Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Борс Х.З., рассмотрев жалобу руководителя ОАО САФ "Русь" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление судьи Тимашевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Тимашевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ ОАО САФ "Русь" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 170 000 (сто семьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи "адрес"вого от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции руководитель ОАО САФ "Русь" ФИО2 просит судебные акты отменить, полагая их незаконными, необоснованными, и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы во взаимосвязи с материалами дела об административном правонарушении, судья кассационного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения по ст. 19.20 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.
Объективная сторона административных правонарушений по ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ);
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11 ч. 00 м. выявлено, что ОАО САФ "Русь" осуществляет деятельность по обезвреживанию отходов - навоз крупного рогатого скота свежий 4 класса опасности, образующийся в результате выращивания крупного рогатого скота на объектах: НВОС N-П, площадка N отделение N МТФ N объект II категории - категория иска - средняя (4), расположенный по адресу: "адрес"; НВОС N-П площадка N отделение N МТФ N объект II категории - категория иска - средняя (4), расположенный по адресу: "адрес"; НВОС N-П) площадка N отделение N МТФ N объект II категории - категория иска - средняя (4), расположенный по адресу: "адрес"; НВОС N-П) площадка N отделение N МТФ N объект II категории - категория иска - средняя (4), расположенный по адресу: "адрес", в отсутствие лицензии на осуществление данного вида деятельности, что является нарушением положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статей 1, 9 Закона N 89-ФЗ, пункта 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ СПК "Колхоз имени ФИО3" осуществляет деятельность по обезвреживанию и утилизации отходов: "Навоз крупного рогатого скота свежий" (кд по ФККО 11211001334) 4 класс опасности путем биометрического обеззараживания и перенаправления, и в результате образуется отход - "Навоз крупного рогатого скота перепревший" (кд по ФККО 1121002295) 5 класс опасности, который в свою очередь используется в качестве органического удобрения для внесения в почву, о чем составлен соответствующий акт, составлен протокол об административном правонарушении.
Фактические обстоятельства в совершении административного правонарушения ОАО САФ "Русь" подтверждается протоколом об административном правонарушении N-Ф-1 от ДД.ММ.ГГГГ, письмом прокуратуры "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, справкой по результатам проверки соблюдения обязательных требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ в области охраны окружающей среды и природопользования.
Вышеназванные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ОАО САФ "Русь" дела об административном правонарушении.
Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, установлен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О лицензировании отдельных видов деятельности". В силу положений ст. 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит, в частности, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Законом N 99-ФЗ с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенной нормы, при исследовании вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех от него мер по соблюдению правил и норм.
Как установлено ОАО САФ "Русь", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, не приняло исчерпывающих мер для соблюдения требований лицензионного законодательства, в этой связи, действия ОАО САФ "Русь" квалифицированы как образующие объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Квалификация приведенных выше действий ОАО САФ "Русь" по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного кодекса представляется верным, обоснованным и основанным на исследованных доказательствах и нормах надлежащего права. Соответствующие доказательства всесторонне, полно и объективно исследованы в ходе разрешения дела и получили надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ставить под сомнение которую оснований не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен в отношении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит сведения, перечисленные в части 2 этой статьи.
Постановление о назначении административного наказания соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены данные и обстоятельства, указанные в части 1 этой статьи.
Описание события вмененного ОАО САФ "Русь" административного правонарушения изложено в протоколе об административном правонарушении, постановлении о назначении административного наказания, а также в акте вышестоящей судебной инстанции в соответствии с диспозицией части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Означенные процессуальные документы содержат сведения о месте и времени выявления административного правонарушения, описание события административного правонарушения с указанием на допущенное нарушение требований законодательства, выразившееся в осуществлении не связанной с извлечением прибыли деятельности по обращению с отходами IV класса опасности без лицензии, когда такая лицензия обязательна. Данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного названной нормой.
Вопреки доводам жалобы дело об административном правонарушении в отношении ОАО САФ "Русь" судебными инстанциями рассмотрено всесторонне, полно и объективно, нарушений требований положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допущено, каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов судебных инстанций о доказанности вины ОАО САФ "Русь" в совершении вмененного ему административного правонарушения не установлено.
Все доказательства, на основании которых установлена виновность ОАО САФ "Русь" получены уполномоченным на то должностным лицом, в рамках выполнения им своих должностных обязанностей, содержат сведения, необходимые для правильного разрешения дела, согласуются между собой и с фактическими обстоятельствами дела, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для признания указанных процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами отсутствуют.
Доводы жалобы являлись предметом проверки нижестоящей судебной инстанции, были обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Постановление о привлечении ОАО САФ "Русь" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено обществу в пределах санкции части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Тимашевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО САФ "Русь" оставить без изменения, жалобу ОАО САФ "Русь" - без удовлетворения.
Судья Х.З. Борс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.