Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Суховой Дарьи Валерьевны, поданную через суд первой инстанции 8 августа 2022 г, на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 25 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 30 июня 2022 г.
по административному делу N 2а-575/2022 по административному исковому заявлению Суховой Дарьи Валерьевны к Министерству экономического развития Республики Алтай о признании недействительным решения, понуждении принять решение.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Швецова А.В, представляющего интересы Суховой Д.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Киселевой Т.В, представляющей интересы Министерства экономического развития Республики Алтай, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Сухова Д.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным отказа в предоставлении в собственность земельных участков, с кадастровыми номерами N и N, выраженного в письме N от 16 ноября 2021 г, понуждении в течение пяти календарных дней, со дня вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения: принять решения о предоставлении земельных участков в собственность за плату и направить Суховой Д.В. проекты договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения, с кадастровыми номерами N и N
Требования мотивирует тем, что на основании договора от 15 мая 2017 г. приобрела в аренду спорные земельные участки с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. 31 мая 2021 г. у истца возникло право на выкуп этих участков без проведения торгов и 29 июля 2021 г. она обратилась к ответчику с заявлением о выкупе этих участков, письмом от 16 ноября 2021 г. административный ответчик отказал в их выкупе.
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 25 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 30 июня 2022 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения допущены по настоящему делу.
Из материалов дела следует и установлено судами, что на основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Алтай N от 19 августа 2015 г, договора уступки прав и обязанностей по договору аренды N земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Алтай от 10 декабря 2015 г, договора уступки прав и обязанностей по договору аренды N N земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Алтай от 15 мая 2017 г, Суховой Д.В принадлежит земельный участок, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, с местоположением установленного относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес", земельный участок расположен в границах кадастровых кварталов: N, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Договор заключен с 17 августа 2015 г. по 1 февраля 2062 г.
На основании договора аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Алтай N от 19 августа 2015 г, договора уступки прав и обязанностей по договору аренды N земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Алтай от 10 декабря 2015 г, договора уступки прав и обязанностей по договору аренды N земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Алтай от 15 мая 2017 г. Суховой Д.В. принадлежит земельный участок, с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м,, с местоположением установленного относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: "адрес" земельный участок расположен в границах кадастровых кварталов: N категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Договор заключен с 17 августа 2015 г. по 1 февраля 2062 г.
29 июля 2021 г. Сухова Д.В. обратилась в Министерство экономического развития Республики Алтай с заявлениями о выкупе земельных участков, с кадастровыми номерами N без проведения торгов, заключении договора купли-продажи.
Письмом N от 16 ноября 2021 г. Министерство экономического развития Республики Алтай отказало Суховой Д.В. в заключении договоров купли-продажи.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции проанализировав представленные в материалах дела доказательства, руководствуясь положениями подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 3 статьи 1 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", пришел к выводу, что поскольку административный истец не является индивидуальным предпринимателем, осуществляющим производство сельскохозяйственной продукции, не ведет крестьянского хозяйства, спорные земельные участки могут быть использованы ею как гражданином, ведущим личное подсобно хозяйство, так как к иным сельскохозяйственным производителям административного истца отнести нельзя. Следовательно, земельные участки могут быть предоставлены в размере не превышающем, размер установленный законом Республики Алтай, согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" и Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 г. N 67-РЗ "Об установлении максимального размера общей площади земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства граждан в Республике Алтай", а именно 2, 5 га, вместе с тем величина испрашиваемых участков превышает указанный размер в 148 раз.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что административный истец, имея личное подсобное хозяйство, не вправе претендовать на земельные участки, превышающие по площади максимально возможный размер предоставления. Судебная коллегия также отметила, что в отсутствие доказательств добросовестного надлежащего использования земельных участков суд пришел к правильному выводу, что заявитель не доказал возникновение права на приобретение земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что земельные участки находящиеся в аренде у административного истца с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" используются ею по назначению, в связи с чем отказ в предоставлении в собственность является незаконным, противоречит положениям подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора вид разрешенного использования земельных участков" "животноводство", которое включает в себя осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных. Доказательств использования земельных участков не по целевому назначению в материалах дела не имеется. Полагает неправильным вывод об отсутствии у нее права на приобретение земельного участка ввиду отсутствия статуса сельхозпроизводителя.
Данные доводы судебная коллегия полагает обоснованными.
Оборот земельных участков в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Как следует из материалов административного дела, административный истец обратилась с заявлениями о предоставлении в собственность земельных участков без проведения торгов, как арендатор земельных участков на основании пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как следует их оспариваемого отказа административный ответчик подверг оценке право на предоставление земельных участков в собственность Суховой Д.В, как лица, ведущего личное подсобное хозяйство, вместе с тем заявления от 29 июля 2021 г. не содержат данных, что указанное являлось основанием для предоставления земельных участков в собственность.
При таких данных, поскольку действующее правовое регулирование не устанавливает запрет на предоставление в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного производства гражданину и поданные заявления не содержали в качестве цели предоставления - ведение личного подсобного хозяйства, оспариваемый отказ нельзя признать законным, судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований и возложении обязанности повторного рассмотрения заявлений административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Майминского районного суда Республики Алтай от 25 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 30 июня 2022 г. отменить.
Принять новое решение. Признать незаконным отказ Министерства экономического развития в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами N и N без проведения торгов, изложенный в письме от 16 ноября 2021 г. N. Возложить на Министерство экономического развития Республики Алтай обязанность повторно рассмотреть заявления Суховой Д.В. от 29 июля 2021 г.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.