Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Лихацкого Д.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 21 марта 2022г, решение судьи Алтайского краевого суда от 19 мая 2022г, вынесенные в отношении ТСЖ "Орбита", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Барнаула от 21 марта 2022г, оставленным без изменения решением судьи Алтайского краевого суда от 19 мая 2022г, прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ в отношении ТСЖ "Орбита" на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе должностное лицо просит об отмене постановления и решения, возвращении дела на новое рассмотрение.
ТСЖ "Орбита", уведомленные о подаче жалобы, в установленные сроки возражений не представили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Статьей 9.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. N 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1.3 указанных Правил безопасная эксплуатация оборудования, зданий и сооружений обеспечивается положениями инструкций и других нормативно-технических документов.
Согласно п. 2.5.217. Правил, расстояния от отклоненных проводов ВЛ, расположенных вдоль улиц, в парках и садах, до деревьев, а также до тросов подвески дорожных знаков должны быть не менее приведенных в табл. 2.5.21.
Расстояния по горизонтали от крайних проводов вновь сооружаемых ВЛ при неотклоненном их положении до границ земельных участков жилых и общественных зданий, до детских игровых площадок, площадок отдыха и занятий физкультурой, хозяйственных площадок или до ближайших выступающих частей жилых и общественных зданий при отсутствии земельных участков со стороны прохождения ВЛ, а также до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков должно быть не менее расстояний для охранных зон ВЛ соответствующих напряжений.
Допускается принимать для ВЛ до 20 кВ расстояние по горизонтали от крайних проводов ВЛ при наибольшем их отклонении до границ приусадебных земельных участков индивидуальных домов и коллективных садовых участков не менее 2 м.
В соответствии с пунктом 2.4.95 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. N 187, прохождение ВЛ до 1 кВ с изолированными и неизолированными проводами не допускается по территориям спортивных сооружений, школ (общеобразовательных и интернатов), технических училищ, детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов, детских комбинатов), детских домов, детских игровых площадок, а также по территориям детских оздоровительных лагерей.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что 28.12.2021г в 10:00 час ТСЖ "Орбита" допущено нарушение п.п. 2.5.217, 2.4.95 Правил устройства электроустановок принадлежащих (находящихся в эксплуатации), выразившееся в нахождении детской игровой площадки в охранной зоне ВЛ-110 кВ ОП-93/94 в районе опоры N 37 по ул. Интернациональная, 23 в г. Барнауле, а также в прохождении воздушной линии 0, 4 кВ под детской игровой площадкой. В охранной зоне воздушной линии электропередачи с неизолированными проводами ВЛ-110 кВ "Опорная-Подгорная" ОП-93/94, в районе опоры N 37 по адресу: г. Барнаул, ул. Интернациональная, 23 расположена детская игровая площадка, чем нарушен п. 2.5.217 "Правил устройства электроустановок" 7-е издание (утв. Приказом Минэнерго России от 20.05.2003 N 187). Надд детской игровой площадкой проходит воздушная линия 0, 4 кВ с изолированными проводами, чем нарушен п. 2.4.95 названных выше Правил.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Орбита" по ст. 9.11 КоАП РФ, суды пришли к выводу об отсутствии состава вмененного правонарушения, при этом указали, что п. 2.4.95 и 2.5.217 ПУЭ распространяются на лиц, осуществляющих устройство воздушных линий электропередачи переменного тока, а именно высоковольтных линий электропередачи. По мнению судов, ТСЖ "Орбита" не является таким лицом.
Однако с выводами судебных инстанций нельзя согласиться ввиду следующего.
Субъектами правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать указанные ст. 9.11 КоАП РФ правила: граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.
При этом субъектом правонарушения по ст. 9.11 КоАП РФ в том числе может являться как собственник, организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации и ремонту электроустановок жилого здания (управляющая организация), так и организация, которой указанные функции переданы управляющей организацией на основании договора.
В протоколе об административном правонарушении должностным лицом указано, что перечисленные линии воздушных электропередач принадлежат (находятся в эксплуатации) ТСЖ "Орбита", (л.д.8-10).
В материалы данного дела не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что перечисленные в протоколе электроустановки не принадлежат (не находятся в эксплуатации) ТСЖ "Орбита". Суды при рассмотрении дела такие доказательства не истребовали и оценку им не дали, тогда как установление указанных обстоятельств имеет правовое значение. Выводы судебных инстанций, приведенные выше не основаны на каких-либо доказательствах.
Помимо этого, судами не устанавливались обстоятельства, свидетельствующие о том, кем и когда была размещена детская игровая площадка, над которой проходит воздушная линия электропередач. В протоколе об административном правонарушении представитель ТСЖ "Орбита" пояснил, что детская площадка установлена с момента постройки дома (1995), в 2017г провели реконструкцию и скомпоновали в одном месте по программе "формирование городской комфортной среды". Однако суды не выясняли данных обстоятельств, надлежащих доказательств не истребовали.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также его виновность в совершении административного правонарушения.
Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, указанная норма закона не предполагает возможность произвольной оценки судьей, рассматривающим дело об административном правонарушении, представленных доказательств. Их оценка должна быть основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, что предполагает в силу пункта 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи Центрального районного суда г. Барнаула, вышестоящий суд не выполнил требований п.8 ч.2, ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, тогда как не был лишен возможности истребования и исследования приведенных выше доказательств.
Суды не приняли мер к исследованию доказательств по делу в полном объеме, не установили обстоятельств, имеющих значение для дела, преждевременно сделали выводы об отсутствии в действиях товарищества состава вмененного административного правонарушения, тем самым допустили существенное нарушение норм процессуального права.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности не истек.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ решение судьи Алтайского краевого суда подлежит отмене, а дело возвращению в Алтайский краевой суд на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
жалобу государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за энергосетями и электроустановками потребителей и электроснабжением Лихацкого Д.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Алтайского краевого суда от 19 мая 2022г, вынесенное в отношении ТСЖ "Орбита", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ - отменить.
Дело возвратить в Алтайский краевой суд на новое рассмотрение.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.