности секретаря комитета ВЛКСМ совхоза "Комсомольский" по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Постановление N 665).
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 Постановления N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781) - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 2002 г.;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абз. 3 п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию-за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 декабря 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктами 1 и 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах, служба в составе Вооруженных Силах С, работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного профессионального и профессионально-технического образования.
Согласно пункту 3.1 Инструктивного письма от 30 июня 1986 г. N 1-63-И Министерства социального обеспечения РСФСР "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", при применении подпункта "а" пункта 1 Положения следует иметь в виду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ и др.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Из приведённых нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачёта в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения иных периодов деятельности, в том числе работы в качестве штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
С 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых не стала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачёта таким лицам в стаж работы по специальности работы в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых допускается только при условии работы в период действия Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397, то есть до 1 января 1992 г, и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 г. в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Между тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретённых прав, действенности их государственной защиты.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретённого ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
В названном постановлении Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования. У таких граждан сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Из приведённых выше нормативных положений в их взаимосвязи следует, что согласно действующим в спорный период нормативным правовым актам время работы в должности старшей пионервожатой в школе и секретарём комитета ВЛКСМ засчитывалось в стаж работы по специальности, при наличии на день обращения не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением N1397, С учётом периода работы истца, включённого ответчиком, а также включённого судом апелляционной инстанции (1 год 11 мес. 12 дн.), специальный стаж Гомцян А.А. на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости составляет более 2/3 от 25 лет (т.е. 16 лет 8 мес.) стажа педагогической деятельности, необходимого для назначения досрочной страховой пенсии по старости (14 лет 10 мес. 7 дн.+1 год 11 мес. 12 дн. включенных судом апелляционной инстанции), что оставлено без внимания суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного, апелляционное определение суда апелляционной инстанции подлежит отмене в части оставления без изменения решения суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Гомцян А.А. о включении в специальный стаж периодов работы в должности старшей пионервожатой с 27 октября 1987 г. по 1 апреля 1989 г, секретарем комитета ВЛКСМ совхоза "Комсомольский" с 18 апреля 1989 г. по 4 декабря 1992 г, с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Иное толкование приводило бы к снижению уровня пенсионного обеспечения гражданина и к отмене для него права, приобретённого им в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого им в конкретных правоотношениях.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 января 2022 г. отменить в части оставления без изменения решения Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 г. об отказе во включении в специальный стаж периодов работы с 27 октября 1987 г. по 1 апреля 1989 г. и с 18 апреля 1989 г. по 4 декабря 1992 г.
В отмененной части дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части решение Белореченского районного суда Краснодарского края от 22 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 17 января 2022 г. оставить без изменения.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.