Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Аумана Евгения Викторовича, поданную через суд первой инстанции 22 августа 2022 г, на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 16 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 июня 2022 г.
по административному делу N 2а-1572/2022 по административному исковому заявлению Аумана Евгения Викторовича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконными решения N 2500 от 4 октября 2021 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения N 15 от 17 января 2022 г. об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Титова К.Л, представляющего интересы Аумана Е.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Разумновой Н.А. и Вялых Д.А, представляющих интересы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу, Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области - Кузбассу, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ауман Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС N9 по Кемеровской области - Кузбассу N от 4 октября 2021 г. и решения УФНС России по Кемеровской области N от 17 января 2022 г. в части доначисления налогов, штрафов, пени в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: "адрес" кадастровый номер N; "адрес" кадастровый номер N; "адрес" кадастровый номер N.
Требования мотивированы тем, что Ауманом Е.В. были проданы 10 марта 2020 г. принадлежащие ему нежилые помещения за цену, соответствующую рыночной цене региона их расположения, реальному состоянию данных объектов недвижимости, необходимости проведения ремонта и иных факторов, влияющих на ценообразование: нежилое помещение, находящееся по адресу: "адрес" кадастровый номер N цена продажи 150000 рублей; нежилое помещение, находящееся по адресу: "адрес" кадастровый номер N, цена продажи 150000 рублей; нежилое помещение, находящееся по адресу: "адрес" кадастровый номер N, цена продажи 200000 рублей.
Указанные помещения, были приобретены Ауманом Е.В. в 2019 г. на основании договора купли-продажи от 1 февраля 2019 г. по общей стоимости 500000 рублей.
Ауманом Е.В. в Межрайонную ИФНС России N 9 по Кемеровской области - Кузбассу была 27 апреля 2021 г. представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 г, регистрационный номер N, в которой заявлен доход от продажи недвижимости на общую сумму 610000, 00 рублей. В соответствии с данной декларацией сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 0, 00 рублей, поскольку доход налогоплательщика от проведения данных сделок также составил 0, 00 рублей. 25 октября 2021 г. им получено решение Межрайонной ИФНС России N9 по Кемеровской области - Кузбассу N от 4 октября 2021 г. о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде занижения налогооблагаемой базы путем продажи имущества ниже кадастровой стоимости объектов более чем на 30 %.
Административный истец не согласился с вынесенным решением Межрайонной ИФНС России N 9 по Кемеровской области - Кузбассу N от 4 октября 2021 г. в связи с тем, что кадастровая стоимость указанных нежилых объектов завышена, и не соответствует действительной рыночном стоимости.
Ауман Е.В. почтовым отправлением с описью направил 12 ноября 2021 г. в адрес УФНС по Кемеровской области - Кузбассу, через Межрайонную ИФНС N9 по Кемеровской области - Кузбассу, апелляционную жалобу, в которой дал необходимые пояснения, обозначил свое намерение оспаривать кадастровую стоимость проданных им нежилых помещений и просил не привлекать его к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также не начислять пени. Поданная в вышестоящий налоговый орган жалоба оставлена без удовлетворения.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 16 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 июня 2022 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования.
Относительно доводов кассационной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу, Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области - Кузбассу представлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что с 8 февраля 2019 г. Ауман Е.В. являлся собственником недвижимого имущества: помещений N расположенных по адресу: "адрес"
Согласно договорам купли-продажи нежилого помещения от 10 марта 2020 г, Ауман Е.В. продал вышеуказанные нежилые помещения: N (кадастровый номер N) по цене 150000 рублей; N (кадастровый номер N) по цене 150000 рублей; N (кадастровый номер N) по цене 200000 рублей.
В представленной Ауманом Е.В. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2020 г. административный истец отразил доход от продажи объектов недвижимого имущества и земельных участков, в общем размере 610000 рублей, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 0, 00 рублей.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, основанием для которой послужила представленная Ауманом Е.В. налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2020 г, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу вынесено 4 октября 2021 г. решение N о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа в размере 69624 рублей, а также доначислен налог на доходы физических лиц за 2020 г. в сумме 348121 рублей, пени за несвоевременную уплату данного налога в сумме 6057, 30 рублей.
Инспекцией установлено занижение Ауманом Е.В. налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на сумму 2677850, 39 рублей, в результате чего не исчислен и не уплачен в бюджет налог в сумме 348121, 00 рублей. Причиной занижения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц за 2020 г. явилось отражение налогоплательщиком в налоговой декларации дохода от продажи, в том числе, нежилых помещений с кадастровыми номерами с N, в размере меньшем, чем кадастровая стоимость указанных объектов, умноженная на понижающий коэффициент 0, 7.
Кадастровая стоимость нежилых помещений, в соответствии с которой налоговым органом произведен расчет недоимки по НДФЛ и налоговых и санкций Ауману Е.В. за 2020 г, установлена на основании данных, представленных Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - Кузбассу" в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 85 НК РФ:
нежилого помещения с кадастровым номером N в сумме 794446, 61 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N в сумме 993058, 26 рублей;
нежилого помещения с кадастровым номером N в сумме 2395138, 54 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Кузбассу от 17 января 2022 г. N оставлена без удовлетворения апелляционная жалоба Аумана Е.В.; утверждено решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области - Кузбассу от 4 октября 2021 г. N
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями подпункта 5 пункта 1 статьи 208, пунктов 1, 3, 6 статьи 210, пунктов 1, 2, 7 статьи 214.10, пунктов 2, 4 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", статей 24.11, 24.12, 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", абзаца 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", пришел к выводу о том, что заявление об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерам N - в сумме 184000 рублей; N - в сумме 220001 рублей; N - в сумме 553000 рублей, было подано в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области только 3 февраля 2022 г, то есть по истечении налогового периода (2020 г.), в котором произошло отчуждение нежилых помещений (10 марта 2020 г.), налоговым органом обоснованно произведено доначисление Ауману Е.В. суммы налога на доходы физических лиц за 2020 г. в размере 348121 рублей, исчисленного, исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что налог на доход с продажи объектов недвижимости, в отношении которых кадастровая стоимость в установленном порядке определена в размере рыночной стоимости завышен, поскольку исчислен на основании недостоверных данных о кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Данные доводы являлись предметом оценки судов, обоснованно отклонены по мотивам подробно изложенным в судебных актах, как основанные на неправильном толковании положений налогового законодательства, поскольку возможность перерасчета налога при установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном рыночной стоимости возможен только в отношении имущественных налогов, положения статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации относительно возможности ретроспективного перерасчёта налога на имущество по данным основаниям не подлежат применению.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 16 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 22 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.