Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В. и Евтифеевой О.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе администрации Ангарского городского округа Иркутской области, поданной через суд первой инстанции 11 августа 2022 года, на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 мая 2022 года по административному делу N 2а-1264/2022 по административному исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации Ангарского городского округа Иркутской области о признании незаконным бездействия администрации Ангарского городского округа Иркутской области в непринятии мер по организации на территории Ангарского городского округа Иркутской области площадок для накопления отходов от зимней уборки территории Ангарского городского округа или снегоплавильных установок, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения представителя администрации Ангарского городского округа Иркутской области Шишкиной З.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ангарский межрайонный природоохранный прокурор Иркутской области, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Ангарский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к администрации Ангарского городского округа о признании незаконным бездействия административного ответчика в непринятии мер по организации на территории Ангарского городского округа площадок для накопления отходов от зимней уборки территории Ангарского городского округа или снегоплавильных установок, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований указал, что в рамках надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, систематически допускаемые администрацией Ангарского городского округа, выразившиеся в отсутствии обеспечения условий для ежегодного размещения отходов от уборки снега с территории муниципального образования в соответствии с установленными требованиями.
До настоящего времени каких-либо действий, направленных на устранение нарушений закона и создание благоприятных условий жизнедеятельности граждан в части исключения попадания вредных веществ с таянием убранного с территории населенного пункта снега в окружающую среду со стороны административного ответчика не предпринято. Площадки с водонепроницаемым покрытием, обвалованными сплошным земляным валом, не обустроены.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 28 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 мая 2022 года, требования административного истца удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация Ангарского городского округа Иркутской области ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Не оспаривая того, что площадки для складирования снега или снегоплавильной установки на территории Ангарского городского округа отсутствуют, настаивает на отсутствии оспариваемого бездействия органа местного самоуправления, указывая, что в целях соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией Ангарского городского округа заключен муниципальный контракт на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектно-сметной документации на строительство локальных очистных сооружений, который расторгнут в 2021 году в связи с невыполнением подрядной организацией своих обязательств. В настоящее время администрацией Ангарского городского округа Иркутской области разрешается вопрос о выделении дополнительного финансирования для заключения нового муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации для обустройства территории городского поселения снегосвалками.
Относительно доводов кассационной жалобы Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений не было допущено судами.
При рассмотрении дела установлено, что Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзорной деятельности выявлены нарушения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку в зимний период 2020-2021 года вывоз и размещение отходов от зимней уборки улиц Ангарского городского округа производились на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес"; на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", которые постановлением администрации Ангарского городского округа определены для приема снега в зимний период времени. Вместе с тем указанные земельные участки не отвечают требованиям пункта 34 раздела 2 Санитарно-эпидемиологического благополучия населения 2.1.3684-21, поскольку не оборудованы водонепроницаемым покрытием, не обвалованы сплошным земляным валом.
31 марта 2021 года в адрес мэра Ангарского городского округа Иркутской области Петрова С.А. Ангарским межрайонным природоохранным прокурором Иркутской области внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства.
В ответ на представление 27 апреля 2021 года заместитель мэра Ангарского городского округа Иркутской области Сафронов А.С. подтвердил указанные в представлении нарушения, для устранения которых поручена разработка проектно-сметной документации на устройство сухих снежных свалок для организации мест складирования снежных масс после уборки автомобильных дорог.
Заключенный ДД.ММ.ГГГГ между "данные изъяты" и МКУ "Служба муниципального хозяйства" муниципальный контракт N N на выполнение работ по инженерным изысканиям и разработке проектно-сметной документации на строительство локальных очистных сооружений со сроком исполнения до 1 сентября 2021 года расторгнут в связи с неисполнением обязательств в установленный договором срок.
8 декабря 2021 года в ответ на запрос Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области заместителем мэра Ангарского городского округа Иркутской области Сафроновым А.С. сообщалось, что муниципальным казенным учреждением "Служба муниципального хозяйства" (далее МКУ "Служба муниципального хозяйства") проводится проработка вопроса организации сухих снежных свалок на территории Ангарского городского округа Иркутской области, на 2022 год запланированы мероприятия по внесению изменений в генеральный план Ангарского городского округа Иркутской области для разработки проектно-сметной документации.
Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа Иркутской области 29 ноября 2021 года и 11 октября 2021 года заключены муниципальные контракты с "данные изъяты" и "данные изъяты" на выполнение работ по уборке автомобильных дорог от снега, обработке дорог противоголедными материалами, начиная с момента заключения контракта и до 15 марта 2022 года. Условиями указанных муниципальных контрактов места складирования собранного в результате очистки автомобильных дорог снега не оговорены.
Удовлетворяя требование Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Иркутской области, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии бездействия со стороны администрации Ангарского городского округа Иркутской области в части непринятия мер по организации на территории Ангарского городского округа Иркутской области площадок для накопления снега от уборки территории Ангарского городского округа или снегоплавильных установок и возложил на администрацию Ангарского городского округа Иркутской области обязанность в течение года с момента вступления решения суда в законную силу организовать в границах Ангарского городского округа Иркутской области площадки для накопления снега от уборки территории Ангарского городского округа или снегоплавильные установки в соответствии с требованиями СаНПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N3 от 28 января 2021 года.
Выводы судов являются правильными.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ "Об охране окружающей среды") каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 ФЗ "Об охране окружающей среды".
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 ФЗ "Об охране окружающей среды" основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (пункт 11 части 1 статьи 16) и Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) (пункт 2 статьи 7) организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относят к вопросам местного значения городского округа.
Пунктами 24 и 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесены участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
Так, пункт 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает понятие благоустройства территории как деятельности по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленной на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно Правилам благоустройства территории Ангарского городского округа, утвержденных решением Думы Ангарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ N N, вывоз снега разрешается только на специально отведенные места, определенные постановлением администрации Ангарского городского округа (подпункт 7 пункта 3.8).
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" к коммунальным, подобным коммунальным на производстве и предоставлении услуг населению, отходам относятся отходы от зимней уборки улиц (код 7 31 210 00 00 0), то есть снег.
Правовые основы обращения с отходами в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", предусматривающим, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Согласно положениям пункта 1 статьи 2, статей 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения санитарных правил.
Частью 1 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (часть 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21 Закона N 52-ФЗ).
В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4.8 санитарно-эпидемиологических правил и норм "СанПиН 2.1.7.3550-19 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 5 декабря 2019 года N 20 (действующих до 01 января 2021 года), складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведенные площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки.
Пунктом 34 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года, предусмотрено, что собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, снег должен складироваться на площадках с водонепроницаемым покрытием и обвалованных сплошным земляным валом. Не допускается размещение собранного снега и льда на детских игровых и спортивных площадках, в зонах рекреационного назначения, на поверхности ледяного покрова водоемов и водосборных территориях, а также в радиусе 50 метров от источников нецентрализованного водоснабжения.
Настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами. Положения приведенного законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на территории Ангарского городского округа имеются специальные площадки, отвечающие требованиям санитарных правил, на которых может складироваться снег, собранный хозяйствующими субъектами, осуществляющими вывоз снега, в материалах дела не имеется.
При изложенных обстоятельствах, с учетом приведенного правового регулирования и установленных фактических обстоятельств, заявленные прокурором требования обоснованно удовлетворены судами.
Приведенные в жалобе доводы, как и ссылки заявителя на то, что администрацией Ангарского городского округа предпринимаются меры по организации на территории городского округа площадок для складирования снега, не опровергают установленные фактические обстоятельства об отсутствии на территории города площадки, отвечающей требованиям санитарных правил, на которой может складироваться собранный снег.
С учетом установленных фактических обстоятельств, само по себе заключение администрацией города муниципального контракта на разработку проектно-сметной документации локальных очистных сооружений (на момент рассмотрения дела расторгнутого), а также подготовка к заключению нового муниципального контракта, не свидетельствуют о принятии администрацией исчерпывающих мер, направленных на организацию отвечающего требованиям санитарных правил места для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период, и об отсутствии оспариваемого бездействия администрации Ангарского городского округа. В ходе рассмотрения административного дела судами дана надлежащая оценка доводам администрации Ангарского городского округа о заключении муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ с "данные изъяты", которые отклонены судами как необоснованные.
Вопреки приведенным доводам жалобы, обеспечение соблюдения санитарных норм и правил относится к полномочиям органов местного самоуправления. Из правового анализа пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что за земельные участки, расположенные на территории городского округа, отвечает орган местного самоуправления такого округа, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Вышеприведенное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных правомочий по организации в границах муниципального образования мест для складирования снега, собранного при уборке территории города в зимний период, отвечающих требованиям санитарных правил, в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Непринятие указанных мер, и как следствие, размещение отходов на территории, не оборудованной для этих целей, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, правовая позиция администрации об отсутствии незаконного бездействия, приведенная в суде апелляционной инстанции (и продублированная в кассационной жалобе), правомерно отклонена судом апелляционной инстанции, как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащая представленным в материалы дела и исследованным доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые влияли на обоснованность и законность оспариваемых судебных актов, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены апелляционного определения. Предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 28 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 11 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.