Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмарь Д.В., рассмотрев жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю ФИО2 на вступившие в законную силу решение судьи Севастопольского городского суда от 28 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора ООО "Замша" Замилова Р.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 26 февраля 2021 года N 91 генеральный директор ООО "Замша" (далее-Общество) ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 июня 2021 года постановление от 26 февраля 2021 года оставлено без изменения.
Решением судьи Севастопольского городского суда от 28 июля 2021 года решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 июня 2021 года возвращено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Севастополя.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 октября 2021 года постановление заместителя начальника руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 26 февраля 2021 года отменено, дело возвращено на новое рассмотрение в УФНС по г. Севастополю.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю ФИО2, ставит вопрос об отмене решения судьи Севастопольского городского суда от 28 июля 2021 года. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судьей городского суда не исследованы и не дана надлежащая оценка всем доказательствам, и вынесено незаконное и необоснованное судебное решение.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно подпункту "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением валютных операций, перечисленных в указанной части статьи 14 Закона.
Из материалов дела следует, что при осуществлении мероприятий валютного контроля на основании поручения от 3 февраля 2021 года заместителя руководителя УФНС по г. Севастополю проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлены нарушения порядка ведения валютных операций.
Так, Обществом выплачена заработная плата нерезиденту - гражданину Украины ФИО3, - наличными денежными средствами через кассу организации по платежной ведомости N от 27 февраля 2019 года в сумме "данные изъяты".
Директором Общества, ответственным за выплату заработной платы, являлся Замилов Р.Ф.
Постановлением заместителя начальника руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 26 февраля 2021 года N 91 генеральный директор Общества Замилов Р.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
С указанными выводами согласился судья районного суда.
Отменяя решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 июня 2021 года, и возвращая дело на новое рассмотрение, судья городского суда исходил из того, что нарушения валютного законодательства совершены одним субъектом, нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, правонарушения являются однородными, выплата заработной платы производилась регулярно на постоянной основе.
Вместе с тем, считаю, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу постановления и судебных решений с прекращением производства по делу, ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, составляет 2 года.
По истечении двухгодичного срока, согласно положениям статьи 24.5 КоАП РФ, вопрос об ответственности за совершение административного правонарушения (в том числе о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого велось производство состава правонарушения), обсуждаться не может.
Исходя из положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, истечение срока давности является условием, исключающим дальнейшее производство по делу.
Отменяя решение судьи районного суда от 3 июня 2021 года, судья городского суда не учел, что на момент рассмотрения жалобы защитника ФИО4, действующей в интересах Замилова Р.Ф, срок привлечения генерального директора Общества Замилова Р.Ф. к административной ответственности истек (правонарушение выявлено 27 февраля 2019 года, решение судьи городского суда вынесено 28 июля 2021 года).
Таким образом, у судьи городского суда отсутствовали правовые основания для возвращения дела на новое рассмотрение.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 октября 2021 года отменено постановление должностного лица административного органа от 26 февраля 2021 года и дело направлено на новое рассмотрение в УФНС России по г. Севастополю.
Поскольку решение судьи Севастопольского городского суда от 28 июля 2021 года отменено, то и названное решение судьи районного суда также подлежит отмене.
С учетом принципа правовой определенности и стабильности, закрепленного в Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливает в пункте 2 статьи 4 Протокола N7 (в редакции Протокола N11), не позволяющего ухудшать положение лица, привлеченного к административной ответственности отмене подлежат и постановление заместителя начальника руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 26 февраля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 июня 2021 года.
Исходя из того, что срок привлечения к административной ответственности истек, то производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление заместителя начальника руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 26 февраля 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 3 июня 2021 года, решение судьи Севастопольского городского суда от 28 июля 2021 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 7 октября 2021 года, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.