Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мартыновой Н.Н, судей Егоровой Е.С. и Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бобрецовой О.Ю. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Бобрецовой О.Ю, поступившей с делом 8 июля 2022 г, на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Н.Н, выслушав истца Бобрецову О.Ю, ее представителя на основании устного ходатайства Хакимова Р.Р, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Бобрецова О.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии по старости и о понуждении произвести перерасчет страховой пенсии по старости, в котором просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края от 14 июля 2020 г. N Б-1085-08/1243 об отказе пересчитать суммарный размер ее страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края пересчитать суммарный размер ее страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края, в котором просила предоставить письменный расчет ее пенсии с даты выхода на пенсию с указанием периодов трудовой деятельности, которые были включены в трудовой стаж, а также предоставить формулу расчета стажевого коэффициента СК.
Согласно ответу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе-курорте Сочи Краснодарского края от 25 февраля 2021 г. N Б-229-08/274 в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 17 ФЗ N 400 "О страховых пенсиях" ей установлена повышенная фиксированная выплата в размере 50% с первоначальной даты обращения.
С 26 июля 2015 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости в размере 14 185, 71 руб. (повышена фиксированная выплата - 8767, 19 (4383, 59 руб. (фиксированная выплата) + 2191, 80 руб. (1/2 фиксированной выплаты за работу в РКС) + 2191, 80 руб. (4383, 59 + 2191, 80 руб.)/3 повышенной фиксированной выплаты за 1 нетрудоспособного иждивенца сына - Бобрецова Е.В.), страховая часть пенсии -5418, 52 руб.
С 1 апреля 2019 г. общий размер страховой пенсии в связи с исполнением 18 лет иждивенцу и не предоставлением в Управление ПФР справки об учебе Бобрецова Е.В. составил 12 470, 67 руб. (повышенная фиксированная выплата с учетом работы в РКС без учета одного иждивенца 6775, 39 руб. +5895, 25 руб. страховая часть.
Расчет отношения заработков произведен с 26 июля 2015 г. в размере 1, 4 - районный коэффициент, применяемый к заработной плате в районах Крайнего Севера в городе Северодвинске Архангельской области, где протекала трудовая деятельность.
Истец полагает, что ответчиком неверно определен размер среднемесячного заработка за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г, его отношение к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период - 1, 7, как лицу, проживавшему на 1 января 2002 г. в районе Крайнего Севера.
Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 апреля 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое постановление об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что согласно данных о стаже Бобрецовой О.Ю, предоставленных УПФР в Центральном районе города-курорта Сочи от 21 июня 2019 г, за период с 15 декабря 1999 г. по 31 декабря 2001 г. были применены: "Обычные условия статьи 8 Закона N 400-ФЗ", тогда, как согласно трудовой книжки АТ-У N 5150533 в период с 1 июня 1995 г. по 1 мая 2008 г. Бобрецова О.Ю. непрерывно осуществляла трудовую деятельность в условиях Района Крайнего Севера (РКС), что однако не было учтено Пенсионным Фондом при осуществлении расчета страховой пенсии Бобрецовой О.Ю.
Кроме того, согласно справке ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи от 21 июня 2019 г, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии Бобрецовой О.Ю. составляет 15 203, 39 руб. В свою очередь, суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенный к выплате в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", Бобрецовой О.Ю. составляет 12 470, 64 руб.
Тем самым, из вышеприведенной справки ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи от 21 июня 2019 г. следует, что при снижении размера страховой пенсии до 12 470 руб. пенсионным органом были применены положения статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Однако, согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, полагает, что у Пенсионного Фонда отсутствовали основания для снижения размера страховой пенсии Бобрецовой О.Ю. с 15203, 39 руб. до 12470, 64 руб. со ссылкой на положения статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", поскольку как следует из указанной выше статьи, при исчислении размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работающим пенсионерам производится без учета только лишь индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Следовательно, с учетом положений статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" выплачиваемый Бобрецовой О.Ю. согласно представленной в материалы дела справки ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи от 21 июня 2019 г, размер фиксированной выплаты страховой пенсии в размере 8001, 29 руб. не подлежал лишь индексации (увеличению) как работающему пенсионеру, тогда как согласно названной выше справке размер фиксированной выплаты к страховой пенсии фактически был необоснованно снижен до 6575, 39 руб. со ссылкой на положения статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, от истца поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его и его представителя.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции установлено, что Бобрецова О.Ю. с 26 июля 2015 г. является получателем страховой пенсии по старости, с момента обращения с соответствующим заявлением о назначении пенсии.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Размер пенсии истца с даты обращения, составил 14 128, 58 руб, в том числе фиксированная выплата 8 767, 19 руб. с учетом повышения за работу в соответствующих условиях труда в районе Крайнего Севера, нетрудоспособного члена семьи сына Егора и страховая пенсия в размере 5 361, 93 руб.
В силу пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, при установлении страховой пенсии применяются нормы Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", касающиеся исчисления расчетного пенсионного капитала до 1 января 2015 г, включая оценку пенсионных прав путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г, а также исчисления размера трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г.
На основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер пенсии определяется с учетом отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за соответствующий период.
Размер среднемесячного заработка рассчитывается за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
Из материалов дела следует, что среднемесячный заработок истца с 1 ноября 1990 г. по 31 октября 1995 г. составил 201 298, 31 руб, отношение среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за соответствующий период - 1, 536 (201 298, 31 : 131 095, 95).
Согласно пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в следующих размерах: не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5.
Отдельным категориям лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенном размере, в том числе не свыше 1, 4 для лиц, проживавших в г. Северодвинске Архангельской области где к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при назначении трудовой (страховой) пенсии может быть учтен среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000-2001 годы (24 месяца) по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, за данный период отношение заработной платы заявительницы составляет 0, 918, кроме того при расчете пенсии может быть применен расчет заработной платы за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002 г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами, данный расчет был применен при назначении пенсии и отношение заработков и составил 1, 536.
Судом установлено, что трудовая пенсия истца по старости рассчитана с применением максимальной величины отношения заработков 1, 4.
С 1 апреля 2019 г. размер страховой пенсии по старости в связи с достижением иждивенцем возраста 18 лет составил 12 470, 67 руб, в том числе фиксированная выплата - 6 575, 39 руб, страховая пенсия - 5 895, 25 руб.
С 1 августа 2021 г. размер страховой пенсии истца, как работающего пенсионера, составил 12 858, 04 руб, в том числе фиксированная выплата - 6 575, 39 руб, страховая пенсия - 6 282, 65 руб.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Бобрецовой О.Ю, суд первой инстанции исходил из того, что расчет размера ее пенсии произведен пенсионным органом правильно и оснований для перерасчета размера страховой пенсии в настоящее время не имеется
Проверяя обоснованность судебного постановления в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций преждевременными, сделанными без учета всех обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
На основании пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г.;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 г. до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.
Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац 7 пункта 3 и абзац 4 пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяться пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды работы, имевшие место до 1 января 2015 г, рассчитывается по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 26 Постановления Минтруда Российской Федерации N 16, Пенсионного Фонда Российской Федерации N 19па от 27 февраля 2002 г. "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" среднемесячный заработок застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования за 2000 - 2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, составленной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 1 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный статьей 102 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (определения от 4 апреля 2017 г. N 696-0, от 28 ноября 2019 г. N3181-0).
До вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 1 января 2002 г, правовое регулирование исчисления размера трудовой пенсии по старости осуществлялось по нормам Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 103 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" среднемесячный заработок за периоды, указанные в статьей 102 Закона, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) и 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 и 60.
Истец считает, что ответчиком неверно определен размер среднемесячного заработка за период с января 2000 г. по декабрь 2001 г, пенсионным органом неправомерно снижен размер страховой пенсии.
Из ответа пенсионного органа от 25 февраля 2021 г. следует, что с 26 июля 2015 г. истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости в размере 14 185, 71 руб, а с 1 апреля 2019 г. общий размер страховой пенсии снижен до 12 470, 67 руб. в связи с исполнением 18-летнего возраста иждивенцу.
Между тем, из справки ГУ УПФ в г.-к. Сочи от 21 июня 2019 г. следует, что суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии составляет 15 203, 39 руб. (л.д.23).
В качестве основания принятия решения об уменьшения размера пенсии пенсионный орган указал часть 1 статьи 26.1 ФЗ N 400.
Согласно справки ГУ УПФ в г.-к. Сочи от 30 мая 2017 г. размер страховой пенсии по старости Бобрецовой О.Ю. на 30 мая 2017 г. составляет 15 789, 12 руб. (л.д.24).
Таким образом, представленные ответчиком документы противоречат выводам суда первой инстанции, что истцу с 26 июля 2015 г. назначена страховая пенсия по старости в размере 14 128, 58 руб.
Согласно статье 26.1 Федерального закона N400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Судами первой и апелляционной инстанции не дано надлежащей оценки доводам истца об отсутствии оснований у пенсионного органа для снижения размера страховой пенсии со ссылкой на положения статьи 26.1 Федерального закона о "Страховых пенсиях", поскольку при исчислении размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии работающим пенсионерам производится только лишь индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Следовательно, с учетом положений статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" выплачиваемый Бобрецовой О.Ю. согласно представленной в материалы дела справки ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи от 21 июня 2019 г, размер фиксированной выплаты страховой пенсии в размере 8001, 29 руб. не подлежал лишь индексации (увеличению) как работающему пенсионеру, тогда как согласно названной выше справке размер фиксированной выплаты к страховой пенсии фактически был снижен до 6575, 39 руб. со ссылкой на положения статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Судом оставлены без внимания имеющиеся противоречия между вышеприведенными ответами Управления Пенсионного фонда РФ в городе-курорте Сочи от 14 июля 2020 г. N Б-1085-08/1243 и 25 февраля 2021 г. N Б-229-08/274 исходя из которых следует, что размер страховой пенсии Бобрецовой О.Ю. был снижен до 12470, 67 руб. в связи с исполнением 18-летнего возраста иждивенцу, тогда как согласно вышеназванной справке ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи от 21 июня 2019 г, размер страховой пенсии Бобрецовой О.Ю. был снижен до 12 470, 64 руб. в соответствии со статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Сведения относительно периодов работы Бобрецовой О.Ю, как застрахованного лица, на момент подачи ею заявления о назначении пенсии, находились в распоряжении пенсионного органа, который должен был в результате межведомственного запроса, принять их во внимание при расчете пенсии истцу еще в 2015 году и учесть при определении стажа работы Бобрецовой О.Ю. и определении среднего заработка.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Данные требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы судов об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
В силу положений статей 67, 71, 327, 327.1, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости. В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 названного Кодекса.
Вместе с тем, суды не установили, каковы условия назначения пенсии Бобрецовой О.Ю. и имелись ли у ответчика на момент обращения истца в пенсионный орган по действовавшему на тот период времени пенсионному законодательству сведения лицевого счета открытого на Бобрецову О.Ю.; не выяснили, какие именно периоды зачтены пенсионным органом в стаж истца при первичном обращении в 2015 году; не исследовали пенсионное дело, для установления оснований для перерасчета ответчиком размера страховой пенсии, и запрашивались ли указанные сведения самим пенсионным органом в подведомственном ему отделе или управлении.
Судами не определено, какие справки истцом представлялись в пенсионный орган при подаче заявления о назначении пенсии, какие справки пенсионным органом приняты при расчете истцу пенсии, какие оставлены без внимания ввиду отсутствия подтверждающих их сведений.
Таким образом, судами нарушен принцип непосредственного исследования доказательств.
Допущенные нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены судебных постановлений.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что принятые по делу решение и апелляционное определение нельзя признать законными, они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 9 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 4 апреля 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Н. Мартынова
Судьи Е.С. Егорова
Н.В. Бетрозова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.