Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Евтифеевой О.Э, Конаревой И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Публичного акционерного общества "Южный Кузбасс", поданную через суд первой инстанции 30 августа 2022 г, на решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 22 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 июля 2022 г.
по административному делу N 2а-379/2022 по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества "Южный Кузбасс" к администрации Мысковского городского округа о признании Постановления Администрации Мысковского городского округа не действующим.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Сазонова Е.В, представляющего интересы Публичного акционерного общества "Южный Кузбасс", поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения Конищева А.Н, Политовой А.П, приставляющих интересы администрации Мысковского городского округа, Куликовой А.С. и Морозовой О.Н, представляющих интересы Комитета по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Публичное акционерное общество "Южный Кузбасс" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании постановления администрации Мысковского городского округа от 8 июня 2021 г. N 895-нп не действующим.
В обоснование требований указано, что для осуществления своей производственной деятельности по добыче и переработке угля ПАО "Южный Кузбасс" и Комитет по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа заключили договор аренды N от 1 августа 2018 г. на земельный участок с кадастровым номером N площадью "данные изъяты" кв.м. с видом разрешенного использования: гидротехнические сооружения.
Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 30 апреля 2019 г. N 21-н "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Мысковский городской округ" Кемеровской области г. Мыски, утвержденный решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 20 ноября 2008 г. N 9-н", были установлены границы населенных пунктов Мысковского городского округа.
Администрация Мысковского городского округа постановлением от 4 июля 2019 г. N 884-п осуществила перевод участка, ранее входившего в состав земель населенных пунктов, в категорию "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
На основании постановления администрации Мысковского городского округа от 4 июля 2019 г. N 884-п Филиалом ФГБУ "Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии" по Кемеровской области-Кузбассу в ЕГРН внесены изменения о переводе участка из категории "Земли населенных пунктов" в категорию: "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Кадастровая стоимость земельного участка приведена в соответствие с категорией.
Постановлением администрации Мысковского городского округа от 8 июня 2021 г. N 895-нп отменено постановление администрации Мысковского городского округа от 4 июля 2019 г. N 884-п "О переводе категории земель" с момента его издания.
Административный истец считает, что отмена постановления от 4 июля 2019 г. N 884-п нарушает права ПАО "Южный Кузбасс", как арендатора, увеличивает размер арендных платежей по договору аренды, нарушает принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, придает закону обратную силу.
Решением Мысковского городского суда Кемеровской области от 22 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 июля 2022 г, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе (с учетом дополнения) заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
Относительно доводов кассационной жалобы Администрацией Мысковского городского округа, Советом народных депутатов Мысковского городского округа, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа представлены возражения.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции отказывает в удовлетворении ходатайства Публичного акционерного общества "Южный Кузбасс" о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, поскольку дополнительные доказательства не могут являться предметом исследования и оценки в суде кассационной инстанции в силу положений части 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов на основании тех доказательств, которые были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 19 января 2018 г. с указанием категории "Земли населенных пунктов", разрешенным использованием является гидротехнические сооружения, уточненной площадью - "данные изъяты" кв.м.
1 августа 2018 г. между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Мысковского городского округа и ПАО "Южный Кузбасс" заключен договор аренды земельного участка N, согласно пункта "данные изъяты" которого КУМИ МГО из категории земель "Земли населенных пунктов" предоставило ПАО "Южный Кузбасс" в аренду земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес"
Постановлением администрации Мысковского городского округа N 884-п от 4 июля 2019 г. категория указанного земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" переведена из категории "Земли населенных пунктов" в категорию "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Дополнительным соглашением N от 12 марта 2020 г. к договору аренды N от 1 августа 2020 г. в пункт "данные изъяты" внесены изменения в части категории земель, из которых был предоставлен земельный участок, а именно "... из земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения".
Прокуратурой города Мыски в ходе осуществления надзора за законностью муниципальных нормативных правовых актов установлено, что постановлением администрации Мысковского городского округа от 4 июля 2019 г. N 884-п перевод земельного участка с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", из категории "Земли населенных пунктов" в категорию "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения" переведен незаконно в связи с отсутствием у администрации Мысковского городского округа соответствующих полномочий.
В этой связи исполняющим обязанности прокурора г. Мыски главе Мысковского городского округа 28 мая 2021 г. направлен протест с требованием отменить постановление администрации Мысковского городского округа N 884-п от 4 июля 2019 г. "О переводе категории земель".
Администрация Мысковского городского округа в рамках рассмотрения названного протеста приняла 8 июня 2021 г. постановление N 895-нп, которым отменила постановление администрации Мысковского городского округа N 884-п от 4 июля 2019 г. "О переводе категории земель" с момента его издания, тем самым исполнила требования протеста исполняющего обязанности прокурора г. Мыски.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьей 12 Конституции Российской Федерации, статьями 7 и 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частями 1 и 2 статьи 23 Закона "О прокуратуре Российской Федерации", частью 1 статьи 7, частью 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 2, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пунктами 5, 5-1, 5-2 статьи 3 Закона Кемеровской области от 4 июля 2002 г. N49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области - Кузбасса в сфере земельных отношений", Постановлением от 18 декабря 2015 г. N 418 "О реализации на территории Кемеровской области Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", статьями 43-44 Устава Мысковского городского округа, утвержденного Решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 18 ноября 2010 г. N 70-н), пришел к выводу, что оспариваемый нормативный акт не противоречит требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, принят ответчиком в пределах предоставленных ему законом полномочий, с соблюдением процедуры принятия, введено в действие путем опубликования в городской газете "Мыски" в номере 41 от 14 октября 2021 г, прав и законных интересов административного истца не нарушает.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
Оспаривая законность принятых по настоящему делу судебных актов, заявитель указывает, что судами не были установлены для правильного разрешения заявленного требования необходимые обстоятельства и не исследованы надлежащие доказательства, поскольку основанием для принятия решения об изменении категории спорного земельного участка послужило изменения Генерального плана Мысковского городского округа в части изменения границ населенных пунктов, что влекло безусловное изменение категории земельного участка. Полагает основанными на неправильном применении норм материального права выводы судов об отсутствии у главы Мысковского городского округа компетенции на принятие постановления от 4 июля 2019 г. N 884-п, что подтверждается последующими отказами Правительства Кемеровской области-Кузбасса при обращении с ходатайствами о переводе земель из категории земель населенных пунктов. Полагает, что признание не действующим нормативного правового акта возможно только в судебном порядке, его отмена в порядке самоконтроля противоречит действующему правовому регулированию, как и отмена постановления с даты его принятия, поскольку применительно к возникшим правоотношениям невозможно придание закону обратной силы.
Данные доводы на наличие оснований для отмены судебных актов не указывают.
Решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 30 апреля 2019 г. N 21-н были внесены изменения в Генеральный план муниципального образования "Московский городской округ" Кемеровской области г. Мыски, утвержденный решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 20 ноября 2008 г. N 9-н, так были установлены границы населенных пунктов (включая г. Мыски), согласно каталогу координат поворотных точек.
Указанным решением спорный земельный участок, как установлено судами и не оспаривалось сторонами, исключен из границ населенных пунктов, входящих в Мысковский городской округ.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" изменение границ населённых пунктов в данном случае является переводом земельного участка из категории земель населенных пунктов, при этом, поскольку собственность в отношении данного земельного участка не разграничена, дальнейшее определение его категории должно осуществляться в соответствии с Законом Кемеровской области от 4 июля 2002 г. N 49-ОЗ "О разграничении полномочий между органами государственной власти Кемеровской области-Кузбасс в сфере земельных отношений", который относительно указанного вопроса компетентным органом определилвысший орган исполнительного органа государственной власти Кемеровской области-Кузбасса.
При таких данных суды пришли к правильному выводу о соответствии закону оспариваемого постановления от 8 июня 2021 г. N 895-нп, которым было отменено принятое с нарушением компетенции постановление о переводе категории земельного участка, доводы подателя жалобы о неправильном применении судами норм материального права ошибочны, основаны на неправильном толковании закона. С учетом обстоятельств настоящего дела не имеет правового значения указание на отклонение Правительством Кемеровской области-Кузбасса ходатайств о переводе категории земель в отношении иных земельных участков. Довод о придании закону обратной силы необоснован, поскольку при реализации органом местного самоуправления полномочия на отмену нормативного правового акта, принятого с нарушением закона, последний подлежит отмене с даты принятия.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Мысковского городского суда Кемеровской области от 22 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 20 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 26 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.